Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:35, реферат
Философия, таким образом, выступает как рационально-теоретическая форма мировоззрения. Напряженность творческих поисков философской мысли связана, прежде всего, со стремлением теоретически осмыслить проблемы взаимоотношений человека и мира, “вписанности” человека в мир, выработать такое целостное понимание мира, которое давало бы возможность включить в него человека и при этом рассматривать человека с точки зрения универсума в целом, понять его место и предназначение в природном и социальном мире.
Цель данной работы - ознакомление с основными идеями древнекитайской философии, а также изучение школ и течений в древнекитайской философии.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Периодизация китайской философии………………………………………4
2. Становление китайской философии………………………………………..5
3. Школы и течения в древнекитайской философии….................................8
3.1 Философия древнего даосизма…............................................................9
3.2 Философия древнего конфуцианства………………………...................11
3.3 Воззрения школы легистов.....................................................................14
Заключение…………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………….…….......17
В учении о познании ключевой предмет - Дао. Оно постигается человеком не по частям, а открывается ему в самопознании (цзы чжи) полностью в акте мгновенного просветления разума (сердца) при достижении состояния естественности.
В психологии Лао-цзы восстанавливает духовный архетип у чан/ у син в форме пяти духовных качеств дао-дэ-жэнь-и-синь и запускает его в горизонтальное круговращение в ритме инь естества (цзы жань).
Говоря
об обществе, Лао-цзы отвергает
Ян
Чжу, Ле-цзы и Чжуан-цзы
Ян
Чжу в основу своего учения положил
принцип естественного бытия
и наслаждения жизнью: это реакция
на неестественность цивилизации. Ян Чжу
берет человека в конечных пределах
его физического, духовного и
интеллектуального
Ле-цзы
в эпоху Тан (7-10 вв.) был титулован
как «прорвавшийся в пустоту
истинный человек». Он детально доработал
космологию Лао-цзы. В качестве исходной
субстанции Ле-цзы полагал первоперемену
(тай и). Ее генетическая пульсация
выражается в числовом круге 1-7-9, что
указывает на внутреннюю упорядоченность
первоперемены и ее предрасположенность
к порождению множественности. Далее
первоперемена внутренне
Из них развивается космос Неба и Земли, насыщенный животворной энергией (цзин). В космосе рождается человек, существование которого оптимизируется вечным хождением из небытия в бытие (рождение) и обратно (возвращение).
Чжуан-цзы,
как и Ле-цзы, подает философские
идеи в виде художественно отточенной
притчи. Он в подробностях производит
диалектическую логическую модель даоского
мышления в системе архетипа у
чан/ у син с проекцией на природный
космос. Эта модель состоит из пятиэлементного
подвижного небесного круга, пятиэлементного
статичного земного квадрата и соединяющей
их оси тождества
3.2 Философия древнего конфуцианства
Древнее конфуцианство представлено творчеством Конфуция (551-479 гг. до н.э.), Мэн-цзы (ок. 372 - ок. 289 гг. до н.э.), частично Сюнь-цзы (ок. 313 - ок. 238 гг.) и отражено в их сочинениях «Лунь юй», «Ли цзи», «Мэн-цзи», «Сюнь-цзы».
Конфуцианство
базируется на вертикальной составляющей
архетипа у чан/ у син, мировоззренчески
обращено в будущее. Конфуцианский
идеал человека - благородный муж
или сын правителя (цзюньцзы). Он
выдвигается в центр архетипа
Дао на место цзы как ставленник
верхов. Благородный муж центрирует
Поднебесную и превращает ее в
одну социальную семью. Основная задача
благородного мужа пробудить у народа
веру к себе и повести его по
пути духовно-нравственного
Подобно
Лао-цзы, Конфуций отрицательно оценивает
наличное состояние Поднебесной. «Великое
Дао сокрылось во мраке», общество
«Великого единения» (да тун) разрушилось
и теперь нужно было через построение
общества «Малого процветания» (сяо
кан) идти к обществу «Великого процветания».
Выход к нему Конфуций видит в
цивилизационных духовно-
Мудрец
избирает в качестве путеводной нити
духовный архетип у чан/ у син.
Поднебесная считается одной
семьей. Все ее звенья соединяются
отношениями сыновней почтительности
и братской любви. Эти отношения
образуют корень конфуцианской добродетели
(дэ), из которого взращивается человеколюбие
(жэнь), а из него - цивилизационное
Дао. Связи между верхами и
низами общества ритуализуются (ли) и
скрепляются справедливостью/ долгом
(и), доверием (синь) и почитанием предков.
Созданная таким образом
Аналогично тому, как Лао-цзы считает себя носителем естественности (цзы жань) в Поднебесной, так и Конфуций полагает себя единственным носителем культуры (вэнь). В силу этого Лао-цзы и Конфуций критически относятся друг к другу, что отразилось в текстах «Дао дэ цзин» и «Лунь юй» и положило начало историко-философской традиции в китайской философии.
Мэн-цзы воспринял конфуцианское учение и стиль философского диалога. Его учение легло в основу конфуцианской концепции политической организации общества, сердцевину которой составляет доктрина «человеколюбивого правления» (жэнь чжэн). В основе доктрины лежат принципы:
В
контексте конфуцианской задачи
нравственного
Сюнь-цзы, будучи конфуцианцем, испытал значительное влияние даосизма, легизма и моизма. За обширнейшие знания современные ученые называют его «энциклопедистом Древнего Китая».
Мировоззренчески Сюнь-цзы основывался на понимании природы как естественной реальности и источнике всего сущего. Он отрицал раннеконфуцианское положение о божественности воли Неба. Первым в истории китайской философии Сюнь-цзы поставил проблему о соотношении процессов, происходящих в природе, и деятельности человека и дал оптимистическое решение: познав естественное пространство в Дао, человек может подчинить себе Небо и Землю и заставить служить себе вещи. Однако познать Дао может только совершенный человек - благородный муж. Дао познается в природном естестве, первая ступень - восприятие чувствами, вторая - размышление, третья - претворение Дао в жизни.
Сюнь-цзы
отчетливо подразделял
3.3 Воззрения школы легистов
Легизм зародился в 6 в. до н.э., окончательно оформился к 3 в. до н.э. Название школы происходит от понятия фа - закон. Основные представители легистской школы Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй, Шэнь Дао, Шэнь Бухай.
Легисты
разработали концепцию
Легизм подразделяется на три направления соответственно трем легистским принципам:
Хань Фэй-цзы (3 в. до н.э.) объединил эти принципы в единой теории деспотической власти, оставив в качестве центрального принцип фа. Он подвел итог концептуальной разработке легизма на пороге образования первой китайской империи во главе с Циньши Хуанди, который утвердил легизм в качестве господствующей идеологии.
Древнекитайская
философия Дао в составе
Заключение
Из всего вышесказанного можно выделить следующие отличительные черты древнекитайской философии:
1.
Специфической чертой
2.
Практичность, ориентированность не
на поиск и выработку идеала,
в соответствии с которым
3.
Специфичность древнекитайской
философской мысли обусловлена
также употреблением в
4.
Внутренне китайская философия
необычайно стабильна. Основой
такой стабильности было
Древневосточная
философия представляет собой большую
культурную ценность для всего человечества.
Ее идеи были интегрированы в духовную
среду Запада. Известные литераторы
Европы и России неоднократно обращались
к ней исключительно в
Таким
образом, можно утверждать, что философская
культура Древнего Востока не замкнулась
в себе и проложила дорогу на Запад
и в Россию.
Cписок литературы
Информация о работе Характеристика древнекитайских философских школ