Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:26, доклад
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диа
Объективный идеализм Гегеля.
Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма.
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития).
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Закон перехода количественных отношений в качественные. Закон перехода колич. изменений в качеств.описывает механизм саморазвития. Гегель дал определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Качество - это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика. Оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого. Качество любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через его свойства. Свойства предмета - это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т.д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является качество того или иного предмета, т.е. свойство - это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам. Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий. Различия между свойствами предмета и его качествами всегда относительны, ибо, то, что является свойством в одном отношении, становится качеством в другом отношении.
Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т.д. Вместе с тем, Гегель рассматривал качество и количество как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности. Непосредственно конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера - это не просто указатель не единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера - это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называются границами меры. Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться - уменьшаться или увеличиваться - в количественном отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменны. Если же подобное уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведет к изменению качества: количество перейдет в новое качество. Так, например, «степень температуры воды, - писал Гегель, - сначала не оказывает никакого влияния на ее капельно - жидкое состояние, но затем, при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой - в лед»11 (Гегель. Соч.Т.1.-С.186)..
Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.
Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок - это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок как сложное диалектическое состояние. Скачок - это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое - уже есть. Скачок - это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определенности.
Закон отрицания отрицания.
Закон направления развития (отрицание отрицания).
Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали.
При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество - категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие - это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности - это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие - это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.
Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида».11 Гегель. Соч. Т. 1. - С . 205
Другой неотъемлемой
стороной диалектического противоречия
является взаимное отрицание сторон
и тенденций. Именно поэтому, стороны
единого целого суть противоположности,
они находятся не только в состоянии взаимосвязи,
взаимообусловленности, но и взаимоотрицания,
взаимоисключения, взаимоотталкивания.
Гегель подчеркивал, что противоположности
в любой форме их конкретного единства
находятся в состоянии непрерывного движения
и такого взаимодействия между собой,
которое ведет к их взаимным переходам
друг в друга, к развитию взаимопроникающих
противоположностей, взаимопредполагающих
одна другую и в то же время борющихся,
отрицающих друг друга. Именно такого
рода
взаимоотношения противоположностей
Гегель называл противоречиями. Противоречия,
согласно учению Гегеля, являются внутренней
основой развития мира. Развитие представляет
собой процесс становления, обострения
и разрешения противоречий. Попробуем
описать этот процесс. Каждый предмет
первоначально существует как тождество
самому себе, в котором содержатся определенные
различия. В начале различия носят несущественный
характер, затем превращаются в существенные
и, наконец, переходят в противоположности.
Противоположности, в данном случае, отражают
взаимоотношения таких внутренне присущих
любому предмету сторон, которые равным
образом отличаются друг от друга, но своими
действиями, функциями одновременно обусловливают
и исключают друг друга. Развитие противоположностей
достигает стадии противоречия, которая
фиксируется моментом единства и борьбы
противоположностей. Вот эта стадия становления
противоречия, которая характеризуется
конфликтом, острым противостоянием сторон,
разрешается переходом противоположностей
не только друг к другу, но и в более высокие
формы развития данного предмета. Разрешение
любого конфликта противоречий представляет
собой скачок, качественное изменение
данного объекта, превращение его в качественно
иной объект, отрицание новым объектом
старого, возникновение новых, иных противоречий,
присущих объекту нового качества.
Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.
Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность, Гегель, прежде всего, связывал с происхождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения - (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Эту существенную сторону действия закона - отрицание отрицания - Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне, уровне движения чистой мысли, так и на конкретных примерах. Процесс отрицание отрицания, как чисто логический процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растений. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере.
Произошло отрицание отрицания. Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому», и переходящую на новую, более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином «снятие». Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон единства
и борьбы противоположностей. Противоречие
между формой и содержанием, возможностью
и реальностью. Причина развития
- единство и борьба противоположностей.
Это присуще духу. Изначально тождество,
но потенциально таит различие. Тождество
- различие - противоположность. Противоположности
взаимодействуют, то есть борются. Борьба
ведет к трем исходам: взаимное уничтожение,
иллюминация одной из сторон или компромисс.
Противоположности - это такие стороны,
моменты, предметы, которые одновременно
неразрывно связаны, взаимоисключают
друг друга, причем не только в разных,
но и в одном и том же отношении, взаимопроникают
и - при определенных условиях - переходят
друг в друга.
Помимо диалектического истолкования
категории и разработки трех
законов, диалектический метод Гегеля
включает в себя такие принципы
анализа действительности, как восхождение
от абстрактного к конкретному,
соответствие исторического и логического,
всесторонности и другие. Это
наследие вошло в сокровищницу мировой
философской мысли.
Исходя из
диалектического положения о
единстве сущности и явления, Гегель
отверг кантовское учение о непознаваемости
"вещи в себе"; в природе вещей
нет никаких непреодолимых
В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абсолютная идея существовавшая до природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта). Построена на единстве триады тезис - антитезис - синтез. Его система вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и т.д.