Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:13, доклад
Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Аквинат разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». В силу того что, по Аквинату, конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиального противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией.
Введение 3
1.Биография Фомы Аквинского 4
2.Антропология Фомы Аквинского 5
Заключение 7
Список использованных источников 8
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мордовский
государственный университет
Рузаевский
институт машиностроения (филиал)
Кафедра
гуманитарных дисциплин
ДОКЛАД
ПО ФИЛОСОФСКОЙ
АНТРОПОЛОГИИ
Тема: «Христианская
антропология Фомы Аквинского»
Выполнил: студент гр. 403
Кузнецов
А.Н.
Рузаевка
2010
Содержание:
Введение
Заключение
Список использованных
Фома Аквинский (1225 или 1226—1274) — центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма. Наследие этого мыслителя весьма обширно. Особое место занимают два монументальных его труда — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (иногда именуется «Сумма философии»). Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля, последователем которого был. В его работах кроме богословия и философии рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики.
Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Аквинат разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». В силу того что, по Аквинату, конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиального противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией. Однако не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству. Философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Религиозная истина, по словам Аквината, не может быть уязвима со стороны философии, в чисто жизненном, практически-нравственном отношении любовь к Богу важнее познания Бога.
Фома Аквинский (лат. Thomas Aquinas, нтал. Tommaso d'Aquino) (1225—7 марта 1274) — средневековый философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма. Родился близ Акупно в Неаполитанском королевстве. Воспитывался и учился в монастыре Монтекасснно, затем учился в Неаполе (1239—44); в 1244 вступил в орден доминиканцев. Образование завершил под руководством Альберта фон Болыитедта в Парижском (1245—48) и Кёльнском университетахтах (1248—52). Преподавал в Париже, Риме, Неаполе. В 1269—72 возглавил в Париж, университете борьбу против Сигера Брабантского и Париж, аверроизма. В 1323 был причислен к лику святых.
В обширном наследии Фомы Аквинского центр, место занимают два монументальных итоговых труда — «Сумма теологии» («Summa theologiae» включает около 3000 тематических разделов, неокончена) и «Сумма против язычников», т. е. гл. обр. против арабов («Summa contra gentiles», иногда обозначаемая как «Summa philosophiae» — «Сумма философии»); далее должны быть отмечены комментарии на тексты Библии и Аристотеля, на книгу «О причинах» (в которой Фома Аквйнский справедливо усмотрел конспект текстов Лрокла), на «Сентенции» Петра Ломбардского, а также статьи по отдельным философским и теологическим вопросам, связанные с практикой схоластич. диспутов («Questiones quodlibetales» и особенно важные «Questiones disputatae»).
В сочинениях Фомы Аквинского с образцовой четкостью выступает схема схоластического изложения. Каждый раздел (articulus) открывается выставлением аргументов в пользу того положения, против которого автор намерен выступить («Представляется, что ...»), затем следуют контраргументы («Но против этого ...»), в центре стоит гл. часть (corpus) раздела («Отвечаю, что должно сказать ...»), и все замыкается опровержением по пунктам аргументов противной стороны («На первое должно сказать, что ...» и т. д.).
Антропология Фомы Аквинского исходит из представления о человеческом индивидууме как личностном соединении души и животворимого ею тела. Душа нематериальна и самосуща, или субстанциальна, однако сама по себе не есть полный человек и получает завершающее осуществление лишь через тело. Эту идею Фома Аквинский защищает против платонически-августиновского спиритуализма, часто игнорировавшего значимость тела, и против своего гл. оппонента — аверроистского монопсихизма, отрицавшего сущностную реальность личностной души и учившего о единой безличной интеллектуальной душе во всех мыслящих существах мироздания. Во всяком пренебрежении к телесному Фома Аквинский усматривает рецидив манихейства и одновременно нежизненное теоретизирование, вступающее в конфликт с опытом и здравым смыслом. Он подчеркивает, что тело соучаствует в чисто духовной деятельности человека и до известной степени предопределяет последнюю: «Поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения». Только две потенции души (правда, наиболее благородные — мышление и воление) сохраняются в душе, расставшейся с телом; реализация всех остальных потенций невозможна вне тела. Учение Оригена о сущностном тождестве ангельской и человеческой природы должно быть отвергнуто. «Человек не есть только душа, но некое соединение души и тела», а не (согласно платонической формулировке) «душа, пользующаяся телом». Человеческая душа есть не только двигатель (motor) тела, извне на него воздействующий, но его субстанциальная форма и притом единственная.
Эта концепция вызвала немало нареканий со стороны августинистско-францисканских оппонентов Фомы Аквинского, пока не была принята на Вьеннском соборе в 1314 в качестве ортодокс, доктрины католической церкви.
С другой стороны, в аверроизме Фома Аквинский видел радикальное ниспровержение христианской эсхатологии, апеллирующей к вечным судьбам как раз отдельной, личной души. Личность есть для Фомы Аквинского «самое благородное во всей разумной природе», интеллект же, как достояние разумной души, есть каждый раз личный интеллект («утверждение, будто интеллект у всех людей един, совершенно несостоятельно») и постольку не абсолютное начало, но часть психофизического организма. Только в боге интеллект есть сущность, в человеке же потенция сущности, так что не интеллект мыслит, но человек, Сократ или Платон, мыслит при помощи интеллекта.
Это
включение интеллекта в душевно-телесную
индивидуальность и потому отрицание
его абсолютности (необходимо вытекающее
из христианских предпосылок философии
Фомы Аквинского) сочетается у Фомы Аквинского
с утверждением примата интеллекта над
волей. В этом пункте Фома Аквинский заходит
так далеко, как только позволяли ему границы
христианского ортодоксии: он утверждает,
что разум, взятый абсолютно (per se), выше
воли, взятой опять-таки абсолютно, однако
делает оговорку, что в жизненной плоскости
любовь к богу важнее, чем богопознание.
Эта оговорка отделяет его от еретического
интеллектуализма Сигера Брабантского
или Боэция Дакийского, порывавшего с
христианским учением о любви как высшей
духовной ценности. Однако и в таком виде
интеллектуализм Фома Аквинский вызвал
живейшую полемику со стороны поборников
волюнтаризма из лагеря францисканской
схоластики. Учение Фома Аквинский о примате
интеллекта над волей получило своеобразное
преломление в мистике Мейстера.
Заключение
Антропология Фомы Аквинского исходит из представления о человеческом индивидууме как личностном соединении души и животворимого ею тела. Душа нематериальна и самосуща, или субстанциальна, однако сама по себе не есть полный человек, и получает завершающее осуществление лишь через тело.
Фома
оперировал понятием души как формой тела.
Душа, соединенная с телом, лишена дара
непосредственного созерцания Бога, но
для нее открыт путь рационального познания.
Это познание является результатом совместной
деятельности чувств и интеллекта. Фома
понимал познание как откровение, но откровение
(сверхразумное знание) и естественное
знание у него не противоречат друг другу.
Реализм Фомы Аквинского проявился и в
понимании им человека. Он говорил: человек
— не воздушный шар, возносящийся к небу,
и не крот, роющий землю, это скорее дерево,
чьи корни питаются из земли, а вершина
стремится к звездам.
Список
использованных источников
Философская антропология: Учеб. Пособие для вузов/Л.Е. Моторина. – М.: Высш.шк., 2003. – 256 с.
Информация о работе Христианская антропология Фомы Аквинского