Государство и право Франции в новое время (конец XVIII - начало ХХ вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:24, реферат

Описание работы

К концу 18 века феодальный строй во Франции достиг высшей точки кризиса. Он стал тормозом экономического развития страны. Во Франции зрело понимание необходимости глубоких перемен. Самой влиятельной политической силой антифеодального движения была буржуазия: банкиры, собственники мануфактур, купцы и предприниматели.

Работа содержит 1 файл

Гос.право Франции.docx

— 53.50 Кб (Скачать)

В марте 1793 года учрежден Революционный трибунал для борьбы с контрреволюционерами. В июне 1794 года он получил право выносить обвинительные приговоры без заслушивания свидетелей и исследования доказательств на основе нравственного убеждения судей; защита устранялась.

С работой судебных учреждений была тесно связана деятельность национальных агентов. Им вменялось  в обязанность требовать исполнения законов и доносить о небрежности должностных лиц, проявленной при применении закона.

Крайности якобинской диктатуры не отвечали интересам  буржуазии. 27 июля (9 термидора) 1794 года якобинская диктатура пала в результате переворота. К власти вновь пришла крупная буржуазия. Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и многие другие были казнены.

Вывод: Французская революция развивалась по восходящей линии. Ее наивысшей точкой стала якобинская республика. Якобинцы решили основной вопрос революции - уничтожение всех феодальных пережитков в сельском хозяйстве. Однако перерождение якобинской республики в диктатуру стало причиной ее падения.

Изменения в государственном строе Франции  в период 1794-1871 гг.

Термидорианская республика

Конституция 1795 г. Основным принципом государственного строя по новой конституции было представительное правление и разделение властей.

Высшим органом  законодательной власти объявлялся Законодательный корпус, состоящий из 2-х палат: Верхней - Совета старейшин и Нижней - Совета пятисот. Нижняя палата составляла законопроекты, которые затем утверждались или отклонялись Советом старейшин.

Устанавливались двухстепенные выборы. Вначале избиратели- мужчины от 21 года, уплатившие прямой налог и проживающие в одном месте не менее года, избирали выборщиков. Выборщики затем избирали членов Законодательного корпуса и высших судебных органов.

Исполнительная  власть вручалась Директории в составе 5 членов, назначаемых Советом старейшин из кандидатов, выдвинутых Советом пятисот.

Первая  империя

Нестабильная внутриполитическая обстановка в стране заставила термодорианцев искать опору в режиме военной диктатуры. 9-10 ноября 1799 года генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию.

Конституция 1799 г. юридически закрепила новый режим. Основными чертами нового государственного строя стали: верховенство правительства и представительство по плебисциту, т. е. всенародному голосованию.

Правительство состояло из трех консулов, избираемых на 10 лет. Первый консул наделялся особыми полномочиями: он осуществлял исполнительную власть, назначал и смещал министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей. Ему принадлежало право законодательной инициативы. Второй и третий консулы имели совещательные полномочия.

Конституция назначала  первым консулом Наполеона Бонапарта. Как органы законодательной власти учреждались Государственный совет, Трибунал, Законодательный корпус и  Охранительный сенат.

Законопроекты могли  предлагаться только 1-м консулом. Государственный совет осуществлял редактирование этих проектов; трибунал их обсуждал; Законодательный корпус принимал или отвергал целиком без прений; Охранительный сенат - утверждал. Все эти органы не имели самостоятельного значения и лишь маскировали единовластие первого консула.

Существенно изменилось избирательное право. Все мужчины, имеющие гражданство, участвовали в выборах по коммунам. Избранию подлежала 1/10 часть граждан коммуны. Эти лица избирали из своего состава следующую 1/10 часть. Аналогичным образом избиралась 1/10 часть по "департаментскому списку" и далее по "национальному списку". Лица, включенные в эти списки, назначались вышестоящими чиновниками на вакантные должности в государственном аппарате соответствующего уровня. Такая система получила название "представительство по плебисциту".

Упраздняется выборное местное самоуправление. Вся полнота власти в департаменте вручается назначаемому правительством префекту, а в дистрикте - супрефекту. Так же назначались мэры и члены совещательных советов коммун и городов. Установлена строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц 1-му консулу.

В 1802 году Бонапарт был объявлен императором пожизненно с правом назначения себе преемника. Армия, полиция, бюрократия, католическая церковь стали рычагами императорской власти.

Суд. В 1810 г. была введена судебная система, просуществовавшая без принципиальных изменений почти 150 лет. Первая инстанция - это мировой судья (по уголовным делам он осуществлял функции суда простой полиции). Вторая инстанция - суд первой инстанции по гражданским делам (в области уголовных дел они выступали в качестве судов неправительной полиции). Это был коллегиальный суд, но действовал он без присяжных заседателей. Третьей инстанцией являлись апелляционные суды с отделениями по гражданским и уголовным делам. В составе апелляционного суда образовывался также суд присяжных. Возглавлял всю систему высший кассационный суд. Были созданы также специальные суды: военные, коммерческие и др. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата. Воинственная наполеоновская империя рухнула в 1814 году.

Легитимная  монархия

После поражения  империи во Францию хлынули дворяне-эмигранты. Была восстановлена монархия Бурбонов. Однако полная реставрация прежнего режима была уже невозможна. Король Людовик XVIII вынужден был согласиться на введение конституционного правления. Оно было оформлено Хартией в 1814 году.

Королю вручалась вся полнота исполнительной власти. Он назначал на все должности в государственном аппарате, армии, полиции и суде, обладал правом издания указов и законодательной инициативы, право вето.

Парламент состоял из палаты пэров и палаты депутатов. Королю принадлежало право пожалования титула пэра. Пэрами по праву рождения были члены королевской семьи и принцы крови.

В выборах в палату депутатов могли участвовать лица, достигшие 30-летнего возраста и уплатившие не менее 300 франков прямого налога. Избранными могли быть лица от 40 лет, уплатившие не менее 1000 франков прямых налогов.

Июльская  монархия

Монархическая реакция  достигла своего апогея в 1830 году, когда  правительство решило упразднить конституционный  строй, установленный Хартией 1814 года, и распустить палату депутатов. В июле 1830 года в Париже вспыхнуло восстание. Король Карл X бежал. Новым королем был провозглашен Луи-Филипп Орлеанский - ставленник крупной финансовой буржуазии. Новый режим закрепила Хартия 1830 года. Ее отличие от Хартии 1814 года в следующем:

- законодательная  инициатива вручена обеим палатам  и королю;

- понижен имущественный  и возрастной ценз: пассивное  избирательное право - 30 лет, 500 франков;  активное избирательное право  - 25 лет, 200 франков. 

Вторая  республика

Социальная база монархии была очень узкой. Недовольство большинства населения стало причиной новой революции. Зимой 1848 года в Париже вспыхнуло восстание. Луи-Филипп отрекся от престола. Было сформировано Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Весной 1848 года состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять новую конституцию.

Конституция 1848 года установила следующие принципы государственного строя:

  • республиканская форма правления;
  • разделение властей;
  • представительное правление.

Высшим органом  законодательной власти объявлялось Национальное собрание, избираемое на 3 года. Ему вручалось исключительное право принятия законов, бюджета, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров, право амнистии.

Главой исполнительной власти стал президент, избираемый на 4 года. Под его началом была армия, полиция, административный аппарат. Он назначал и смещал министров, военачальников, префектов, губернаторов колоний и др. высших должностных лиц. Президент был независим от парламента, т.к. выбирался избирателями от департаментов, а не Национальным собранием.

Первым избранным  президентом республики стал Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта. В качестве совещательного органа учреждался Государственный совет. В его компетенцию входило рассмотрение законопроектов и надзор за применением законов. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием сроком на 6 лет.

Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирать могли все французы от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть лица от 25 лет.

Специальная глава  конституции была посвящена демократическим  правам и свободам.

Органы центрального и местного управления не изменились.

Президентский переворот и Вторая империя

В конституции 1848 года не было необходимых противовесов на случай возможного конфликта конституционных  властей. Ст. 68 предусматривала возможность  в случае нарушения президентом  Конституции лишения его полномочий и передачи исполнительной власти Национальному собранию. Но Собрание не было наделено реальной силой для этого. Президент же, наоборот, не имел конституционных полномочий для роспуска Собрания, но зато мог сделать это силой. Так и случилось. В декабре 1851 года Луи-Наполеон при помощи войск разгоняет Национальное собрание. Конституция 1848 года упраздняется.

Государственный переворот  закрепила новая Конституция 1852 года. По ней вся полнота власти передавалась в руки Президента. Ему подчинены все звенья государственного механизма: армия, жандармерия, полиция, административно-финансовый аппарат. Президент получил право назначать и смещать всех высших должностных лиц.

Законодательная власть осуществляется Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом совместно с Президентом.

Президент назначает членов Государственного совета, Сената и утверждает кандидатов в депутаты Законодательного корпуса. Право законодательной инициативы также принадлежало только президенту.

Президента отличало от монарха только то, что его власть не была наследственной, он избирался на 10 лет. Однако в ноябре 1852 года империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал императором под именем Наполеона Ш. В стране устанавливается военно-полицейская диктатура.

Лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, император пытается выступить посредником между ними, играя роль надклассового арбитра.

Крах наполеоновской империи предопределило поражение  Франции в войне с Пруссией. В сентябре 1870 г. французские войска были разгромлены в решающем сражении под Седаном. Как только весть о поражении дошла до Парижа, там вспыхнуло народное восстание. В результате сентябрьской революции власть перешла к представителям прежней оппозиции в наполеоновском Законодательном корпусе. Франция была снова провозглашена Республикой.

Государственный строй Парижской коммуны и Третьей Республики

Поражение Франции  в войне с Германией вызвало  подъем патриотического движения в  стране. Стали создаваться партизанские отряды в областях, занятых немцами. В тылу усилился приток добровольцев в Национальную гвардию (территориальное ополчение). В состав этих подразделений вступило большое число рабочих. Особенно это было заметно в Париже, где подавляющая часть городской Национальной гвардии (около 200 батальонов) составляли рабочие или группы, примыкающие к ним. Правительство было обеспокоено подъемом народного движения.

Революция 18 марта 1871 года. В ночь на 18 марта 1871 года отряд  правительственных войск попытался  захватить пушки парижской Национальной гвардии. Это должно было стать первым шагом на пути разоружения и подавления рабочих. Однако войска отказались стрелять в горожан. Началось братание солдат и народа. Правительство в панике бежало в Версаль. Власть в Париже оказалась в руках Центрального комитета Национальной гвардии.

Органы  власти управления Коммуны

Парижская коммуна была государством диктатуры  пролетариата. Высшим постоянно действующим  органом нового государства стал Совет Парижской коммуны. Выборные члены Совета на демократически организованных заседаниях определяла политику коммуны по важнейшим вопросам, принимали законы.

Для претворения  в жизнь принятых решений Совет  организовывал из своего состава 10 специальных комиссий. Первая военная комиссия ведала вопросами вооружения, снаряжения и подготовки Национальной гвардии. Вторая продовольственная комиссия осуществляла снабжение города продовольствием. Третья комиссия общественной безопасности должна была вести борьбу со шпионажем, диверсиями, спекуляцией и т. п. Четвертая комиссия труда и обмена руководила общественными работами, должна была заботиться об улучшении материального положения трудящихся, содействовать развитию торговли, промышленности. В ведении комиссии юстиции находились судебные учреждения. Важнейшей задачей комиссии финансов являлась регулирование денежного обращения. В ведение комиссии общественных служб передавалась почта, телеграф, пути сообщения. Комиссия просвещения должна была ввести всеобщее обязательное бесплатное чисто светское образование. На комиссию внешних сношений возлагалось установление связей с отдельными районам страны, а при благоприятных условиях - с правительствами иностранных государств. Особое место занимала исполнительная комиссия. В ее функции входило координирование работ всех других комиссий и исполнение декретов коммуны.

Сохраняя представительный характер высшего органа государственной  власти, Совет коммуны соединял в  своих руках законодательную  и исполнительную власть. Была введена демократическая система всеобщих, равных и прямых выборов в органы государственной власти. Депутаты были ответственны перед избирателями и подотчетны им. В результате выборов, состоявшихся 26 марта 1871 года, подавляющее большинство Совета Парижской Коммуны составили рабочие или их представители.

Совет Коммуны был  тесно связан с органами государственного управления на местах - окружными муниципалитетами. Депутаты Коммуны, избранные от определенного округа Парижа, возглавляли деятельность муниципалитета данного округа.

Информация о работе Государство и право Франции в новое время (конец XVIII - начало ХХ вв.)