Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:53, контрольная работа
Идеализм (от франц. idealisme < лат. idea - прообраз, идея) - "общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания".
ВВЕДЕНИЕ
1. ИДИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ………………………… 2-
1.1. Основные определения……………………………………... 3-
1.2. Философия Платона ………………………………………..
2. ФИЛОСОФИЯ Р.ДЕКАРТА……………………………………..
3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ М.ГРУШЕВСКОГО……………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРИ
ВВЕДЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРИ
1.1. Основные определения.
Идеализм (от франц. idealisme < лат. idea - прообраз, идея) - "общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания".
Термин
"идеалисты" использовал
Как бы там ни было идеализм - это строительство моделей мироздания и человеческих отношений на основе образов, рождающихся в головах философов. Ценность придумок в том, на сколько они близки к "идеальным" образам, имеющихся в голове Бога и переданных людям через всевозможные Священные Тексты.
Идея (от лат. idea - видность, вид, форма, прообраз) - умопостигаемый и вечный прообраз вещей в божественном уме (Бог творит вещи согласно своим замыслам), идеал, к которому разум должен стремиться, но которого он никогда не сможет достичь.
Существуют две мировоззренческие крайности: религия и материализм. Любые промежуточные направления представляют собой разнообразные идеализмы, которые развивают теоретические схемы, увязывающие божественное сознание с человеческим; пытаются разложить бесконечный разум Бога на сознания множества обывателей; отождествляют божьи мысли с идеями (эталонами), д́олжными постигаться людьми в своих тварных изысканиях.
"Материализм", как высшая степень примитивности наукообразного знания, означал полный отказ от Божественного начала и стал последним шагом отчаявшихся идеалистов, оканчивающих творческую жизнь вульгарным атеизмом.
а) Абсолютный идеализм развивался под сильным влиянием немецкого философа Георга Гегеля (Georg W.F. Hegel, 1770-1831), которое после его смерти пошло в двух направлениях: одни, в числе которых были два немца Карл Маркс (Carl Heinrich Marx, 1818-1883) и Фридрих Энгельс (Friedrich Engels, 1820-1895), разрабатывавших в основном материалистическую диалектику, а другие делали упор на идеализм. К последнему крылу неогегельянцев принадлежал и английский философ Фрэнсис Брэдли (Francis Herbert Bradley, 1846-1924), ставший главой этого направления.
б) Объективный идеализм - совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности (вида бытия). Основные признаки:
- отрицает
существование мира в виде
совокупности результатов
- считает
первоосновой мира некое
Объективный
идеализм представлен
в) Субъективный идеализм - группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.
Радикальной
формой субъективного
Платон был первым «полным» идеалистом. Он считает, что знание находится в душе человека.
Продолжая учение Сократа, Платон выстраивает идею парадокса знаний. Парадокс знаний состоит в следующем: «Если мы что-либо знаем, то зачем процесс познания? А если не знаем, то как узнать, что нужно познавать?». Иногда сформулировать вопрос, считает Платон, сложнее, чем ответить на него. Платон приходит к выводу, что знания находятся в душе человека.
Платон полагает, что в душе человека существуют истинные мнения. Эти истинные мнения превращаются в знание тогда, когда их разбудят вопросом. Вопрос же этот, в свою очередь, возникает на основе чувственных переживаний.
Знание – это знание сущности позиций. Платон приходит к выводу, что сущностное знание – это знание идей, которые прикладываются к различным вещам. К примеру, идея прекрасного, считает он, находится в душе. Возникает вопрос: откуда идея появилась в душе? Платон приходит к выводу, что существует мир идей.
Платон считает, что душа человека – бессмертна. До воплощения в человека она сталкивается с миром идей и привносит его в человека. Мир идей – первичный мир. Существует противоположность миру идей. Этой противоположностью является материя. Всё материальное, считает Платон, это небытие, а конкретная жизнь – это смесь идей и материи.
Платон говорит об идее пещеры: наш мир, подобно теням в пещере, является отражением от мира идей. Мир вещей характеризуется как мир постоянного становления, движения.
В этом мире существует пять пар противоположностей, в каждой из которых половина принадлежит миру идей, а другая половина – материи.
Эти пять пар противоположностей выглядят следующим образом:
Пять пар противоположностей мира вещей.
Противоположность,
Противоположность, относящаяся к миру
идей
Бытие Небытие
Тождественное Нетождественное
Неизменное Изменчивое
Неподвижное Движущееся
Причастное к единству Множественное
Мир идей характеризуется следующими качествами: идеи объективны, безотносительны (идея прекрасного, к примеру), независимы от всех чувственных определений, а также от всех условий пространства и времени.
Существует иерархия идей (по возрастанию важности):
К ним относятся идей таких качеств как, к примеру, прекрасное или благо.
Например, идея теплопередачи как физического явления.
К примеру, идеи человека или насекомого.
Например, идеи паровоза или самолёта.
К примеру, такие идеи как идея равенства, идея дружбы или идея любви.
Пункты 4. и 5. иерархии идей Платон позднее исключил из неё, так как в них описывается деятельность человека.
Идеи у Платона – это, во-первых, причина вещей, во-вторых - это замысел вещи, а в-третьих – это цель конкретного воплощения идеи.
Учение о государстве.
Существует несколько форм государства:
Тимократия.
Это власть честолюбивых властолюбцев. При такой форме государства начинается расслоение общества, имеющее высокий темп, вследствие чего к власти приходят богатые люди.
Олигархия.
Это власть очень богатых людей. При такой форме государства народ стремительно беднеет, вследствие чего к власти приходит охлократия.
Охлократия.
Это власть толпы. При такой форме государства человек теряет свою индивидуальность, своё собственное «я». Охлократия существует сравнительно недолгий промежуток времени.
Демократия.
Это власть народа. При такой форме государства правителями являются те люди, которых выбирает народ. Следствием является то, что к власти приходят непрофессионалы. Народ «задыхается» от переизбытка свободы.
Тирания.
Это власть силы. Правителям-тиранам, для поддержания своей платформы, необходимо постоянно вести войну для того, чтобы народ постоянно нуждался в вожде.
Платон считает что «золотое время» человечества осталось позади его времени и что все эти формы государства плохи. Он создаёт свою модель идеального государства.
Главным принципом государства Платона является справедливость, то есть каждый человек в его государстве должен делать то, что ему положено.
В идеальном государстве Платона люди делятся на три класса:
Работники;
Воины, стража;
Правители;
Платон говорит, что люди всех трёх классов созданы богами из разных материалов. Правители созданы из золота, войны созданы из стали, а работники – из меди.
Правители с самого рождения проходят колоссальную школу управления государством. Они должны передавать престол по наследству детям, которые были зачаты не по любви, а от различных связей. Человек, которому будет передан престол, выбирается не самим правителем, а государством. Аналогичная ситуация и у воинов.
Воинов готовят с ранних лет, проводя через множество сложнейших испытаний. На время обучения, для воинов накладывается запрет на употребление алкоголя, любовь и так далее… При достижении восемнадцати лет их «окунают» в бездну разврата, любви и плотских удовольствий. Если молодой человек показал, что всё это ему не нужно, то он заслуживает почётное право стать воином.
У правителей и у воинов не может быть ни имущества, ни семей, ни законных (брачных) детей. Работники, напротив, не участвуют в управлении государством, но имеют право обладать имуществом и семьями.
Платон пытался, хотя и безуспешно, устроить идеальное государство на острове Сицилия.
Философы древнего мира были одновременно естествоиспытателями. Эта особенность развития философии и естествознания определила форму материализма древних, самый его подход к объяснению природных явлений. Детерминизм древних восточных, греческих и римский философов-материалистов был органической составной частью их материалистического мировоззрения, способствовал развитию тогда ещё не расчленённой науки. Первоначальные научные представления о естественной, объективной связи причин и следствий, углубляя познания людьми природных явлений, составляли одно из важнейших достижений древнего материализма в его борьбе против религии и идеализма. Общей чертой ряда направлений наивного материализма древних было то, что они включали в себя стихийно-диалектический подход к миру. Первоначальный материалистический взгляд на мир, как на поток, лежал в основе стихийной диалектики материалистов древности. Многочисленные попытки материалистического подхода к природным явлениям, составляют одну из важнейших исторических заслуг древнего материализма. Основные диалектические законы развития природы, общества и познания ещё не были раскрыты древними мыслителями, но они уже высказали ряд плодотворных догадок о движении и развития мира и его явлений, об их всеобщей связи, о борьбе и единстве противоположностей. С именами философов – материалистов связаны важнейшие достижения древнего естествознания, составляющего вместе с материалистической философией одно нерасчлененное целое.
2. ФИЛОСОФИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА
Рене Декарт (1596 - 1650) родился в семье, принадлежавшей к знатному роду Турени, что предопределяло его будущее на стезе воинской службы. В школе иезуитов, которую закончил Декарт, у него обнаружилась сильная склонность к занятиям математикой и безусловное неприятие схоластической традиции. Ратная жизнь (а Декарту пришлось участвовать в Тридцатилетней войне) не привлекала мыслителя и в 1629 г. он оставляет службу, удаляется от света, избирает местом своего пребывания самую свободную тогда страну Европы - Голландию - и в течении 20 лет занят исключительно научными трудами. В 1649 г. он принимает приглашение шведской королевы Христины помочь ей основать Академию Наук. Непривычный для философа режим дня (встречи с "царственной ученицей" в 5 часов утра), суровый климат Швеции и напряженная работа стали причиной его преждевременной кончины.