Гносеологические проблемы управления аналитической деятельностью

Автор: k****@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 01:20, реферат

Описание работы

Управление - это самостоятельная область знаний, наука. Широко распространено понимание управления как искусства. Оно базируется на том, что организации любого типа представляют собой сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Поэтому умение управлять столь сложным механизмом требует высокой профессиональной подготовки.

Содержание

Введение 3
Аннотация 4
Ключевые слова и выражения: 4
Основная часть 5
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Реферат

Гносеологические  проблемы управления аналитической деятельностью

    ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

    Управление - это самостоятельная область  знаний, наука. Широко распространено понимание управления как искусства. Оно базируется на том, что организации  любого типа представляют собой сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Поэтому умение управлять столь сложным механизмом требует высокой профессиональной подготовки. Умение ставить и достигать цели, определяемое как искусство точно знать, что и как предстоит сделать, является основой управления. Управление - сложнейшая сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь. Специалисты в области управления призваны решать проблемы, возникающие внутри коллектива, но внутренние проблемы неразрывно связаны с внешней средой. Поэтому для решения задач управления необходимо обладать знаниями и умением применения методов прогнозирования и казуальности.

 

Аннотация

    Данная  работа посвящена оценке роли гносеологии управления аналитической деятельности. Необходимо отметить важность и актуальность рассматриваемой темы. Управление аналитической деятельностью является неотъемлемой частью аналитической деятельности как таковой. В результате чего, к ней предъявляются определенные требования. В современных условиях, когда страна находится на пороге целого ряда важнейших преобразований, роль эффективного и грамотного управления коллективами многократно возрастает. Рассматривая эту проблематику, нельзя не коснуться философского аспекта. В данной работе рассмотрена роль гносеологии в процессе управления.

Ключевые слова и выражения:

    управленческая деятельность, гносеология, управленческая деятельность, аналитическая деятельность.

 

Основная часть

    Причинно-следственные связи всегда рассматривались, как  основа дисциплины - управления, методы прогнозирования отождествлялись  с планированием. Однако взаимосвязям внутренних проблем с внешней  средой управление последнего времени  уделяет все большее внимание. Многие внутренние проблемы вызываются внешними причинами - несовершенством законодательства, противоречивостью процессов, и т.д. В современном мире внешняя среда определяет стратегию и тактику работы, её внутреннюю структуру, направления развития. В то же время управление предполагает не только соответствие внешней среде, но и использование динамичности внешней среды в целях развития. При решении задач, связанных с внешней средой необходимо учитывать определенные закономерности развития коллектива, как "живого организма". Любой коллектив - это организм, развивающийся по объективным законам, произвольное нарушение которых ведет к гибели. Для того чтобы не допустить фатальный исход, современное управление предполагает необходимость предвидения отрицательных внешних факторов и умение увязывать их с внутренними проблемами.

    В Российских условиях сложилось уникальная ситуация. Во-первых, потребность в  специалистах профессионально занимающихся проблемами управления аналитической  деятельностью вызвана объективно продолжающимся мировым научно-техническим прогрессом, постоянно увеличивающимся во времени объемом знаний. Во-вторых, изменилась система официальных взглядов на роль военных кадров в реализации национальных интересов России. В-третьих, изменилась система взглядов на роль управления аналитической деятельностью.

    Управление  аналитической деятельностью предполагает выполнение функций: планирования, совершенствования, организации, координации, мотивации. Осуществляя их, управленцы обеспечивают условия для производительного и эффективного труда сотрудников и получения высоких результатов, максимального эффекта, решения проблем коллектива и общества в целом. Отсюда управление аналитической деятельностью - это еще и умение достигать поставленные цели за счет эффективного использования труда, интеллекта, мотивов поведения людей, работающих в коллективе, т.е. это процесс активного воздействия на каждого работника, каждую группу и организацию. Современное концептуальное видение управления аналитической деятельностью заключается в том, что качественная продукция может быть получена только в результате качественных взаимоотношений между людьми, в процессе производства и потребления. Поэтому основной задачей управления аналитической деятельностью является управление процессами взаимодействий между отдельными сотрудниками, отдельными подразделениями, а так же между организацией и обществом.

    Управление  выявляет природу управленческого  труда, выясняет связи между причиной и следствием, факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и продуктивным. В управлении подчеркивается значение систем знаний, позволяющих не только своевременно и качественно управлять текущими процессами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию, политику организаций в области аналитической деятельностью  и соответственно рыночную политику, служащих опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Содержанием теории управления являются законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

    Учет  особенностей характеров людей, работающих в организациях и с организациями, требует не только использования  научного подхода, но и искусства  его применения в конкретных ситуациях. Каждый работник - индивид, имеющий свою систему ценностей, мотивов к труду и т. д. Поэтому управление призвано развивать личностные аналитической деятельностью  управленцев и работников, их способности накапливать новые знания и применять их в практической деятельности. Чтобы люди, функционирующие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, управленцы обязаны постоянно взаимодействовать с ними, создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.

    В связи с вышесказанным, одной  из первостепенных задач современного этапа формирования и внедрения концепции национальной политики России в области аналитической деятельности является выработка новой идеологии и философии подготовки специалистов-управленцев.

    Вместе  с тем, методологические аспекты образования в области аналитической работы как составной части системы подготовки управленцев для управления как отдельными подразделениями, территориальными структурами? их значимость и влияние на эффективность аналитической работы не были предметом специального исследования. Управление многофункционально, имеет системообразующее начало. В настоящее время эти проблемы приобретают все большее теоретическое и практическое значение.

    Однако  проблемы образования в области  управления аналитической деятельностью недостаточно исследованы, отсутствует глубокая проработка как отдельных проблем в этом направлении, так и теоретических положений в целом. К сожалению, крайне недостаточно работ по оценке роли профессионального образования в области управления аналитической деятельностью в решении проблем повышения эффективности. Практически отсутствуют работы по оценке влияния профессиональной подготовки управленцев аналитической деятельностью  на показатели аналитической деятельности  и безопасности. Развитие управления аналитической деятельностью – процесс, прежде всего эволюционный, которому присущи непрерывность и чуткая реакция на изменения, происходящие в политической обстановке, в системе социально-экономических отношений.

    Если  же говорить о решении проблем  управления в целом, то его понятие и сущность меняются в соответствии с развитием человеческого общества, приобретают новые черты и особенности. Роль управления, отношение к нему существенно трансформируются с течением времени. Поэтому изучение задач и проблем управления, постоянное обновление знаний в этой области актуально в любой, относительно короткий, промежуток времени. Управление как система не только определенных знаний, но и навыков, особых профессиональных характеристик предполагает поиск и реализацию того или иного управленческого решения в условиях конкретной ситуации, имеющей специфическое сочетание факторов внешней и внутренней среды. То же касается и управления аналитической деятельностью. Процесс управления аналитической деятельностью по своей природе ситуативен, целенаправлен, персонифицирован. Это формирует особые требования и подходы к подготовке специалистов в этой области.

    Итак, мы определились - управление это самостоятельная  область знаний, наука и, в то же время, сложнейшая сфера человеческой деятельности. Управление - это искусство, т.к. при управлении людьми задействованы не только интеллект, не только знание законов развития природы, не только знание технологий и умение владеть техникой, но и знание законов социального развития общества, использование интуитивного начала, знание и владение методами "социальных технологий", умение управлять взаимоотношениями между людьми. Т.е. в процессе управления людьми используются чувственно-образные формы отражения действительности. Искусство же, обладая огромными познавательными и общественно воспитательными возможностями, активно воздействуя на мысли, чувства и волю людей, играет чрезвычайно важную роль в любых сферах человеческой деятельности, в том числе и в аналитической деятельности.

    Как область знаний и наука организационное управление представляется всей суммой знаний, накопленных за тысячи лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Считается, что управление как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным.

    Искусство так же является одной из форм общественного  сознания, связанного с образным отражением действительности. «В искусстве, в отличие от теоретического научного мышления, познание общего, типического, сущности явления не может быть отвлекаемо от богатства конкретных жизненных проявлений, но необходимо выступает в живой, ярко индивидуальной, конкретной форме, доступной непосредственно чувственному восприятию. Это раскрытие общего, сущности, идеи в единичном, наглядном, конкретно-чувственном является одной из наиболее существенных основ творческого процесса и требует особого специфического дарования, фантазии, эмоционального воображения, умения вдохнуть полнокровную жизнь в создаваемый образ» (МСЭ, т.4, стр. 215). Процесс образного обобщения, типизации придает единичному факту, личному переживанию всеобщую значимость и общественную ценность. Главным для искусства объектом познания является человек в единстве его личных и общественных качеств. Сложнейшие общественные закономерности раскрываются в искусстве через познание отношений людей друг к другу и к окружающему миру. При решении задач управления главным источником, порождающим фактор неопределенности в социальных системах, является сам человек, поведение которого слишком сложно, чтобы его действия можно было втиснуть в привычные схемы системного анализа, теории принятия решений и представить в виде алгоритмов управления.

    Понимание управления как искусства, базируется на том, что человек, его производственная деятельность и организации, где люди взаимодействуют - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы, как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Реальные ситуации уникальны по своей природе и очень часто управленец сталкивается с тем, что не значительные обстоятельства внезапно приобретают первостепенное значение. Поэтому учение о руководстве поведением людей в организации нельзя в полной мере свести к составлению алгоритмов управления и изложить исчерпывающим образом. В работе руководителя существенное место занимают творческие и эвристические операции, но именно эти компоненты не поддаются формализации, поскольку механизмы интеллектуального труда до сих пор не изучены. Следовательно, в своих развитых формах руководство поведением людей в организации представляет особую форму исполнительского искусства - это свободная творческая деятельность, основанная на научном фундаменте и сочетающая приемы ремесла и вдохновение, талант и профессиональные навыки.

    Организованная  совместная деятельность людей подчиняется  общим закономерностям независимо от природы организации. Поэтому  в теории управления часто прибегают  к аналогиям, заимствуя из других областей знания методы познания и технологии, накопленные человечеством за весь исторический путь его развития. Это означает, что при управлении нужно мыслить ясно и отчетливо, расчленять каждую проблему на составляющие элементы, методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному, не допускать пропусков в логических звеньях исследования и т.д.

    Но  для целей управления аналитической  деятельностью недостаточно рациональных способов и приемов исследования. Гносеология управления использует теорию познания Канта об источниках и границах познания, формулируемых как вопрос о возможности априорных синтетических суждений. Кант дает определение трех основных способов познания в ходе исследования - чувственности, рассудка и разума. Рассуждая о категориях познания, он определяет, что мышление это опосредованное и обобщенное познание действительности. Оно совершается в форме понятий, суждений и умозаключений. Тем не менее, Кант считал, что естественным, фактическим и очевидным состоянием мышления является диалектика, ибо существующая логика, по Канту, ни в коей мере не может удовлетворить назревших потребностей в области решения естественных и социальных проблем. В связи с этим он подразделяет логику на общую (формальную) - логику рассудка и трансцендентальную - логику разума, которая явилась зачатком диалектической логики.

Информация о работе Гносеологические проблемы управления аналитической деятельностью