Гегель Г.В.Ф. “О преподавании философии в университетах”

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:29, реферат

Описание работы

Тема преподавания философии в университетах была актуальна не только во времена Гегеля, она обсуждается и сейчас. Лично мне интересно, что будет, если действительно изменить преподавание философии. Поэтому я решил ознакомиться и проанализировать письмо Гегеля, которое было написано им как раз на эту тему. А также больше узнать об этом знаменитом немецком философе.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 103.50 Кб (Скачать)

      Нюрнберг, 2 августа 1816 года

      (Подпись)  Гегель.

      Как видно, к преподавательской деятельности Гегель приступил, уже издав "Феноменологию духа". Сам Гегель так представлял свое произведение в "Общественной литературной газете" от 28 октября 1807 г.: "Этот том представляет становящееся знание. Феноменология духа должна прийти на место психологических заявлений или также абстрактных обсуждений об обосновании знания… Она понимает различные формы духа как станции пути в себя, на котором он становится чистым знанием или абсолютным духом". Второй заголовок этого произведения "Наука опыта сознания". Здесь слово опыт, кроме обозначения предмета данного произведения, имеет тот смысл, что в нем изложен опыт самого Гегеля. "Феноменология духа" может рассматриваться как личный дневник Гегеля, отчет о его внутреннем пути, каждую ступень которого он осуществил в действительности. И в этом смысле, в своей преподавательской практике Гегель мог основываться на личной практике, а в вопросах: чему учить, куда и откуда вести за собой учеников - на теории, не внешней для себя.

      Так куда же? К философии как науке! Почему именно к ней? Философия как  наука – это царство абсолютного  знания; царство абсолютной свободы. А именно свобода была главным  предметом размышлений Гегеля, и именно идеей свободы и стремлением к свободе были пронизаны все политические события Европы XVIII - XIX столетий. Гегелю было 19-ть, когда во Франции пала Бастилия. Ему было 36-ть, когда он лично увидел Наполеона Бонапарта, скачущего верхом на лошади по только что завоеванной им Йене, – этот Мировой Дух, как писал Гегель в письме к Нитхаммеру. В связи с наполеоновским завоеванием и освобождением от него, в Германии появилась возможность реформировать образование, "стряхнуть католическую пыль". Для участия в этом деле и был приглашен Гегель.

      Из  письма Гегеля Фридриху фон Раумеру  видна настоятельная потребность  нового преподавания философии в  университетах. Гегель полагает, что  то, что в основном излагается в  университетах под видом философии, это мысли из древних наук, расплывчатые и не научные. В то время, как и в настоящее, ощущается потребность, чтобы идея философии обрела научную разработку, упорядоченный широкий круг предметов, относящихся к философии. Нельзя, считает он, преподавать философию, как собрание общих мыслей, которые поверхностно соединялись вместе, для этого использовались такие области природы и духа, которые сами по себе туманны и произвольны. Эти лекции читались в короткое время и не удовлетворяли молодые умы, которые ожидали гораздо большего. Гегель полагает, что научное формирование философии, является ее внутренней необходимостью, новая форма идеи требует преобразовать старый материал в соответствии с современной точкой зрения на философию. И преподавать философию в университетах надо как упорядоченную науку, тогда она становится ясной, понятной и пригодной для передачи другим. В этом письме также прозвучала его идея о том, на какие науки должна распадаться философия. Это совершенно абстрактная логика, натурфилософия, представляющая собой часть целого, и философия духа, куда кроме психологии с антропологией, учения о праве и учения об обязанностях, входит также этика и философия религии.

      На  то время идея Гегеля была передовой  и востребованной. Пора было преобразовать  философию в науку идей, Гегель правильно считал, что мировой дух движется вперед, неодолимо, хоть и неприметно для глаз. Даже в современное время в силу индустриального развития все более разрабатывается идея прогресса. Гегелевская диалектика, его “вперед”, как раз и выражает идею прогресса и развития.

      Гегелевскую точку зрения на преподавание философии  в университетах, хотелось привести как пример научного подхода в  решении образовательных проблем  в отличие от множества произвольных мнений. Научный подход берется в том смысле, что это есть осуществление необходимого, логически связанного познания в процессе исследования. Если вопрос о научности предпосылок гегелевской системы – это предмет исследований и полемики для философов, то логичная взаимосвязь его философской системы с тем, что Гегель говорит в различных сферах наличного бытия, например, праве, искусстве или в системе образования – это научный факт не только для философов.

      Образование – это целенаправленная деятельность. Но в российской педагогической мысли нет единой концепции образования, а, следовательно, и целей много. На движении к какой цели надо строить образование, если все они научны? Или не все? Что есть тогда научное определение "образования"? И соответственно, для какой цели преподавать философию? И шире – что такое вообще философия? Это необходимые вопросы, ответы на которые должен знать каждый, кто научно подходит к образованию. Гегелевский взгляд был приведен потому, что у него есть ответы на эти вопросы, пусть особенные ответы, но все-таки есть. Для нас Гегель не мировоззренческий идеал, но в смысле сознательности своего мировоззрения – он не самый последний пример для представителя научного мировоззрения.

 

Используемая литература и источники данных

 
  1. Гегель  Г. В.Ф. “О преподавании философии в университетах” Работы разных лет.
  2. В двух томах. Т.1. Москва. 1972.
  3. В.А. Канке. “Основы философии”. Москва, 1999.
  4. http: // www. philosophiya. ru/kabinet/hegel_ph_gimnasiy. html
  5. 4) http: // www. krugosvet. ru/articles/07/1000791/1000791a1. htm
  6. http: // www. krugosvet. ru/articles/07/1000791/1000791a2. htm

Информация о работе Гегель Г.В.Ф. “О преподавании философии в университетах”