Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:18, доклад
Есим хан - один из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв.
Как отмечают многие историки, Есим хан прославился среди народа тем, что смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в крайне тяжелые периоды национальной истории, превратив Казахское ханство в сильное централизованное государство.
За проявленное мужество и полководческий талант в народе его назвали "Еңсегей бойлы Ер Eciм" (Мужественный Есим).
Отправив голову Турсуна кИмамкули, Есим в ответ полу
чает грамоту о том, что бразды правления над некоторыми присырдарьинскими городами передаются ему. Такими образом, Есимопять возвращает себе титул хана всех казахов.
Возвращение Есим хана на политический Олимп, по сути,
является необычным фактом в истории Казахстана. Более того, в
истории других азиатских стран тоже мало подобных примеров, когда изгнанный вождь вновь становился руководителем государства. Это странно, потому что на Востоке принципы организации власти совсем Иные, чем на Западе, где возвращение лиде
Ilрt'ЖНИЙ пост хотя И случается редко, но, тем не менее, не 1I1I""p ,о, событием из ряда вон выходящим. Следовательно, в tR1111H'KOM обществе доминировали политИческие ценности, не -1IJ1i1~ т('рные ни для западных, ни для восточных обществ, или l'!tIIlIРIIlI(Сlше Есим хана следует рассматривать прежде всего как 1,1"1YJII.TIIT его собственных усилий и акт признания его полити'1"1 ~,()Й воли. .
Вновь приняв на себя обязанности верховного хана, Есим 1111Р !lЩ(' всего поспешил обезопасить страну от набегов ойратских IМldt.lt' Н , поскольку многие султаны игнорировали их военную Ф1ЩI.. Последующее развитие военно-политических событий в II~'IТРШIЬНОЙ Азии убедительно покажет, насколько дальновид"'dM был Есим В своих рассуждениях.
Видимо, с "джунгарской угрозой" Есим столкнулся еще в
IIClрlНЩ своего пребывания в Моголистане, когда он активно учаt ItIОII(Ш в междоусобных войнах восточнотуркестанских Чагатаи111111, То, что Есим постоянно вел воi;j:ны с ойратами, историки( у 11 та нов и Кляшторный обьясняют следующим образом: "ЭтотФIlКТ отчасти обьясняется, во-первых, тем обстоятельством, что
1IIIII1M хан, издавна связанный
с моголами и владевший Туркес,
III.IX кочевий калмаков". .
Не пытаясь опровергнуть данное мнение, скажем лишь, что
I урсун тоже имел союзнические отношения с правителемЯркен-.
11.1 И Кашгара Абд ал-Латиф (Апак) ханом, т. е. он принимал неIШL:редственное И активное участие в событиях в Восточном Турк ,'L:TaHe. Следовательно, он должен бьт знать и учитывать угрозу(11' набегов ойратскИх племен. Скорее всего, Турсун просто не осозlIавал всю сложность сложившейся ситуации, тогда как Есим умелрасставлять акценты и определять внешнеполитические приори'('ТЫ. Именно благодаря политической дальновидности Есим ханаказахские племена смогли нанести ойратам упреждающий удар. ())(нако калмаки не всегда терпели одни поражения и Есим не щ;сгда разгадывал их замыслы. В 1619 г., как пишет ученый Мои
(('св, тайша Байбагиш направил к Есиму послов С предложениемIIIКЛЮЧИТЬ перемирие, и, усыпив тем самым бдительность своего11 роТивника, внезапно напал на казахские улусы.
Есим сильно разгневался столь коварным и дерзким ходом предводителя ойратов. Использование Байбагишем дипломатии в качестве отвлекающего маневра с тем замыслом, чтобы нанести военный удар расценивался как нарушение "степных правил", поэтому Есим повелел умертвить всех прибывших ойратских послов. Конечно, казнь послов в государстве пребываниятоже не поощрялась существовавшими правилами международных отношений. Но в те времена все подчинялось политической воле лидера государства, поэтому средневековые правителибез лишних колебаний демонстрировали свою силу и жестокость. К тому же в условиях постоянной вражды Есим был просто выHyждeH адекватно реагировать на коварство врагов, чтобы непотерять лицо как перед султанами, так и перед простым народом.
Тем не менее, несмотря на переменные успехи в войне с
ойратами, Есим все же смог на некоторое время подчинить ойратские племена. После нескольких удачных военных кампанийЕсим опять убеждается в том, что победу можно одержать лишь втом случае, если все казахские племена будут едины в своихзамыслах и действиях. Поэтому в последние годы своей жизни
Есим хан не переставал бороться с сепаратистскими тенденциями внутри страны и даже создал уложение, известное в народныхпреданиях как "EciM салrан ecкi жол".
Главной целью Есима, осуществлению которой он посвятил всю свою жизнь и терпел унижения, невзгоды, предательство, бьто построение единого государства с централизованнойформой правления: объединение всех казахских племен во имяобщего процветания.
Есим выступал за единство и законопослушание. Созданные им законы впоследствии стали основой для "Семи уложений" хана Тауке, следовательно, Есим внес свой неоценимыйвклад в развитие государственности казахов, в создание правовойсистемы традиционного общества и консолидации всех политических сил. Умер Есим хан в 1628 г. и бьт похоронен в г. Туркестане, где впоследствии над его могилой бьт воздвигнут небольшой мавзолей.
Есим хан как государственный деятель еще при жизни завоевал глубокое признание у своего народа, в связи с чем Г. Спасский пишет, что к Есим хану казахи "доныне имеют особое ува
Ikc 'ЛО свидетельствует об особой исторической роли t jjiЩ \111111 как национального лидера, сумевшего противостоять ~Ч.1l1tI,IМ IН:l1ытаниям судьбы и возглавить государство, объедиенtI, !нч 1. I 11I род.