Галактика Гутенберга (Макклюэн)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:03, доклад

Описание работы

Технология книгопечания была разработана немецким ювелиром и изобретателем Иоганом Гутенбергом. Но большинство западноевропейских стран оспаривают у Гутенберга честь создания первого печатного станка. Годы его жизни не известны точно, родился он около 1400 года, умер в 1468. Посути его изобретение заключалось в том что он догадался сделать отливки букв, выстроить в строчки, расположить в обратном порядке и с помощью пресса оттискивать на бумаге. Все составные части были изобретены до Гутенберга, он же несколько усовершенствовал их и скомпилировал в одно устройство.

Работа содержит 1 файл

ГГ.docx

— 23.00 Кб (Скачать)

Книгопечание. Галактика Гутенберга.

Технология книгопечания была разработана  немецким ювелиром и изобретателем  Иоганом Гутенбергом. Но большинство западноевропейских стран оспаривают у Гутенберга честь создания первого печатного станка. Годы его жизни не известны точно, родился он около 1400 года, умер в 1468. Посути его изобретение заключалось в том что он догадался сделать отливки букв, выстроить в строчки, расположить в обратном порядке и с помощью пресса оттискивать на бумаге. Все составные части были изобретены до Гутенберга, он же несколько усовершенствовал их и скомпилировал в одно устройство. По видимому первой книгой, которая была напечатана, была 36-ти строчная библия (или библия Гутенберга) в первой половине 50-х годов пятнадцатого века.

Но я бы хотел сосредоточиться  не на личности Гутенберга или технических  деталях его изобретения, а на том, что значило его изобретение. В частности я буду пересказывать книгу Маршала Маклюэна «Галактика Гутенберга». Маршал Маклюэн – это канадский философ гды жизни 1911-1980. Книга была издана в 1962 году.

Основная цель этой — проследить, каким образом сначала фонетический алфавит, а затем книгопечатание изменили формы мировоззрения и самовыражения. Большая часть книги посвящена противопоставлению визуальной культуры и культуры основаной на восприятие звука (аудиальные культуры). Причем с аудиальной культурой связываются примитивные, дописьменные общества, а с визуальной культурой связывается мир современных людей, которые общаются посредством письменности. По Мак-Люэну, письмо раскалывает аудиальное единство сознания племенного человека и выдвигает на первый план визуальную составляющую человеческой чувственности. С возникновение письма человек все больше информации черпает из визуальных источников, к чем он оказался не готов в эмоциональном плане. Печатная технология как предельная форма развития письменности довершает указанный раскол. Этот катаклизм и является истоком всех наших проблем — от социальных до психологических. Но, так сказать, к счастью, совершающийся в наше время переход к электрическим технологиям обещает поправить дело. По скольку появляются новые средства комуникации, которые позволяют общаться людям минуя письмо.

Среди визуальных культур можно выделить доалфавитные (иероглифические) культуры и фонетически-алфивитные культуры, на основании понятно чего. Фонетический алфавит стороится по принципу один звук, один символ и это принципиально отличает его от иероглифического письма. Автор считает, что изобретение алфавита было важнейшим изобретением человечества. Главное что сделал фонетический алфавит,  это абстрагировал звук от символа. Говоря в общем автор полагает, что наличие фонетического алфавита стало двигателем прогресса и причиной расцвета таких цивилизаций как древнегреческая и всех ее идеалогических наследников. В ниге мы уделено большое внимание рассмотрению догутенберговской эпохи именно потому, что существует тесная связь между технологией фонетического алфавита и книгопечатанием. Фонетическое письмо было необходимой прелюдией. Так, китайское идеографическое письмо оказалось непреодолимым препятствием для развития печатной технологии. В наше время, когда китайское письмо все в большей мере начинает включать в себя элементы алфавита.

Вся рукописная культура была разговорной. То есть до тех пока не был изобретен печатный станов культура была аудиальной. Несмотря на то что уже существовала письменность и даже алфивит. Дело в том что чтение в то время было только чтением в слух, люди просто не умели читать не произнося того,  что они читали. Так например в Древней Греции чтение вслух своего произведения на публике было практически едиственным способом публикации своего труда. Гомеровский эпос, безусловно, предназначался для публичного чтения и были люди, которые зарабатывали чтением его произведений (рапсоды).

С момента создания печатного станка все кардинально поменялось, конечно  не сразу. Различие между человеком печатной и человеком рукописной культуры, пожалуй, так же велико, как и различие между человеком бесписьменным и письменным. Хотя и составляющие части технологии, как я говорил, были известны ранее, соединившись они дали старт новой эпохе. Далее, можно просто начать перечислять что изменилось начиная с Гутенберга.

  1. Категория авторства претерпела существенные изменения. В допечатную эпоху не было столь ярко выраженного понятия авторства. Книгопечатание дало толчок развитию индивидуализма и стремления к самовыражению в обществе и как следствие возросла роль авторства. Печатная публикация стала средством завоевания славы и увековечения памяти о себе.
  2. Закладывание основ общества потребления. Потребительски ориентированной культуре свойствен интерес к вопросу об авторстве и аутентичности. Рукописная культура была ориентирована на производителя, а печатная на потребителя. В рукописной культуре просто не было потребителей, не существовало читающей публики в современном понимани, и дело тут не в распространени грамотности, как может показаться. Даже если бы все были поголовно грамотными, то у авторов все равно не было публики. Подобным образом передовой ученый в наши дни также лишен публики. У него есть несколько друзей и коллег, с которыми он обсуждает свою работу. Книгопечатание преобразовало диалог живого общения в упакованную информацию, подручный товар. Оно наложило свой отпечаток на язык и человеческое восприятие. Но могло ли быть иначе? Ведь, по сути, оно создало систему цен. До того как товары становятся однотипными и воспроизводимыми, цена вещи определяется на месте, путем торга. Однотипность и воспроизводимость книги не только создали современные рынки и системы цен, которые неотделимы от распространения письма и развития промышленности. Печатная книга стала товаром, новым природным ресурсом, который послужил образцом использования остальных видов ресурсов, включая нас самих.
  3. Национализм. Книгопечатание превратило национальные языки в средства массовой коммуникации, в замкнутые системы, и тем самым создало современный национализм как централизующую силу. Книгопечание придает национальному языку визуальность и делает его объединяющей и унифицирующей силой. Никакой национализм не возможен до тех пор, пока национальный язык не обретет печатную форму.
  4. Гомогенизация общества. То есть выравниевание членов общества по всем параметрам.
  5. Книгопечание вытеснило латинский язык. Латинский язык «портился» в следствии обучению ему по печатным источникам, а не на основе речевого общения.
  6. Ослабление памяти людей. Мы знаем, что нет необходимости «перегружать память» всем тем, что можно найти, просто сняв с полки книгу. Когда же большая часть населения не владеет грамотой, а книги являются раритетом, требуется цепкость памяти, значительно превосходящая память современного европейца. Средневековые люди легко учили языки и знали на память огромные произведения. Но более веская причина заключается в том, что происходит разрыв между символьным представлением вещи и самой вещью. В процессе чтения человек тратит слишком много усилий на само чтение.

Информация о работе Галактика Гутенберга (Макклюэн)