Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 20:55, реферат
Философы утверждают , что у морали три основных функции : оцени-
вающая , регулирующая , воспитывающая .
Оценивающая : все поступки , всю общественную жизнь ( экономику , поли-
тику , культуру ) мораль оценивает с точки зрения гуманизма , хорошо это
или плохо , добро это или зло . Если поступки полезные людям , способст-
вуют улучшению жизни , свободному развитию --- это хорошо , это добро .
Не способствуют , мешают --- зло .
Ф У Н К Ц И И М О Р А Л И .
Философы утверждают , что у морали три основных функции : оцени-
вающая , регулирующая , воспитывающая .
Оценивающая : все поступки , всю общественную жизнь ( экономику , поли-
тику , культуру ) мораль оценивает с точки зрения гуманизма , хорошо это
или плохо , добро это или зло . Если поступки полезные людям , способст-
вуют улучшению жизни , свободному развитию --- это хорошо , это добро .
Не способствуют , мешают --- зло . Если человек хочет оценить с мораль-
ной точки зрения ( поступки людей , поведение ) , то он пользуется терми-
нами добра и зла , либо близкими по значению словами понятиями : честь
--- бесчестие , порядочность --- низость , подлость и т.д. , при этом выражает
свою моральную оценку , либо порицает , либо хвалит , либо критикует.
Оценка влияет на практическую деятельность , иначе она была бы не нуж-
на. Когда явление оценивается , как добро , то к нему надо стремиться , ес-
ли зло , то искоренять и избегать . Следовательно, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и прежде всего себя, свою позицию, пове-
дение, мировозрение . Мораль помогает нам в поиске истинных ценностей.
Регулирующая : Мораль регулирует поведение и сознание человека в
той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жиз-
ни --- в труде, быту, политике, в семейных, личных, внутригрупповых,
межклассовых и международных отношениях . В отличии от особых требо-
ваний, предьявляемых в каждой из этих областей принципы морали име-
ют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фик-
сируя в себе то общее и основное , что составляет культуру межчеловечес-
ких отношений и откладывается во многовековом опыте развития общест-
ва. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные
устои , строй жизни и формы общения ( или напротив требуют их измене-
ния ) в самой общей форме , в отличии от более детализированных, тради-
ционно-обычных,
организационно-
Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует
движение нашей жизни через мнение окружающих людей , общественное
мнение , через внутреннее убеждение личности, через совесть . Человек
очень чуток к мнению окружающих, ему не безразлично, что о нём дума-
ют, следовательно общественное мнение может оказывать влияние на чело-
века, регулировать его поведение, причём такое регулирование основано не
на силе приказа , закона , а на моральном авторитете, моральном воздейст-
вии . Но бывают случаи , когда общество находится под властью предрас-
судков, невежества, тупости, корысти . Поэтому человек , живя в обществе,
должен прислушиваться к своему мнению , а самое главное уметь правель-
но его оценивать , не быть бездушным винтиком в государственной маши-
не и не рабом общественных отношений. В нужных случаях становиться
борцом , защищая истину ,справедливость , гуманизм .
Воспитательная : мораль занимает особое положение в воспитатель-
ном процессе , помимо воспитания со стороны других людей ( родителей ,
учителей, общественного мнения ) , а также самовоспитания . Дело в том ,
что мораль присутствует везде, она входит во все части человеческой дея-
тельности , а значит и в воспитание --- умственное , физическое , эстетичес-
кое --- и является для воспитания самым высоким ориентиром , выдвигая перед ним моральные идеалы .
Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её
особая задача в обществе : придавать воспитанию правильную ориентацию,
способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интере-
сов т.е. способность человека заботиться о других также , как и о себе.
Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гу-
манному отношению людей друг другу . Мы своим поведением никогда не
должны угнетать интересы и права других людей . Мораль учит делать
каждое дело так , чтобы от этого не было плохо другим людям . Иначе го-
воря, воспитательная задача морали в том, чтобы воспитывать человека, уме-
ющего действовать справедливо и гуманно .