Григорий Сковорода

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:47, реферат

Описание работы

Григорий Саввич Сковорода (1722 – 1794) – один из крупнейших мыслителей XVIII в. выдающийся философ, поэт, композитор и педагог, он оказал огромное влияние на современников. Его имя с любовью и уважением произносили на Украине и в европейской части России. В крестьянских семьях «философа из народов» считали своим наставником, борцом за правду и справедливость: так много значил духовный авторитет сына малоземельного крестьянина-казака. С самых ранних лет он отличался высокой заинтересованностью в познании окружающего и внутреннего мира. Григорий Сковорода роди

Работа содержит 1 файл

Сковорода.docx

— 1.59 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования  «Гомельский государственный университет  имени Франциска Скорины»

 

 

 

 

 

Реферат

по учебной дисциплине

«философия»

на тему

«Григорий Сковорода»

 

 

 

 

студентки 2 курса

факультета иностранных языков

группы А - 22

Пилипчук Е.И.

 

 

 

 

Гомель, 2012

Биография .

Ревнитель истины, духовный богочтец,

И словом, и умом, и жизнию мудрец;

Любитель простоты и от сует свободы.

Без лести друг прямой, доволен  всем всегда,

Достиг на верх наук, познавши дух природы,

Достойный для сердец пример, Сковорода.

Григорий Саввич Сковорода (1722 – 1794) – один из крупнейших  мыслителей XVIII в.  выдающийся  философ,  поэт,  композитор  и  педагог,  он  оказал огромное  влияние  на  современников.  Его имя с любовью и   уважением произносили на Украине и в европейской части России. В крестьянских семьях «философа из народов»  считали  своим  наставником,  борцом  за  правду  и справедливость: так много значил духовный  авторитет  сына  малоземельного крестьянина-казака. С самых ранних лет он отличался высокой заинтересованностью в познании окружающего и внутреннего мира. Григорий Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 г. в селе Чернухи Полтавской губернии в семье казака. После получения начального образования в сельской школе, с 1734 года (Григорий 12) учился в Киево-Могилянской академии. Его обучение в Академии, с перерывами, продолжалось до 1753 -го. Ее библиотека стала для него источником знаний. В учении был первый, и все лучшие похвалы принадлежали ему. На протяжении обучения в Академии изучил латинский, греческий, церковнославянский, польский, немецкий и другие языки, ознакомился с произведениями многих философов и писателей, от античных к нему современных. В 1741 году Григория призвали в Петербург для пения в придворной капелле, откуда он вернулся в 1744 -м. Впоследствии, в 1745 - 1750 годах, Сковорода едет в Европу: сначала в Венгрии в составе царской миссии под руководством Ф. Вишневского, далее - к Словакии ( Братислава) и Австрии ( Вена). Пребывание Сковороды в Италии, Германии и Польши не подтверждено документами [1]. После путешествия он вернулся в Украину, работал профессором в Переяславе, в Харькове, частно переводил Плутарха, писал свои произведения. Именно в это время мыслитель встречает одного из самых преданных учеников, Михаила Ковалинского, который после смерти учителя написал его биографию, подробный, обстоятельный, на которую ссылались и ссылаются все исследователи творчества великого мудреца. Также был домашним учителем. Hаписал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759—1769 преподавал в Харьковском коллегиуме. Под конец 70-х годов XVIII в., После различных конфликтов с властями, Григорий Сковорода избрал совершенно новый и неизвестный до того стиль жизни, а именно - путешествие. И это путешествие продолжалось до самой смерти, почти тридцать лет. Была она полна приключений, окутана преданиями и легендами. В ней никогда не расставался философ из Библией, свирелью или флейтой и своими писаниями. Слава о нем шла повсюду, и каждый, то господин, крестьянин хотел увидеть и услышать. Поэтому аудитория его была весьма многочисленна и разнородна, и все понимали его - представителя великой правды. Слава о Сковороде шла так далеко, что о нем узнала и царица Екатерина II, и пожелала его видеть. Из-за своего поручителя Потемкина она послала Сковороде приглашение переселиться из Украины в Петербург. Посланник царицы застал Сковороду на краю дороги, где он отдыхал и играл на флейте, а недалеко него паслась овца хозяину, у которого философ задержался. Посланник передал ему приглашение царицы, но Сковорода, просто и спокойно глядя в глаза посланнику, заявил: "Скажите царице, что я не покину Украину - мне дудка и овца дороже царского венца". Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались. Умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в селе Пан-Ивановка (сейчас Сковородиновка) Золочевского района Харьковской области. На кресте над его могилой, по просьбе самого Сковороды, написано: "Мир ловил меня, но не поймал ...".

Мировозрение.

Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую  школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия. В своей философии Сковорода был близок к пантеизму, поскольку подобно Спинозе отождествлял бога ("высочайшее существо") и "всеобщую мати нашу натуру". При этом натура определяется как "римское слово" синоним слов природа или естество, которое во всей своей целокупности также может быть названо миром. При этом мир этот безначален и символом его может быть назван змей, "в коло свитым, свой хвост своими жь держащим зубами". Причем Змей и Бог есть одно ("змій есть, знай же, что он же и бог есть"). Эта природа порождает охоту (ражженіе, склонность и движеніе), а охота - труд. Весьма терпимо Сковорода относился к язычеству, видя в нем подготовку человеческого рода к принятию христианства ("Языческіе кумырницы или капища суть то ж храмы Христова ученія и школы"). По отношению к религии предлагал средний путь между "курганами буйнаго безбожія" и "подлыми болотами рабострастнаго суевЂрія". Мироздание он видел состоящим из трех миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некий «симболичный мир», связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух естеств» — видимой (тварной) и невидимой (божественной), материи и формы. Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Таким образом, положение человека в мире, по Сковороде, имеет два выражения: объективное – в структуре мира, и субъективное – для себя. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа». В исследовании наследия Сковороды есть несколько тенденций. В частности, советскими учёными он интерпретировался обычно как просветитель, антиклерикал и демократ. Русская религиозная философия начала XX века рассматривала его как своего начинателя.

Творчество Сковороды.

Многочисленные сочинения  Сковороды делятся, по форме своей, на философско-богословские и литературные труды. Первыми богословско-философскими сочинениями Сковороды были трактаты "Наркис, разглагол о том: узнай себе" и "Асхань, или Симфония о познании себя самого"; они посвящены вопросу о самопознании, который является исходным пунктом всего мировоззрения Сковороды. К этим двум трактатам примыкают "Разглагол о древнем мире" и "Беседа двое" (1772); в последнем сочинении говорится о двух мирах - ветхом и новом, о двух началах - тленном и вечном.  Наиболее просто, удобопонятно и вместе с тем систематически Сковорода изложил свои взгляды на религию и христианство в сочинении "Начальная дверь ко христианскому благонравию" (1766); это - конспект курса, читаного молодым дворянам в харьковском коллегиуме.Специальными исследованиями, посвященными Библии, являются сочинения Сковороды: "Израильский змий" (1776), "Жена Лотова" (1780) и "Потоп змиин" (написан в конце 80-х гг.). "Дружеский разговор о душевном мире" и "Алфавит мира" (1775) - лучшие сочинения Сковороды, посвященные вопросу практической философии: в чем заключается счастие человека. Сочинения Сковороды "Борьба архистратига Михаила с сатаной" (1783) и "Пря бесу с Варсавой" являются мистическими и аллегорическими: основная тема их - "легко быть благим". К литературным сочинениям Сковороды принадлежат "Харьковские басни" (1774); каждая басня состоит из фабулы и силы, т. е. указания ее внутреннего смысла. К басням примыкают притчи "Благодарный Еродий" (трактуется о воспитании) и "Убогий жаворонок" (о спокойствии; написаны в 1787 г.). Наконец, Сковорода написал ряд стихотворений, большую часть которых он назвал "Садом божественных песней, прозябшим из зерн Священного Писания": все они написаны на библейские тексты; некоторые представляют из себя похвальные оды различным лицам. Не вошли в состав "Сада" басни, эпиграммы, изречения. Некоторые стихотворения написаны на латинском языке. Кроме того, Сковороде принадлежат несколько переводов.

Знаменитые цитаты Сковороды: Всякому сердцу своя есть любовь, Без желания все тяжело, даже самое легкое, Дурной не тот, кто не знает, а кто знать не хочет и много других. В его честь в 1972в СССР и в 1997 в Украине сделали марки. А в 2006 он появился на купюре в пятьсот гривен.

 

 


Информация о работе Григорий Сковорода