ГЕНЕЗИС НАУКИ
– дискуссионная
проблема в истории науки, связанная
с выявлением исторических условий
формирования науки, в решении
которойсложилось два противоположных
подхода (экстернализм и интернализм)
и четыре основных версий её
возникновения. С точки зрения эстернализма
(от лат. extro– вне) появление науки обусловлено
полностью внешними для неё обстоятельствами:
социальными, экономическими и др.), поэтому
основная задача изучения науки сводится
к реконструкции социальных
условий научно-познавательной деятельности
на определённых этапах её развития.
Интернализм (от лат. intro – внутри) основным
фактором развития науки рассматривает
сложившиеся на определённом этапе
развития науки способы решения научных
проблем (парадигмы), методологические
программы, соотношения традиций и
новаций, т.е. факторы, связанные с внутренней
природой научного знания, поэтому основной
задачей изучения науки является описание
познавательных процессов. К основным
версиям происхождения науки относят.
1) Начало науки, связанное с цивилизацией
Древнего Египта (IV тыс. до н.э.), когда
ограниченная группа людей (посвящённые),
располагала глубокими знаниями в области
математики, медицины, географии, астрономии,
химии и др., считая их тайными
и магическими, оказав сильное влияние
на развитие человеческих знаний и, особенно,
в Индии, Персии, Китае, Греции, Риме. 2)
Наука возникла в античной Греции в VI в.
до н.э. где первые философы были одновременно
и учёными, их основной интерес был связан
с рациональным объяснением устройства
мироздания, а личностнообразная форма
мифа была заменена безличностно-понятийной
формой философии (олицетворение уступает
место абстракции), большое внимание уделяется
системе доказательств, что позволило
перейти к рациональному мышлению, как
началу научного познания. 3) Наука возникла
в позднем средневековье (в культуре Западной
Европы в XII-XIV вв.) и была связана с деятельностью
английского епископа Роберта Гроссетеста
и английского монаха Роджера Бэкона,
которые утверждали необходимость опытного
познания природы и перехода к индукции
как метода познания. 4) Рождение науки
в современном смысле слова датируется
Новым временем (XVI-XVII вв.) и связано с именами
Коперника (коперниковский переворот),
Галилея и Ньютона, создавших научную
картину мира, основанную на законах классической
механики.
Античность.
Натурфилософия
возникла в античную эпоху как
попытка найти «конечные причины»
и фундаментальные закономерности
природных явлений. Предложенные тогда
и позднее натурфилософские системы
включали такие важнейшие естественнонаучные
понятия, как субстанция, материя, пространство,
время, движение, закон природы и др.
Возникла натурфилософия
фактически еще до появления собственно
философии.
Ранняя греческая
наука зародилась на рубеже VII – VI веков
в приморских городах малоазийской
Ионии (на территории современной Турции.
В более поздних трудах, в частности Аристотеля,
она получила название науки о природе
или НАТУРФИЛОСОФИИ.