Глобальные проблемы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 00:49, реферат

Описание работы

Последние десятилетия ХХ века поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных. Одно из определений относит к глобальным «проблемы, возникающие в результате объективного развития общества, создающие угрозу всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества».1

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

II. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 6

II. 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 6

1.1. Угроза термоядерной катастрофы и новых мировых войн, борьба с терроризмом 6

1.2 Преодоление отсталости слаборазвитых стран 9

II. 2. ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 12

2.1. Экологические проблемы 12

2.2. Проблемы мирового океана и освоения космоса 16

II. 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. 21

3.1. Демографическая проблема. 21

3.2. Предотвращение распространения СПИДа, наркомании, алкоголизма. 23

3.3. Кризис культуры и нравственности. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 31

Работа содержит 1 файл

О Г Л А В Л Е Н И Е.docx

— 60.11 Кб (Скачать)

 Вот почему так мало людей становится наркоманами во взрослом возрасте. Им это просто не нужно. Зачем менять свое сознание, если уже не хочется  покидать реальность? Взрослея, мы легко  отказываемся от всех атрибутов молодости, от всего, кроме наркотиков. Организм уже попал в зависимость от них, внутренние процессы обмена веществ настолько изменены, что для поддержания нормального самочувствия требуется постоянный прием наркотических препаратов.

 Еще одной причиной распространения  наркомании в молодежной среде является присущее подросткам стремление «быть  как все» или «быть своим в  компании». Простое любопытство  также может быть причиной употребления наркотиков. Молодость – время  интенсивного познания окружающего  мира. Познание идет путем проб и  ошибок. Открываются не только положительные  стороны жизни, но часто и отрицательные.

 Однако  не все так плохо, как кажется  на первый взгляд. Далеко не каждый подросток  пробует наркотик, несмотря на предложения. На вопрос: «Почему?» молодые люди отвечают наличием у них внутреннего  морального запрета и отсутствием  необходимости «быть как все». Процент таких людей сильно варьируется, причем наблюдается зависимость  от общего культурного уровня семьи, в которой растет молодой человек. Кроме того, из всех людей, которые  пробовали или периодически употребляли  наркотики, наркоманами в медицинском  понимании этого слова становятся достаточно незначительный процент (~ 3-5%). Судя по опросам, большинство людей  не нашло в наркотиках того, что  искало или ожидало от них, зависимости  от наркотиков не образовалось, интерес  к ним угас сам собой.

 Итак, мощными факторами, толкающими к  наркотикам или наоборот, удерживающими  от них, являются социальная среда и  семья. С одной стороны, среда  может напрямую принуждать к приему наркотиков, как это происходит в  различных преступных группировках, с другой стороны, среда, семья формируют  внутренний мир растущего человека, и это косвенное влияние, как  правило, бывает значительно сильнее  и важнее, чем прямое. Чем богаче внутренний мир подростка, тем выше уровень его самодостаточности  и соответственно меньше риска «сесть на иглу».

 Что сделано и что делается в борьбе с наркоманией в России? Позитивным нужно признать то, что с 1999г наметился  определенный перелом в отношении  проблем борьбы с наркоманией  со стороны высших эшелонов власти. Выступая на встрече «шанхайской пятерки» в августе 1999г Б.Н.Ельцин призвал лидеров этих государств (откуда идет основной поток наркозелья в Россию) активизировать усилия в борьбе с наркобизнесом и незаконным оборотом наркотиков.

 В 2000г  зафиксирован рост числа различного рода центров и клиник частного характера  по излечению больных наркоманией. Однако следует отметить, что этот процесс сопровождается появлением откровенно непрофессиональных структур, которые не в состоянии оказать  наркоманам реальную помощь.

 За  последние годы значительно активизировались средства массовой информации. Позитивную роль сыграло появление рекламных  роликов против наркотиков на ведущих  телеканалах страны.

 Алкоголизм также является не только проблемой взрослых, но уже и подростковой проблемой. Развитию алкоголизма у подростков способствует целый комплекс социально-бытовых условий и, прежде всего отношение к алкоголю родителей. В семьях, где алкоголизм родителей отсутствует, средний возраст первого знакомства со спиртными напитками составляет 12-15 лет, а в неблагополучных семьях – с 9-12 лет.

 Чем более выражено пристрастие к  алкоголю родителей, тем раньше знакомство ребенка со спиртным. Когда для  родителей употребление спиртного  – явление привычное, ставшее  своеобразной нормой их поведения, алкогольные  установки передаются и их детям. Свои первые стереотипы поведения ребенок  получает от родителей, копируя их, при этом дети не сомневаются, что  поведение родителей не подлежит осуждению.

 Установлено, что подростка влечет не вкус напитка, а его действие – опьянение. Степень  достигаемого опьянения у 90% легкая, с ощущением прилива сил, чувства  довольства, комфорта, улучшения настроения, но постепенно может развиться и  алкоголизм. Развитие алкоголизма характеризуется  следующими этапами:

  1. Начальная адаптация к алкоголю: выпивки носят случайный, эпизодический характер, не имеют тенденции к частому повторению;
  2. Усвоение стереотипов алкогольного поведения: проявляется активное стремление к употреблению алкоголя, осознается возбуждающее действие алкоголя, но все еще не выявляется зависимость от алкоголя;
  3. Психическая зависимость от алкоголя: алкогольное опьянение становится наиболее желанным психическим состоянием;
  4. Физическая зависимость от алкоголя: основные мотивации личности оказываются прямо или косвенно связанными с приемом алкоголя.

 Юноши и девушки, употребляющие спиртные напитки, легко приобщаются к  компании пьющих подростков, нередко  связываются с асоциальными элементами, наркоманами и часть оказывается  на пути к правонарушениям и преступлениям.

 Еще одна из важнейших и трагических  проблем, возникших перед человечеством  в конце ХХ века – СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Сейчас очевидно, что СПИД представляет собой беспрецедентную угрозу для существования человечества. Пока не известно ни одного официально зарегистрированного случая исцеления, а дестабилизация обстановки в мире и нерешенность других глобальных проблем делают ситуацию поистине катастрофической.

 СПИД  – проблема не только медицинская, но и экономическая, и социальная. Согласно отчету ООН, во всем мире более 50 млн. человек инфицированы СПИДом. Лечение больных и инфицированных, разработка и производство диагностических  и лечебных препаратов, проведение фундаментальных научных исследований требуют огромных затрат. Как социальный феномен СПИД во многом изменил философию  современной жизни, заставив пересмотреть современные модели сексуального поведения.

 Консервативные  круги используют проблему СПИДа  для развертывания антисексуальных  лозунгов и призывов вернуться к  полумифическому «целомудренному  прошлому». Реалистически мыслящие ученые говорят о социальных мерах  предотвращения СПИДа, подразумевая:

  • изменение рискованного сексуального поведения индивидов;
  • изменение моральных норм, поощряющих подобное поведение;
  • создание правового поля, регулирующего сексуальное поведение индивидов.

 Таким образом, ситуация с эпидемией СПИДа, распространением наркомании и алкоголизма  ставит человечество перед лицом  новых мировоззренческих и морально-этических  проблем. Как и следовало ожидать, труднее всего изменить природу  человека, поколебать вековые предрассудки его сознания и поведения. 

 3.3. Кризис культуры  и нравственности. 

 Любое сложное явление общественной жизни  не может быть оценено однозначно «хорошо» или «плохо», поскольку  в нем может быть и то и другое. Многое зависит от критериев оценки. Так, в духовной культуре любого общества различаются два одинаково реальных облика: облик устойчивости, гармонии, единодушия, и облик перемен, конфликтов, напряженности и нерешенных проблем. Это следует иметь в виду при  анализе и оценке состояния культуры любого общества, в том числе и  нашего.

 Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в  духовной жизни общества. Положение  в культуре нашего отечества оценивается  как крайне тяжелое. При неисчерпаемом  культурном потенциале, накопленном  предшествующими поколениями и  нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье – причина многих бед. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и  насилия – злая поросль на почве  бездуховности.

 По  данным ЮНЕСКО, по международным стандартам интеллектуализации молодежи СССР в 50-х  годах занимал 3 место, в 1985 г – 42-е, в 1990г – 50-е.

 Сегодня на культуру расходуется мизерная часть  государственного бюджета. Многие очаги  культуры закрываются, не имея возможности  справиться с финансовыми трудностями. Большинство оставшихся, чтобы не угаснуть совсем, вместо того, чтобы  нести людям искусство и творчество, вынуждены заниматься коммерцией.

 Возрождение и дальнейшее развитие культуры и  нравственности является важнейшим  условием обновления нашего общества. Но культура не стоит на месте, она  постоянно изменяется. Отсюда возникает  вопрос: какую культуру нам следует  возрождать?

 Академик  Д.Лихачев считает, что речь должна идти прежде всего, о классической культуре. Существует и другое мнение, согласно которому необходимо возрождать народную культуру, но при этом имеется в  виду лишь старая, крестьянско-патриархальная культура. Однако у сторонников этой точки зрения есть оппоненты, справедливо  задающиеся вопросом: а разве, например, в культуре купечества, мещанства, дворянства, других слоев российского общества прежних эпох не было ничего достойного сохранения и возрождения?

 Ответить  на вопрос не так просто, как может  показаться на первый взгляд. Ведь ни в  одном обществе не существует единой «истинной», «правильной», «идеальной»  культуры. Нельзя из культурного наследия, складывающегося веками, что-то вычеркнуть, что-то оставить только по идеологическим соображениям. Как правило, жизнь  сама отбирает наиболее ценные в нравственном и эстетическом смысле произведения. Чаще всего идеализация прошлого имеет место тогда, когда не хотят  или не умеют по-настоящему оценить  современные достижения.

 В наше время новый, гуманный уклад жизни, основанный на лучших национальных традициях  прошлого и настоящего, пока ещё  робко, но прокладывает себе дорогу, отбрасывая все то, что мешало людям развивать  их духовный мир, облагораживать повседневную жизнь, творить по законам красоты  и нравственной чистоты.

 Проблема  защиты и сохранения культурного  наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности, - проблема общепланетарная, имеющая в каждой стране свои особенности. Для нашей  страны эта проблема стоит наиболее остро. Борьба с религией, принявшая  в 30-е годы прошлого столетия характер стихийного бедствия, вылилась в массовое уничтожение церквей, в последующие  годы заодно были снесены часть Китайской  городской стены, Красные ворота и т.д. Д.Лихачев заметил, что до известных пределов утраты в природе  восстановимы. Иначе дело обстоит с памятниками культуры. Их утраты, как правило, невосполнимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, каждый памятник разрушается навсегда.

 С помощью  новейших достижений НТР, средств массовой информации духовные ценности, накопленные  человечеством, становятся более доступными, но каждому человеку еще нужно  «прикоснуться» к ним, чтобы стать  духовно богаче. Все дело в том, что тот, кто ищет в культуре только развлекательность, не найдя её, легко  находит заменитель. Культура организует человеческую жизнь, культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы действовать  взаимоприемлемым способом и исполнять  социально значимые роли. Культура, нравственность создаются людьми, культуре обучаются, поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит  её и передает следующему поколению. В результате усвоения культурных ценностей, верований, норм, правил и идеалов  происходит формирование личности и  регулирование её поведения. Поэтому  возрождение культурных и нравственных ценностей – одна из значимых задач  любого общества, народа, государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

 Глобальные  проблемы – вызов человеческому  разуму. Уйти от них невозможно. Их можно  только преодолеть. Причем преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности  жить на Земле.

 История эволюции жизни на Земле – это  история гибели огромного количества видов животных и растений, которая  происходит в результате того, что  возникает несоответствие между  выработанными организмами формами  приспособления к окружающей среде  и самой этой средой. Именно специфика  развертывания истории, её закономерности приводят к тем или иным результатам  воздействия человека на природу. Можно  с достаточным основанием утверждать, что человеческая деятельность, а  также её продукты, сегодня, как никогда, с одной стороны стали позитивной силой, меняющей лик Земли, с другой – повлекли возникновение глобальных проблем, угрожающих существованию  человечества. Все эти проблемы взаимосвязаны, одна проблема порождает другую, и  необходим комплексный подход к  их решению на основе международного сотрудничества. Так, решение экологических  проблем невозможно без решения  экономических; экономическое отставание стран «третьего мира» тесно  связано с резким ростом народонаселения  в них; не менее очевидно и то, что на обострение экономических  и экологических проблем повлияла гонка вооружений. Очевидно, что  любую глобальную проблему должна решать не одна страна, а весь мир в целом  и во взаимосвязи с другими  проблемами.

Информация о работе Глобальные проблемы современности