Гениальные представители античной философии: Платон и Аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:39, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть и отразить различия между Платоном и Аристотелем.
Для определения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть основные части философского знания Платона
Рассмотреть основное содержание философского учения Аристотеля

Работа содержит 1 файл

Биктимирова.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

 

Российский  государственный университет нефти  и газа

имени И. М. Губкина

 

 

 

Кафедра Философии и социально-политических технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

На тему: «Гениальные  представители античной философии: Платон и Аристотель»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Проверила:

Студентка группы НД-08-1 Сапунова А. А.

Биктимирова Д. Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2010

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384- 322 гг. до н.э.). В их системах философское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний характер. Платон и Аристотель подводят итог классическому периоду в развитии древнегреческой философии.

.  Вначале  Аристотель был принципиальным  платоником, но затем стал критиковать   Платона,  что  в  дальнейшем  привело  к созданию  Аристотелем собственной школы - он  становится  завзятым  апонентом своего  учителя. В этой-то обоюдной критике учителя и ученика, то единодушной, то полной разногласий, - корни их нерасторжимой дружбы. Центральная идея  философии Платона -  эйдос -  перешла к Аристотелю  почти целиком.  Ни  Платон,  ни  Аристотель  не  мыслят  вещей  без  их  идей,  или  эйдосов.  Но между ними имеются существенные отличия.

Целью данной работы является рассмотреть и отразить различия между Платоном и Аристотелем.

Для определения  данной цели были поставлены следующие  задачи:

  • Рассмотреть основные части философского знания Платона
  • Рассмотреть основное содержание философского учения Аристотеля

Для удобства рассмотрения данной темы данная работа была разбита на разделы, и подразделы, где каждый вопрос был рассмотрен отдельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Платон

Онтология Платона

Платон, также  как и элеаты, характеризует бытие  как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное  чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Но в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно. И здесь он близок Демокриту. Но, в отличие от Демокрита, это множество бытии Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущностями. Вид, идея, сущность часто употребляются Платоном как тождественные понятия.

Итак, бытие  у Платона есть вид, идея, сущность. Платон впервые в истории философии  проводит четкое различие между сущностью  и явлением, между тем, что существует поистине и тем, что существует, но не имеет истинного бытия. «Прежде всего надо различать: что всегда существует и никогда не становится, и, что всегда становится, но никогда не существует», - пишет Платон. Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным «истинно существующим» Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей - идей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. По его учению, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью. Например, деревья существуют потому, что есть идея дерева, стол - потому, что существует идея стола. Предметы искусства создаются потому, что имеется идея прекрасного.

Противопоставляя  идею (сущность) вещам (явлениям), Платон должен был как-то объяснить наличие  связи между ними. Однако, Платон не дал однозначного объяснения характера  этой связи. Иногда он рассматривал чувственные вещи как сходные с идеями и возникшие в силу подражания им, иногда как «причастные» идеям. В ряде высказываний он говорит, что идеи - это образцы, а прочие вещи подходят к ним и становятся подобиями, так, что сама их причастность к идеям есть ничто иное, как уподобление им. Идеи, с точки зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна («апейрон»), как бы только возможность, а не действительность.

Внесенное Платоном новшество о множественности  бытия идей поставило перед ним задачу объяснения связи между ними, объяснения единства самого мира идей. Чтобы решить этот вопрос, Платон обращается к понятию единого, но истолковывает это понятие иначе, чем элеаты. Единое, по Платону, само по себе не есть бытие. Оно выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идей. Единое выше всякого существования и всякой множественности. Но без его объясняющей силы невозможны и сами идеи, ибо невозможна даже и множественность. Ведь каждое из многих тоже есть нечто единое, а, значит, оно, тем самым причастно единому. Это единое отождествляется с высшим благом, к которому все стремится и, благодаря которому, все имеет свое бытие. Само же высшее благо располагается по ту сторону всякого бытия, трансцендентно, следовательно, недоступно разуму. О нем самом нельзя ничего сказать, кроме отрицания, указывающего только на то, чем оно не является.

 

Космология Платона

С учением о  бытии в системе Платона тесно  связана космология. Здесь Платон развивает учение о творении божеством  Космоса из первобытного Хаоса. Творца мира Платон называет божественным демиургом, устроителем мира. Согласно Платону, божественный демиург был добр и пожелал устроить все так, чтобы было хорошо. Застав все в нестройном и беспорядочном движении, он из беспорядка привел в порядок, полагая, что последний всячески лучше первого. Далее он пришел к мнению, что неразумное творение не будет прекрасно, вселил ум в душу Космоса, а душу в тело. Таким образом, Космос, промышлением божьим, получил бытие как одушевленное и поистине одаренное умом. Кроме мировой души Платон признавал существование звезд, человеческих душ, душ животных и растений. Он был убежден, что небесные тела - это видимые боги, обладающие телом и душой.

 

Теория  познания Платона

Теория познания Платона опирается на его учение и о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же - это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания.

Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В  связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Таким образом, теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же в связи с этим трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради нее самой.

 

 

 

 

Этика Платона

Онтология, космология и теория познания в учении Платона  носят подчиненный вспомогательный  характер. Они выступают в качестве методологической и мировоззренческой  базы для обоснования главной части этого учения - нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа. По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной). Разумная часть - основа добродетели мужества, преодоления чувственности - это добродетель умеренности, благополучия. Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало Добродетели и справедливости.

Платоновская  этика ориентирована на самосовершенствование  личности, на создание совершенного общества - государства. Платон общественное, государственное  начало ставит над индивидуальным, личным. Поэтому этика Платона  органически сочетается с концепцией государства. В соответствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа:

    1. мудрецы – те, у кого развито чувство справедливости, разумное начало.
    2. «войны и стражи» - те, кто отличается мужеством, храбростью и чувством справедливости.
    3. ремесленники – те, кто должен заниматься физическим трудом.

Мудрецы должны стоять во главе государства, управлять им. Мужество - добродетель стражей, задача которых защита государства от внешних и внутренних врагов. Добродетелью третьего сословия должно быть благоразумие, т. е. добросовестное выполнение своих производственных функций. Справедливость не относится Платоном к какому-то одному из сословий, а характеризуется им как некая общегосударственная добродетель. Помимо этих четырех добродетелей Платон особо подчеркивает значение благочестия - религиозности, почитания божеств. Идеальное государство Платона должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против неверия и безбожия.

Укреплению  идеального государства, по Платону, должна служить строгая система воспитания и образования. Платон предложил  такую систему образования и воспитания, которая, по его мнению, обеспечивала бы достаточную профессиональную и физическую подготовку всех сословий. Каждому сословию соответствует свой уровень образования. Например, совокупность гимнастики, музыки и математики - это обязательный круг образования, достаточный для стражей. Наиболее способные могли, кроме того, обучиться диалектике. Но после овладения диалектикой они переходят в другую профессиональную группу - философов-правителей.

Изучение онтологии  и гносеологии Платона позволяет нам сделать вывод, что в его учении впервые ставится вопрос об отношении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существенного мира. И Платон решает этот вопрос однозначно, утверждая приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами. Поэтому следует признать, что им была положена основа идеалистической линии в философии, которая в античной философии получила свое дальнейшее развитие у Аристотеля и неоплатоников, а наиболее ярко представлена в средневековой философии.  
Аристотель

Аристотелю  принадлежит заслуга впервые  провести разграничение наук, выделив  для каждой из них специальные  области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими  и творческими науками.

Теоретические: метафизика - изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика - изучает состояние тел и определенные «материи»; математика - абстрактные свойства реальных вещей.

Практические: этика - наука о норме поведения  людей; экономика; политика.

Творческие  науки, связанные с деятельностью творцов: поэтика - теория стихосложения; риторика - теория ораторского искусства и искусства ремесла.

 

Онтология Аристотеля

Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Аристотель сохраняет  характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность -это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.

Аристотель  делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи  и формы. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, - это  первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Аристотелю, - это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму - Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса.

В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Аристотель выделяет четыре вида причин:

  1. Материальные - то, из чего состоят вещи, их субстрат.
  2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя 
    сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.
  3. Действующие или производящие - рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, 
    энергетическая база формирования вещей.
  4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?».

Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение потенциального в пунктуальное.

Информация о работе Гениальные представители античной философии: Платон и Аристотель