Виртуальные миры учат человека
работать с принципиально новыми
структурами мира Идеальных объектов
– структурами монтажа, гипертекстов.
Они являются одним из рабочих методов
постмодернизма. Постмодернизм строит
виртуальные вселенные, иногда совершенно
абсурдные и нарушающие причинно-следственные
связи, и именно в силу этого производящие
на людей особо сильное воздействие.
Выдвижение на первый план
многих современных психологических
исследований концепции виртуальных
миров очень тесно связано
с доминированием идей личностной
идентификации, сформулированных
в 60-е гг. ХХ в. Э.Х. Эриксоном. Каждое
поколение в процессе своего духовного
становления неизбежно сталкивается с
проблемой новой личностностной идентификации,
причем чаще всего в зашифрованной форме
(в виде архетипических мифологических
или литературных образов). Формирование,
духовное становление почти каждого человека
в современном обществе происходит в условиях
развала структур традиционализма и свободы
выбора своего будущего каждой личностью.
Виртуальные объекты, создаваемые искусствами,
зачастую определяют направления самоидентификации
и создают ее особые условия. В современном
телевизионном и информационно-компьютерном
мире Виртуальные Вселенные, населенные
самыми различными реализациями общечеловеческих
архетипов, создаваемых литературой, киноискусством,
театром, стали особенно значимыми для
духовного формирования новых поколений.
Сегодня в этом процессе доминируют реклама,
кино, поп-культура, но архетипы, в большинстве
своем остаются традиционными. Только
Геракл превращается в героев Шварцнеггера,
а Золушка – в принцессу Диану.
С этой точки зрения интересно
было бы проанализировать виртуальные
образы, создаваемые современными
масс-медиа и рекламными технологиями.
Создание "сильных" и "зримых"
виртуальных образов приводит
к изменению представлений современного
человека о значимом для его жизни, о Добре
и Зле, о Прекрасном и Безобразном, рождает
новые мифы и архетипы – и в результате
существенным образом влияет на реальность.
Под влиянием подобных виртуальных феноменов
человечество меняет структуру потребления,
приоритеты поведения, ценности и даже
типичный имидж.
Исследования Homo Virtualis, в том
числе, психологические, антропологические
и философские, еще только начинаются.
Однако уже сегодня можно говорить
о его появлении, об особенностях
его существования, его телесности,
его психики и т.д. Несомненно, это новая
социальная общность людей, самоорганизующаяся
и непрерывно растущая, требующая изучения
и внимания и, возможно, определяющая будущее
пока еще реального человечества