Идеи Канта о "Вечном мире"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой задачи для человечества ныне никто не подвергает уже сомнению.
В этой связи представляется небезынтересным вернуться к первоисточнику кантовской мысли, чтобы проследить ее отражение в современном международном праве и еще раз убедиться в справедливости той известной максимы, что идеи правят миром.

Работа содержит 1 файл

Учение.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

И как неизбежное следствие этого – «состояние мира должно быть установлено». Причем в результате сознательной и целенаправленной деятельности людей, вследствие их готовности и умения решать возникающие противоречия на условиях компромисса и взаимных уступок. Этот прогностический вывод Канта показывает несгибаемый исторический оптимизм его философской системы, столь разительно отличающейся от многих современных претендентов на звание «учителей и совести» человечества.

«Окончательные», то есть бесспорные статьи договора о вечном мире гласят следующее:

«Гражданское  устройство каждого государства  должно быть республиканским». И далее  он поясняет, что это «устройство, основанное, во-первых, на принципах  свободы членов общества (как людей), во-вторых, на основоположениях зависимости всех (как подданных) от единого общего законодательства и, в-третьих, на законе равенства всех (как граждан государства), есть устройство республиканское - единственное, проистекающее из идеи первоначального договора, на которой должно быть основано всякое правовое законодательство народа».

Вторая «окончательная»  статья договора, во многом предугадавшая  магистральное направление развития этой отрасли права в XX в., устанавливала, что «международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».

Поясняя свою мысль  и, по сути дела, предвосхищая идеи, положенные в основу Устава Организации Объединенных Наций в октябре 1945 г., Кант писал, что каждый народ «в целях своей  личной безопасности может и должен требовать от другого совместного вступления в устройство, подобное гражданскому, где каждому может быть обеспечено его право. Это был бы союз народов, который, однако, не должен быть государством народов. Последнее означало бы противоречие, ибо всякое государство содержит в себе отношение высшего (законодателя) к низшему (повинующемуся, то есть народу)».

Доказывая осуществимость, то есть возможность реализации этой идеи в исторической перспективе, автор  Договора о вечном мире также предвидел, что стало особо очевидным на пятьдесят шестом году существования ООН, что лишь такой союз народов, постоянный и непрерывно расширяющийся, «может сдержать поток антиправовых враждебных намерений, сохраняя, однако, постоянную опасность их проявления».

Однако Кант ошибался относительно того, что он называл «всемирно-гражданским правом», воплощенным ныне сначала во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем  и в Международном пакте о  гражданских и политических правах, которое, по его мнению, «должно быть ограничено условиями всеобщего гостеприимства» (ст. 3).

Трактат «К вечному  миру» был хорошо известен современникам, принеся его автору заслуженную  славу творца первой в мире, причем отнюдь не утопической, системы поддержания  коллективной безопасности.

И естественно, что идеи Канта получали дальнейшее развитие и распространение среди  его современников и последующих  поколений.  
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исключительное  положение Канта в мире современной  философской коммуникации, на мой  взгляд, в немалой степени объясняется тем, что он более любого другого мыслителя прошлого методически стремился к выявлению в сознании общезначимого и универсального.

Идея вечного  мира – завершающее звено гуманистической  философии Канта. В обществе, где  властвуют законы, царит мир. Вечный мир – это исключение войны из жизни общества. Войны с их бедствиями и разорениями могут тормозить прогрессивное развитие человечества, но моральный разум осуждает войны, и поэтому с развитием культуры и гуманности войн будет все меньше, пока они совсем не исчезнут. Философ видел серьезную угрозу миру в безграничном вооружении государств, ибо огромные затраты на вооружение и содержание армий, соперничество государств в увеличении военной мощи приводят неизбежно к войне.

Перед человечеством, по Канту, открываются две возможности достижения вечного мира: одна – путем договора, запрещающего войны, другая – «вечный мир» на всемирном кладбище человечества после истребительной войны.

Теоретическое обоснование Кантом борьбы за правопорядок и гласность, за выживание человечества чрезвычайно актуально и в наши дни, поскольку проникнуто высокими гуманистическими идеалами.

Однако, «Вечный  мир» до сих пор не осуществился не только по причине сохраняющихся  неравенства и несправедливости, не только потому, что многим еще выгодна война и беспорядок. Идея вечного мира Канта, по мнению Юргена Хабермаса, не реализовалась  во многом по той причине, что Кант «не предусмотрел трудности диалога с другими, не такими, как европейский, человек»1. Кант, по мнению Хабермаса, проявил нечувствительность к появлению нового исторического сознания и росту признания культурных различий, росту значимости неевропейских, нехристианских культур, что делает договоренность с ними, а, следовательно, и вечный мир проблематичными. Проблематичным явилось международное право, деятельность Лиги наций и ООН, которые не сумели предотвратить ни мировые, ни локальные войны. Хабермас объясняет маргинализацию ООН тем, что, помимо демократических государств, сюда входят авторитарные и деспотические государства, сопротивляющиеся Декларации прав человека, признанной Уставом ООН в качестве одного из важнейших своих документов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1.Всеобщая декларация  прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной  Ассамблеей ООН) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

2.Международный  пакт о гражданских и политических  правах от 19 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека. М., 1990.

3.Дойл М. Кант, либеральное наследие и внешняя  политика. // Вопросы философии. 2001. №  6.

4. «К вечному  миру» И. Канта /Подготовка  текста и вступительная статья  А.В.Гулыги. М.: Московский рабочий, 1989.

5.Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учебник / В.Н. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2003.

6.Мир философии.  Книга для чтения. Ч. 2. Человек.  Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991.

7.Мусский И.А. 100 новейших мыслителей. М.: Вече, 2000.

Информация о работе Идеи Канта о "Вечном мире"