Идеалистическая диалектика и учение об абсолютной идее Г.Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:04, реферат

Описание работы

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт, — 14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Родился в семье чиновника. В 1788—93 учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1793—1801 домашний преподаватель в Берне и Франкфурте-на-Майне. С 1801 жил в Иене, занимаясь научным и литературным трудом, в 1807 редактировал газету в Бамберге. С 1808 по 1816 директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 до конца жизни профессор философии в университетах Гейдельберга (1816—18) и Берлина (с 1818).

Содержание

Введение 3

Идеалистическая диалектика и учение об абсолютной идее Г.Гегеля 5

Заключение 13

Список использованых источников и литературы 14

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 29.64 Кб (Скачать)

        Идеализм  делится на субъективный идеализм и  материализм по факту признания  действительного сознания (или только человеческого сознания).

        Если, как  обычно считалось, идеализм – философское  направление, в противоположность  материализму рассматривающее сознание, как первичное по отношению к  материи, то, получается, что сознание было до появления человека, т.е. объективно и вне человеческого сознания, следовательно, по определению материи  материализмом… есть материя, одна из форм материи. И тогда говорить о  том, что первично (материя или  какое-то ее представление, форма), становится бессмысленным. Если все равно не считать сознание материей или ее формой, тогда необходимо уточнить или изменить определение материи, а это ведет к фундаментальному перевороту в философских науках и к переосознанию естественных наук; но этого не сделано, значит, материя  признается, все еще, в ее архаическом  определении, и это требуется  учитывать…

        Если сознание – это дух или идея, то многое, считающееся идеализмом, но не определенное на основе идеи или духа, тогда им не является, и требуется переопределить термин «идеализм». Если же упорно вести  вопрос к философии Гегеля, то в  ней: 1) идея вне человеческого сознания и не зависит от него, т.е. получается «материальной», 2) более того, главное, сознание – не идея, а нечто иное. Иными словами, как раз идея (понимание ее) мешает причислить философию Гегеля к идеализму. Если же именно идея и дух означают идеализм, то лучше сказать, что философия Гегеля уникальна, а философиям Канта и др. подыскать еще какое-то обобщающее определение.

        Если, как  иногда считается, идеализм – полное отрицание материального мира, то такое понимание не относится  к философии Гегеля, рассматривающей  исторический ход событий и человеческое общество. Признание Бога есть вера, а не философия. Поэтому понимание  идеализма как философского направления, в противоположность материализму рассматривающего сознание, как первичное  по отношению к материи, ни методологически, ни логически некорректно.

        Таким образом, говорить о том, что философия  Гегеля является идеализмом, значит, поставить  вопрос о самом идеализме или  о материализме, и многие научные  издания и работы окажутся в щекотливом положении. А если не считать философию  Гегеля идеализмом, то его понимание  обретает известные смыслы, но если не включает солипсизм и верования.

        Таким образом, представление об идеализме философии  Гегеля возникло в силу некорректного  определения идеализма и материализма, а также в силу ее непонимания. А, быть может, в силу преднамеренных или непреднамеренных ее искажений  или в силу материалистического  противодействия ей, но неудачного.

        Более того, используя термин «сознание» нужно  знать его определение, а его  нет в философских науках, как  и понимания (источника) движения сознания. А домыслы Энгельса не являются состоятельными: идея, дух или человеческое сознание – явно не сознание.

        Сознание, как  показал Гегель, когда единичность  была установлена, как негативное его  самого, «удостоверилось в самом  себе как в реальности, или в  том, что вся действительность есть не что иное, как оно… оно, следовательно, относится к ней как идеализм»;

        Но идеализм «провозглашает непосредственную достоверность, идеализм провозглашает простое  единство самосознания всей реальностью  и непосредственно выдает это единство за сущность, не достигая понятия этого единства.

        Итак, согласно диалектической философии, идеализм есть всего лишь относящееся к реальности (той, или иной, или всеобщей) несовершенное (само) сознание, определившее только единичность. Иными словами, идеализм есть представления (исследования), еще только пытающиеся уйти от непосредственной достоверности, бытующие, поэтому в заблуждениях и/или ограничивающиеся «вещью в  себе», т.е. идеализм есть все философские  учения кроме диалектической философии, взошедшей на ступень абсолютного  знания.

        Идеализм  делится на субъективный идеализм и  материализм, но по факту признания  действительного сознания (или только человеческого сознания). А философию  Гегеля ну никак нельзя назвать (ограниченным) идеализмом. Но мы скажем проще: попытки  классификации философии Гегеля не укладываются в известные рамки, более того, идеализм и материализм  есть частности по отношению к  ней.

        А если идеализм понимать в еще одном значении этого термина – как приверженность высоким нравственным идеалам, то в  этом смысле философия Гегеля есть таковая. Тут возразить будет  нечего. Действительность не есть материальное.

        Современная диалектическая философия различает, в первую очередь, сознание, действительное сознание, самосознание, непосредственное сознание, а также человеческое сознание, сознание чувственной достоверности, восприятие, рассудок, общественное сознание (напр., в силу последнего существенно рассмотрение закономерностей развития общества, в т.ч. законы политической экономии, в частности, всеобщий закон капитализма Маркса). 
 
 

        Заключение

        В оценке философии  у Гегеля есть много ценного. Он подчёркивал, что философское обобщение действительности не есть дело произвола, капризное желание  пройтись для перемены разочек на голове, после того, как ходили долго  на ногах. Но он не отвергал содержание положительных наук, просто философия  не должна с ними считаться.

        Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический метод понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений  в качественные, вопросы природы  теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых  осуществляется это теоретическое  мышление. Метод, согласно Гегелю, - это  не совокупность искусственных приёмов  изобретённых человеком, он есть нечто, что не зависит от предмета исследования. Метод - отражение реальной связи, движения, развития явлений объективного мира. Гегель показал, что познание есть исторический процесс. Поэтому истина - это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается; логические формы, в которых развивается  истина, имеют объективный характер. В силу своего идеалистического характера  философия природы Гегеля оказалась  наиболее слабой частью его системы. В ней особенно резко выразилось противоречие между идеализмом и  науками о природе, невозможность  примирения идеалистического истолкования природы с ее научным исследованием. Ввиду исходных идеалистических  посылок своей философии Гегель вынужден был рассматривать природу  как «конечную» сферу существования  «абсолютной идеи», приписывая природе  ту ограниченность, которая была свойственна  лишь тогдашним естественнонаучным представлениям. Поэтому Гегель не смог преодолеть и метафизического, механистического понимания природы, хотя в ряде вопросов он стоял выше современных ему естествоиспытателей  и подвергал критике их узкий  эмпиризм и метафизически-механистический  подход к явлениям природы.

        Список  использованых источников и литературы 

       
  1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М., 1974
  2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия, М., 1986
  3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1977. Т. 3. С. 394-415.
  4. Попер К. Вопросы философии.— 1995.— №1.— С. 118—138.
  5. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ. 2004. - 520 с.

Информация о работе Идеалистическая диалектика и учение об абсолютной идее Г.Гегеля