Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:25, доклад
Идеи «Вечного мира» и Всемирной федерации И. Канта Ка
Иммануил Кант написал трактат «К вечному миру» (1745), отдав дань миротворческим исканиям европейских мыслителей. Эта работа сформировало начало идеалистической традиции в теориях международных отношений. Одна из проблем, которую Кант обсуждал в трактате «К вечному миру»,- вопрос о форме государственности: демократия или республика?
Содержание
Биография И. Канта…………………………………………………….……...3
Идеи «Вечного мира» и Всемирной федерации И. Канта…………….…….3
Белгородский
государственный научно-
Проектная
работа: Идеи «Вечного
мира» и Всемирной федерации
И. Канта .
Подготовила
студентка группы 211101
Тоцкая
Софья Викторовна
Белгород, 2011 год
Содержание
Иммануил Кант родился 27 апреля 1724 года в Кенигсберге, где и прожил почти всю жизнь, не выезжая за пределы города, умер в том же городе 17 февраля 1804 года. Отец его Иоганн Георг Кант был небогатым мастером седельного цеха. Кант воспитывался в среде, где особое влияние имели идеи пиетизма – радикального обновленческого движения в лютеранстве. После обучения в пиетистской школе, где он обнаружил прекрасные способности к латинскому языку, на котором впоследствии были написаны все его четыре диссертации (древнегреческий и французский Кант знал хуже, а английским почти не владел), в 1740 Кант поступил в Кенигсбергский университет «Альбертину». С 1747 Кант в силу финансовых обстоятельств работает домашним учителем за пределами Кенигсберга в семьях пастора, помещика и графа. В 1755 Кант возвращается в Кенигсберг и, завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию «Об огне». Затем в течение года он защищает еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не становится и работает экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета. За свою преподавательскую карьеру Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии. В 1796 он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803.
Знамениты образ жизни Канта и многие его привычки, особенно проявившиеся после покупки им в 1784 собственного дома. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лямпе, Кант вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные, но только не философские темы. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу. По вечерам Кант любил разглядывать здание собора, которое было очень хорошо видно из окна его комнаты.
Кант всегда тщательно следил за своим здоровьем и разработал оригинальную систему гигиенических предписаний. Он не был женат, хотя и не имел каких-то особых предубеждений относительно женской половины человечества.
В своих философских взглядах Кант испытал влияние Х. Вольфа, А. Г. Баумгартена, Ж. Ж. Руссо, Д. Юма и др. мыслителей. По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он говорил, что сочинения последнего отучили его от высокомерия. Юм «пробудил» Канта «от догматического сна». Важнейшие проблемы философии Канта стали:гносеология, учение о государстве и праве, эстетические взгляды и учения о вечном мире.
2. Идеи «Вечного мира» и Всемирной федерации И. Канта Ка
Иммануил Кант написал трактат «К вечному миру» (1745), отдав дань миротворческим исканиям европейских мыслителей. Эта работа сформировало начало идеалистической традиции в теориях международных отношений. Одна из проблем, которую Кант обсуждал в трактате «К вечному миру»,- вопрос о форме государственности: демократия или республика? Важность этой проблемы, поднятой Кантом в 18 веке, подчеркивает один из современных авторов – Георг Гайзман. Сам Кант говорит об этом так: «Форма государства может быть разделена или в зависимости от числа лиц, обладающих верховной властью, или по способу управления народом его верховным главой, кем бы этот последний ни был.» Первую форму государства Кант называет формой господства и выделяет три её вида:э
В свою очередь, вторую форму государства он называет формой правления, связывая её с конституцией. Эту форму Кант квалифицирует в зависимости от того, как государство распоряжается своей властью. Он выделяет две формы правления:
Согласно Канту, демократия может существовать в виде деспотичной формы правления. В свою очередь, полагает Кант, республика противостоит деспотизму. Только в рамках республики, по Канту, толпа превращается в народ. Главное отличие республики от деспотизма заключается в отделении исполнительной власти от законодательной. Демократия же, в рамках его концепции, по своей сути и есть деспотизм, так как получается, что решение принимают все, «которые на самом деле не все». В отличие от других форм правления демократия, по Канту, не согласуется с духом представительной системы. Она этого не может по своему существу, так как в ней хотят властвовать все. Один из выводов, которые делает Кант, можно представить следующим образом: чем меньше персонал государственной власти и чем шире его представительство, тем оно ближе к республиканизму. В случае демократии этого можно достигнуть только при условии насильственной революции. Кант такой путь отвергает. Он пишет о том, что ни одна из древних республик, не зная представительной системы, неизбежно превращалась в деспотизм. и к
Признаки республики по Канту:
Не менее важным для решения проблемы вечного мира Кант считает состояние армии в государствах. Мыслитель видит угрозу в постоянных армиях. Он считает, что армии постоянно готовые к войне, угрожают тем самым другим государствам. Каковы же могут быть последствия, связанные с содержанием постоянной армии? Ответ на этот вопрос легко можно найти в работе философа. Государства наращивают военную мощь в мирное время, поэтому мир начинает обходиться дороже, чем короткая война. Таким образом, постоянные армии служат источником угрозы начала боевых действий, а так же в постоянных армиях нарушаются естественные права человека. Он обосновывает это так: нанимать людей для того, чтобы убивать и заставлять их рисковать собственной жизнью, - значит использовать людей в качестве машин, что в понимании мыслителя противоречит правам человека. Нельзя не признать замечательной мысли Канта о верховных правах народа, в частности в отношении вечного мира. Только народ может дать согласие на ведение войны, и люди, бесспорно, должны хорошо подумать, прежде чем начать скверную игру, ведь все тяготы войны им придется взять на себя, в то время как абсолютный владыка государства, в котором его подданный не есть гражданин, легко может решиться начать войну по самому незначительному поводу. Критикуя наличие постоянных армий у государства, Кант находит альтернативу, - добровольное для граждан обучение обращению с оружием.
Продолжая анализ «армейского вопроса», Кант исследует финансовую составляющую. Войны требуют больших финансовых затрат. «Легкость получения денег переливается в легкость ведения войны для власть имущих». Деньги, затраченные на армию, могли бы принести больше пользы в виде мирных инвестиций.
Кант считал войну «средством естественного состояния утвердить свои права силой, когда ни одна из сторон не может быть объявлена неправой и лишь исход войны решает, на чьей стороне право». В заключение следует добавить, что Кант считает «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не естественным состоянием, а наоборот состоянием войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действие, то постоянная их угроза». Кант не строил иллюзий насчет правителей, которые «никогда не могут пресытиться войной», он говорил о «порочности человеческой природы, которая в своем настоящем виде проявляется в свободных отношениях государств». Тогда как же установить состояние вечного мира? Кант пишет, что состояние вечного мира устанавливается с помощью права. Кант предложил объединить все государства единой правовой системой и при этом сохранить индивидуальность каждой страны, входящей в этот союз-федерацию. Кант пишет, что для вечного мира недостаточно желания всех отдельных людей жить в правовом устройстве по принципам свободы; необходимо, чтобы все вместе захотели такого состояния, а этого нельзя добиться с помощью индивидуального устремления каждого. Таким образом, оказывается, что идея вечного мира должна воплотиться в коллективном сознании общества. Эта идея должна стать психологической и поведенческой характеристикой многочисленных социальных групп. Она должна воплотиться в социальных установках, стать объектом социального познания и социального действия. Кант верил в возможность установления с помощью всеобщей воли общественного договора межу государствами, но признавал, что «на практике нельзя рассчитывать на иное начало правового состояния, кроме принуждения.» В этом пункте обнаруживалась слабость его проекта вечного мира в части гарантии его реализации.
План содержал шесть прелиминарных статей (в сокращенном изложении):
Идея всемирной федерации являлась оригинальным отличаем идей Канта от большинства проектов вечного мира, в которых его гарантом выступала универсальная международная организация. Возможно назвать утопической его идею всемирного «федеративного объединения государств», которая выдвигалась как альтернатива слиянию государств в «единую державу, превосходящую другие и переходящую во всемирную монархию».
Одна из современных
точек зрения состоит в том, что
идея вечного мира вообще трудна для
реализации в современном обществе.
ибо всегда существует кто-то, кого
она не устроит. Одним из условий
воплощения этой идеи является понимание
её всеми одинаково. но все люди разные.
В современном мире, если у страны не будет
армии, эту страну уничтожат: либо извне,
либо изнутри. К 21 веку человек создал
такое количество оружия, которое может
сотни раз уничтожить всю землю. оказывается,
что в веке нынешнем армия «как скопление
людей» уже не имеет такого смысла, что
в 18 веке, но количество оружия на одну
страну имеет огромное значение. Таким
образом, идеи Канта, содержащиеся в трактате
«К вечному миру», не только не устарели,
но с каждым днем приобретают все большую
и большую актуальность для современного
общества. Демократия, война, армия, мир
– все эти проблемы, рассмотренные Кантом,
имеют важное значение не только для жизни,
но и для выживания современных стран.
Правда воплотить идеи Канта в жизнь не
так просто, как может показаться, и мы
являемся свидетелями трудности их реализации
(ООН, Евросоюз).
Информация о работе Идеи «Вечного мира» и Всемирной федерации И. Канта .