Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 10:19, реферат
Ныне, вряд ли кто-то будет оспаривать, что произведения философов удаленной от нас исторической эпохи воспроизвести в полном объеме таковым, какими они были созданы невозможно. Часть трудов просто исчезла в глубине времени, часть просто потеряла свою актуальность многие годы назад. Но любой крупный философ всегда оставит что-то, что будет полезно не только его поколению, но и все последующим. В тоже время отыскать эти крупинки знаний не всегда просто.
Введение
1. Биография Гегеля.
2. Немецкая классическая философия.
3. Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии.
4. Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля.
5. Логика Гегеля.
6. Философия природы.
7. Философия духа.
8. Заключение
9. Список используемой литературы
Оглавление:
Введение
1. | Биография Гегеля. |
2. | Немецкая классическая философия. |
3. | Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии. |
4. | Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля. |
5. | Логика Гегеля. |
6. | Философия природы. |
7. | Философия духа. |
8. | Заключение |
9. | Список используемой
литературы |
Введение
Ныне,
вряд ли кто-то будет оспаривать, что
произведения философов удаленной
от нас исторической эпохи воспроизвести
в полном объеме таковым, какими они
были созданы невозможно. Часть трудов
просто исчезла в глубине времени, часть
просто потеряла свою актуальность многие
годы назад. Но любой крупный философ всегда
оставит что-то, что будет полезно не только
его поколению, но и все последующим. В
тоже время отыскать эти крупинки знаний
не всегда просто. Если даже оставить в
стороне случаи явной недобросовестности
и фальсификации по отношению к философскому
наследию Гегеля, нельзя не признать, что
вся последующая человеческая философская
мысль, за исключением, может быть, небольшого
числа правоверных гегельянцев, полагавших,
что только они понимают систему учителя
целиком, только и занималась, что отрывала
кусочки от его учения, выборочно и по
частям принимая и опровергая положения
гегелевской философии, делая это односторонне,
фрагментарно и неадекватно. Я считаю
так: или принимаешь философское учение
целиком, либо целиком его отвергаешь,
но так к сожалению в истории философской
мысли не бывает. Всего лишь одна иллюстрация.
В нашем веке наиболее цитируемым стал
отрывок из введения к «Философии истории»,
где Гегель обратил внимание на индивидуальность,
неповторимость исторического состояния
и обстоятельств каждой эпохи. Причины
того, что именно этот отрывок был удостоен
внимания общественности прост - это наиболее
соответствовало духу после гегелевского
историзма, поставившего во главу угла
принцип уникальности, несравнимости
исторических состояний и непреложности
к ним каких бы то ни было общеисторических
масштабов оценки. Не надо доказывать
всю ошибочность этого положения. Обобщения
в истории зачастую не только полезны,
но и просто необходимы. Однако, все забыли,
что в тексте Гегеля указанное замечание
сформулировано по вполне конкретному
поводу в связи с критикой прагматической
историографии, и он вряд ли согласился
бы со столь широкой интерпретацией этого
положения.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) - великий немецкий философ родился в семье высокопоставленного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте, в котором прослушал курсы философии и теологии.
Восторженно
приветствовал революционные
В философии XX в. постоянно возникала проблема свободы. Мыслители подчеркивали, что у нее разные лики. Ее связь с моралью крайне противоречива.
Размышления о свободе, несомненно, соотносятся с проблемой назначения человека, его природы. Гегель в "Лекциях по философии религии" дал двойственную характеристику человеку: "человек по природе добр", "человек по природе зол".
По мнению Гегеля, сказать, что человек по природе добр, по существу, означает признать, что человек сам в себе есть дух, разумность, что он создан по образу и подобию Бога.
Природным человек является тогда, когда он следует своим страстям и побуждениям, является рабом своих вожделений. Для него природная непосредственность служит законов Он природен, но в этой своей природности он в то же время является носителем воли.
Уже в своих ранних произведениях Гегель исследует историю духовной культуры, развитие различных ступеней человеческого сознания. Его основные труды: "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812), "Энциклопедия философских наук" (1817), "Философия права" (1821) и др. В "Феноменологии духа" духовная культура предстает как постепенное развертывание творческой мощи "мирового разума". Впоследствии вся философская система Гегеля будет направлена на раскрытие этапов развития "мирового духа".
То, к
чему стремился Гегель, можно назвать
антропологическим
Гегель рассуждал только о родовом понятии "человек", но о "каждом человеке" т.е. о реальной личности, от которой и должна отталкиваться антропология. Но у позднего Гегеля эта идея была утрачена.
В отличие от молодого Гегеля, Гегель-систематик выдвинул в качестве исходного принципа уже не человека, а Мировой Разум. Человек оказывается для него лишь стадией в достижении Мировым Разумом своего самосознания и, следовательно, совершенства.
Всякое противоречие в реальной человеческой жизни и истории не вызывало у философа стремления истолковать его через человека.
Он объясняет противоречие жизни как простую "хитрость", к которой прибегает идея (существующая сама по себе), чтобы именно через преодоление этого противоречия обрести собственную полноту.
Вопреки
притязаниям на окончательное решение
вопроса "Что такое человек?", поставленного
Кантом, Гегель либо затемняет его, либо
вовсе снимает. Если человек есть только
медиум (посредник), через который познает
себя Мировой Разум, тогда никаких ограничений
для познания не может быть.
2. Немецкая классическая философия
В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобно тому, как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту». Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.
Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук : стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.
Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724-1804). Именно с Кант началась философия новейшего времени. Но не только в философии, но и в науке. Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия «вещей самих по себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Миру явлений соответствует, независим я от человеческого сознания сущность вещей - «вещи сами по себе». Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т. е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность.
Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятии. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т. е. общие понятия, которые по Канту, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип, она субъективна, т. к. отражает только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляется содержание занятий и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин назвал логику Канта «формальной».
Немецкая
классическая философия после Канта
разрабатывалась такими выдающимися философами,
как И. Г. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг (1775-1854).
Оба стремились преодолеть кантовское
противопоставление феномена и ноумена,
обосновав познавательную активность
в некотором едином принципе - в абсолютном
Я (Фихте) и в абсолютном тождестве мышления
и бытия (Шеллинг). Последний дал тонкий
анализ категорий диалектики, в частности
свободы и необходимости, тождества, единого
и многого и др., послужив предтечей гегелевской
объективно-идеалистической диалектики.
Его изыскания в области философии природы
оказали большое влияние на умы естествоиспытателей,
а также на русскую философию.
3. Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии.
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее». Как видно из слов Энгельса, выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основ тельной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики.
Опираясь
на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга,
развивая их, Гегель вместе с тем
отвергает ряд ошибочных
Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.
Исходя
из диалектического положения о
единстве сущности и явления, Гегель
отверг кантовское учение о непознаваемости
«вещи в себе»; в природе вещей
нет никаких непреодолимых
Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления и логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привел Шеллинга к откровенному иррационализму. Однако, будучи идеалистом, Гегель не смог подвергнуть критике основной идеалистический порок своих ближайших предшественников: для него, также как и для других идеалистов, природа является производным от сверх природного духа. Именно поэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем, которые были поставлены предшественниками его собственной философии.
Он
полагал, что ни материя, ни сознание
человека не могут рассматриваться
как первичное, ибо сознание невозможно
логически вывести из материи, а
материя также не выводима из человеческого
сознания, которое само должно быть
понятно как результат
4. Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля
Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие - диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.