Нюрнберг,
2 августа 1816 года
(Подпись)
Гегель.
Как
видно, к преподавательской деятельности
Гегель приступил, уже издав "Феноменологию
духа". Сам Гегель так представлял свое
произведение в "Общественной литературной
газете" от 28 октября 1807 г.: "Этот том
представляет становящееся знание. Феноменология
духа должна прийти на место психологических
заявлений или также абстрактных обсуждений
об обосновании знания… Она понимает
различные формы духа как станции пути
в себя, на котором он становится чистым
знанием или абсолютным духом". Второй
заголовок этого произведения "Наука
опыта сознания". Здесь слово опыт, кроме
обозначения предмета данного произведения,
имеет тот смысл, что в нем изложен опыт
самого Гегеля. "Феноменология духа"
может рассматриваться как личный дневник
Гегеля, отчет о его внутреннем пути, каждую
ступень которого он осуществил в действительности.
И в этом смысле, в своей преподавательской
практике Гегель мог основываться на личной
практике, а в вопросах: чему учить, куда
и откуда вести за собой учеников - на теории,
не внешней для себя.
Так
куда же? К философии как науке!
Почему именно к ней? Философия как
наука – это царство абсолютного
знания; царство абсолютной свободы.
А именно свобода была главным
предметом размышлений Гегеля, и именно
идеей свободы и стремлением к свободе
были пронизаны все политические события
Европы XVIII - XIX столетий. Гегелю было 19-ть,
когда во Франции пала Бастилия. Ему было
36-ть, когда он лично увидел Наполеона
Бонапарта, скачущего верхом на лошади
по только что завоеванной им Йене, – этот
Мировой Дух, как писал Гегель в письме
к Нитхаммеру. В связи с наполеоновским
завоеванием и освобождением от него,
в Германии появилась возможность реформировать
образование, "стряхнуть католическую
пыль". Для участия в этом деле и был
приглашен Гегель.
Из
письма Гегеля Фридриху фон Раумеру
видна настоятельная потребность
нового преподавания философии в
университетах. Гегель полагает, что
то, что в основном излагается в
университетах под видом философии,
это мысли из древних наук, расплывчатые
и не научные. В то время, как и в настоящее,
ощущается потребность, чтобы идея философии
обрела научную разработку, упорядоченный
широкий круг предметов, относящихся к
философии. Нельзя, считает он, преподавать
философию, как собрание общих мыслей,
которые поверхностно соединялись вместе,
для этого использовались такие области
природы и духа, которые сами по себе туманны
и произвольны. Эти лекции читались в короткое
время и не удовлетворяли молодые умы,
которые ожидали гораздо большего. Гегель
полагает, что научное формирование философии,
является ее внутренней необходимостью,
новая форма идеи требует преобразовать
старый материал в соответствии с современной
точкой зрения на философию. И преподавать
философию в университетах надо как упорядоченную
науку, тогда она становится ясной, понятной
и пригодной для передачи другим. В этом
письме также прозвучала его идея о том,
на какие науки должна распадаться философия.
Это совершенно абстрактная логика, натурфилософия,
представляющая собой часть целого, и
философия духа, куда кроме психологии
с антропологией, учения о праве и учения
об обязанностях, входит также этика и
философия религии.
На
то время идея Гегеля была передовой
и востребованной. Пора было преобразовать
философию в науку идей, Гегель правильно
считал, что мировой дух движется вперед,
неодолимо, хоть и неприметно для глаз.
Даже в современное время в силу индустриального
развития все более разрабатывается идея
прогресса. Гегелевская диалектика, его
“вперед”, как раз и выражает идею прогресса
и развития.
Гегелевскую
точку зрения на преподавание философии
в университетах, хотелось привести
как пример научного подхода в
решении образовательных проблем
в отличие от множества произвольных
мнений. Научный подход берется в том
смысле, что это есть осуществление необходимого,
логически связанного познания в процессе
исследования. Если вопрос о научности
предпосылок гегелевской системы – это
предмет исследований и полемики для философов,
то логичная взаимосвязь его философской
системы с тем, что Гегель говорит в различных
сферах наличного бытия, например, праве,
искусстве или в системе образования –
это научный факт не только для философов.
Образование
– это целенаправленная деятельность.
Но в российской педагогической мысли
нет единой концепции образования, а, следовательно,
и целей много. На движении к какой цели
надо строить образование, если все они
научны? Или не все? Что есть тогда научное
определение "образования"? И соответственно,
для какой цели преподавать философию?
И шире – что такое вообще философия? Это
необходимые вопросы, ответы на которые
должен знать каждый, кто научно подходит
к образованию. Гегелевский взгляд был
приведен потому, что у него есть ответы
на эти вопросы, пусть особенные ответы,
но все-таки есть. Для нас Гегель не мировоззренческий
идеал, но в смысле сознательности своего
мировоззрения – он не самый последний
пример для представителя научного мировоззрения.
Используемая литература
и источники данных
- Гегель
Г. В.Ф. “О преподавании философии в университетах”
Работы разных лет.
- В двух томах.
Т.1. Москва. 1972.
- В.А. Канке.
“Основы философии”. Москва, 1999.
- http:
// www. philosophiya. ru/kabinet/hegel_ph_gimnasiy. html
- 4) http: // www.
krugosvet. ru/articles/07/1000791/1000791a1. htm
- http: // www. krugosvet.
ru/articles/07/1000791/1000791a2. htm