Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:03, доклад
Технология книгопечания была разработана немецким ювелиром и изобретателем Иоганом Гутенбергом. Но большинство западноевропейских стран оспаривают у Гутенберга честь создания первого печатного станка. Годы его жизни не известны точно, родился он около 1400 года, умер в 1468. Посути его изобретение заключалось в том что он догадался сделать отливки букв, выстроить в строчки, расположить в обратном порядке и с помощью пресса оттискивать на бумаге. Все составные части были изобретены до Гутенберга, он же несколько усовершенствовал их и скомпилировал в одно устройство.
Технология книгопечания была разработана немецким ювелиром и изобретателем Иоганом Гутенбергом. Но большинство западноевропейских стран оспаривают у Гутенберга честь создания первого печатного станка. Годы его жизни не известны точно, родился он около 1400 года, умер в 1468. Посути его изобретение заключалось в том что он догадался сделать отливки букв, выстроить в строчки, расположить в обратном порядке и с помощью пресса оттискивать на бумаге. Все составные части были изобретены до Гутенберга, он же несколько усовершенствовал их и скомпилировал в одно устройство. По видимому первой книгой, которая была напечатана, была 36-ти строчная библия (или библия Гутенберга) в первой половине 50-х годов пятнадцатого века.
Но я бы хотел сосредоточиться не на личности Гутенберга или технических деталях его изобретения, а на том, что значило его изобретение. В частности я буду пересказывать книгу Маршала Маклюэна «Галактика Гутенберга». Маршал Маклюэн – это канадский философ гды жизни 1911-1980. Книга была издана в 1962 году.
Основная цель этой — проследить, каким образом сначала фонетический алфавит, а затем книгопечатание изменили формы мировоззрения и самовыражения. Большая часть книги посвящена противопоставлению визуальной культуры и культуры основаной на восприятие звука (аудиальные культуры). Причем с аудиальной культурой связываются примитивные, дописьменные общества, а с визуальной культурой связывается мир современных людей, которые общаются посредством письменности. По Мак-Люэну, письмо раскалывает аудиальное единство сознания племенного человека и выдвигает на первый план визуальную составляющую человеческой чувственности. С возникновение письма человек все больше информации черпает из визуальных источников, к чем он оказался не готов в эмоциональном плане. Печатная технология как предельная форма развития письменности довершает указанный раскол. Этот катаклизм и является истоком всех наших проблем — от социальных до психологических. Но, так сказать, к счастью, совершающийся в наше время переход к электрическим технологиям обещает поправить дело. По скольку появляются новые средства комуникации, которые позволяют общаться людям минуя письмо.
Среди визуальных культур можно выделить доалфавитные (иероглифические) культуры и фонетически-алфивитные культуры, на основании понятно чего. Фонетический алфавит стороится по принципу один звук, один символ и это принципиально отличает его от иероглифического письма. Автор считает, что изобретение алфавита было важнейшим изобретением человечества. Главное что сделал фонетический алфавит, это абстрагировал звук от символа. Говоря в общем автор полагает, что наличие фонетического алфавита стало двигателем прогресса и причиной расцвета таких цивилизаций как древнегреческая и всех ее идеалогических наследников. В ниге мы уделено большое внимание рассмотрению догутенберговской эпохи именно потому, что существует тесная связь между технологией фонетического алфавита и книгопечатанием. Фонетическое письмо было необходимой прелюдией. Так, китайское идеографическое письмо оказалось непреодолимым препятствием для развития печатной технологии. В наше время, когда китайское письмо все в большей мере начинает включать в себя элементы алфавита.
Вся рукописная культура была разговорной. То есть до тех пока не был изобретен печатный станов культура была аудиальной. Несмотря на то что уже существовала письменность и даже алфивит. Дело в том что чтение в то время было только чтением в слух, люди просто не умели читать не произнося того, что они читали. Так например в Древней Греции чтение вслух своего произведения на публике было практически едиственным способом публикации своего труда. Гомеровский эпос, безусловно, предназначался для публичного чтения и были люди, которые зарабатывали чтением его произведений (рапсоды).
С момента создания печатного станка все кардинально поменялось, конечно не сразу. Различие между человеком печатной и человеком рукописной культуры, пожалуй, так же велико, как и различие между человеком бесписьменным и письменным. Хотя и составляющие части технологии, как я говорил, были известны ранее, соединившись они дали старт новой эпохе. Далее, можно просто начать перечислять что изменилось начиная с Гутенберга.