Герметизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:09, доклад

Описание работы

Герметизм — религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии.
Учение герметиков подразделяется на «популярный герметизм» (III век до н. э. — III век н. э.), представленный трактатами по астрологии, алхимии, магии и медицине (составлявших комплекс так называемых «герметических наук»), и «учёный герметизм» (II-III века), представленный трактатами религиозно-философского характера, составляющими Герметический корпус.

Работа содержит 1 файл

Герметизм.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

Герметизм — религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. 

Учение герметиков подразделяется на «популярный герметизм» (III век до н. э. — III век н. э.), представленный трактатами по астрологии, алхимии, магии и медицине (составлявших комплекс так называемых «герметических наук»), и «учёный герметизм» (II-III века), представленный трактатами религиозно-философского характера, составляющими Герметический корпус.

Для герметизма в целом характерны последовательное использование мотивов древнеегипетской мифологии (в частности, культ Солнца) и интерес к области «практического»  знания (оккультным наукам).

Герметизм исходит  из наличия скрытой сущности вещей, доступной пониманию лишь посвященных. Согласно учению герметизма, спасение внутри нас, оно доступно каждому, и  достичь его можно, познав себя.

В Средние века герметизм получил своё дальнейшее развитие через иудейских и восточно-христианских мистиков у мусульман (суфизм), а после крестовых походов и в католической Европе в виде оккультизма. В условиях абсолютных притязаний на истинность со стороны католической Церкви герметизм, а также связанная с ним магия были объявлены делом дьявола. Первый шаг в этом направлении был сделан в 325 году, когда на Никейском соборе было принято церковное решение о несовместимости учения о реинкарнации с Библией. Вторым важным событием стало объявление в 1227 астрологии дьявольским занятием.

Герметический корпус, утраченный на Западе в Средние  века, стал вновь доступен с 1460 года, когда копии герметических сочинений  на греческом языке, вывезенные из Константинополя, попали во Флоренцию. Перевод на латинский  язык 14 трактатов Корпуса, выполненный в 1461 Марсилио Фичино, способствовал вспышке интереса к герметизму в эпоху Возрождения.

Важнейшими представителями  герметизма в это время были

ученик Фичино и автор теории «натуральной магии» Джованни Пико делла Мирандола,

Джон Ди, Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Йоханнес Тритемиус, Генрих Корнелий \

Герметизм является синкретическим оккультно-мистическим  учением, возникшим в начале новой  эры на основе соединения древнегреческой  философии и "тайного знания" древнеегипетских жрецов. 

Основание этого  учения приписывается легендарному Гермесу Трисмегисту ("Трижды славному Гермесу"). В оккультизме он часто  считается реальной личностью –  своеобразным языческим пророком, современником  Моисея. Полагают, что он является автором  множества таинственных трактатов, образующих т. н. "Герметический корпус" (неоплатоник Ямвлих говорит о 24 000 книгах Гермеса). Наиболее известными среди них являются "Изумрудная скрижаль" и "Божественный Пимандр", которые сохранились в отрывках. Всего подлинными признаются 60 книг или фрагментов. В действительности, эти книги вероятно появились как реакция отмиравшего язычества на наступление христианства, став языческим "Священным Писанием". Климент Александрийский сообщает о 42 книгах, которые составляли египетскую "жреческую энциклопедию". 

 

В начале христианской эры Фигура Гермеса Трисмегиста  была весьма популярна. Примечательно, что даже египетские христиане считали  Гермеса Трисмегиста историческим персонажем и относились к нему с  известным уважением.

По легенде, Гермес любил бродить один по пустынным  горам, предаваясь созерцанию. Постепенно он освободил свое сознание от телесных уз и обрел возможность видеть духовный мир. Однажды перед ним  предстала ужасающая фигура Великого Дракона (в оккультизме – олицетворение Жизни). Его крылья закрывали все небо, а изо рта вырывалось пламя. Гермес простерся перед ним и просил чудовище открыть свое имя. Дракон ответил, что его имя – Помандерс, Ум Вселенной, Творческий Разум, Абсолютный повелитель всего. Затем Дракон раскрыл Гермесу тайну вселенной и сущность богов, при этом Великий Дракон превратился в блистательное пульсирующее сияние – это была его духовная сущность. Гермес был увлечен в середину этого сияния, после чего из его сознания исчезла материальная вселенная, а свет постепенно поглотила тьма. Вокруг Гермеса вращалась таинственная субстанция, от которой исходил дым или пар. Слышались нечленораздельные звуки: шумы, вздохи и стоны, которые как будто шли от света, поглощенного тьмой. Во тьме Гермес получил откровение: "Я твой бог, и Свет, и Разум, которые были до того как субстанция была отделена от духа, а тьма от света. Постигни глубоко Разум и его тайну, ибо в нем заключена тайна бессмертия". После этого Дракон произнес магическое слово, отверзлись небеса и Гермес увидел духов звезд, управляющих вселенной, и все силы, которые сияют огнем – славой суверенного Разума. Затем Дракон сказал: "Я повелеваю тебе идти и стать проповедником, чтобы все люди, в ком обитает дух моего Разума, могли быть спасены через мой Разум в тебе, который станет моим Разумом в них. Утверди мои тайны (мистерии), да не исчезнут они на земле и, поскольку я являюсь Разумом тайн, пока Разум существует, тайны будут существовать". Когда видение исчезло, Гермес, исполненный мистической силы, начал проповедовать новое учение.

Гермес Трисмегист отождествляется в оккультизме  с древнеегипетским богом знания Тотом. Он считается мастером всех наук и искусств, знатоком всех ремесел, правителем трех миров, писцом богов  и хранителем книг жизни.

По учению оккультизма, Тот (Гермес) написал иероглифами на каменных стелах основы всех знаний. Страницы книги Тота покрыты "странными иероглифами и знаками". Тот, кто сможет их понять и научиться ими пользоваться, получит неограниченную власть над духами воздуха и подземными божествами. При помощи тайного "герметического" знания можно проникнуть в суть предметов и таким образом научиться контролировать природу, духовную сферу и жизнь человека. Кроме того, в книгах якобы содержатся методики, при помощи которых можно стимулировать определенные участки мозга для "расширения сознания", что позволяет "видеть бессмертных и присутствовать при высших божествах". Оккультное знание, содержащееся в книгах Тота также указывает путь к бессмертию, но идти по нему могут только мудрые.

Таким образом, считается, что книги Тота содержат абсолютное знание, дающее абсолютную власть. В круг герметического знания входят теоретические науки и  экспериментальные искусства. К  теоретическим наукам относится  теогония (учение об абсолютных принципах) или священная математика – наука о числах в ее приложении к Вселенной, а также космогония (учение об осуществлении вечных принципов в пространстве и времени) – "инволюция" духа в материю, психология (учение о душе и ее эволюции в цепи перерождений) и физика – наука о земной природе. У каждой из этих дисциплин есть свои экспериментальные методы или искусства: у физики – целительство и алхимия, у психологии – псиургические искусства: естественная магия и гадания, у космогонии – астрология, у теогонии – теургия или высшая магия.

Происхождение мира в герметизме таково: Вначале  была отлита форма, называемая "Архетипом". Архетип был заключен в верховном  Разуме. Верховный Разум при помощи Слова выдолбил в изначальном  пространстве пустоты и отлил  сферические формы, а затем посеял в новые тела семена живых вещей. Тьма под воздействием Слова превратилась в упорядоченную Вселенную. Затем Слово создало посредством Огня Семь Правителей – Духов Планет, орбиты которых связывают вселенную. Семь Правителей управляют Вселенной при помощи таинственной силы – Судьбы или Рока.

Человек состоит  из смертной природы и бессмертного и прекрасного "небесного человека". Сформировавшись, человек получает от Великого Дракона Жизнь (разум) и  Свет (душу). Цель человека состоит в  том, чтобы постичь Свет и Жизнь Великого Дракона и через это обрести бессмертие. "Пусть человек будет отмечен Разумом и познает себя и силу своего Разума, отделит себя от не-себя и станет слугой Реальности". В практическом смысле для достижения бессмертия необходимо заниматься философией и отрешиться от чувств – главных врагов души. На этом пути мудрые получают помощь от Великого Дракона.

Главный грех –  невежество, поскольку невежественный человек не способен осознать в себе бессмертие.

После смерти мудрого, его тело возвращается к элементам, из которых оно произошло, а душа возносится к своему истоку. Пройдя семь колец очищения, она приходит в восьмую сферу – кольцо неподвижных звезд. "Здесь, свободная от всех иллюзий, она обитает в Свете и поет гимны отцу голосом, который может понять только сознание чистого духа".

Невежественные  после смерти будут отданы на растерзание  злым демонам, и зло будет мучить их, пока не наступит день, когда оно  разрушит само себя.

Последователи герметизма верили в наступление  Великого Дня, когда "Колесо Вселенной" будет остановлено. Тогда немногие мудрые и бессмертные будут поглощены Светом и станут "Силами в Боге" (Это и есть путь добра, и открывается он только тем, кто мудр). Те же, кто не нашел дорогу к бессмертию, вынуждены будут вновь вернуться в поле звезд и ждать нового начала.

В Средние века герметизм дополнился трактатами мистиков, алхимиков и астрологов. была полезной наукой, которая помогала им проникнуть в тайны природы.

Позднее герметизм  стал неотъемлемым элементом учений братств розенкрейцеров (см.) и масонских лож (см. масонство).

Современные оккультисты  считают, что ключ к полному познанию герметической философии дается только посвященным, прошедшим три  степени "тамплиерского" посвящения: каббалистического цикла (раскрывающее тайны взаимоотношений посвященного с Богом), магического цикла (раскрывающее тайну влияния человека на духовный мир) и алхимического цикла (раскрывающее тайну бессмертия).

Приобщение к  герметизму происходит посредством  системы арканов (тайн), представленных в виде цыганских карт Таро. Считается (совершенно ошибочно), что цыгане являются потомками древних египтян, которые спасли книги Тота от пожара в Александрийской библиотеке и зашифровали их в виде карт.

Всего насчитывается 78 карт, каждая из которых снабжена рисунком и символом. Карты разделяются на 22 "мажорные" и 56 "минорных". Каждая карта соответствует аркану (тайному знаку). Мажорные карты связаны с каббалой (см.) и обозначены буквами еврейского алфавита. Они предназначены для решения каббалистических задач. Остальные несут оккультные символы и используются для гадания и магии.

 

Информация о работе Герметизм