Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 10:16, реферат
Философия выполняет ряд важных функций и потому играет важную роль в жизни общества. Это предопределяется прежде всего ее особым предметом, к которому принадлежат основной вопрос философии и главные законы развития природы, общества и мышление. Как известно, содержание философии определяется ее местом в системе знаний.
Введение 2
1.Классификация функций философии. 3
2.Значение функций философии 4
3.Мировоззренческие функции философии. 5
Гуманистическая функция.
Социально-аксиологическая функция
Культурно-воспитательная функция
Объяснительно-информационная функция
4.Методологические функции философии. 13
Эвристическая
Координирующая,
Интегрирующая,
Логико-гносеологическая.
5.Социальные функции философии. 15
Заключение 17
Список литературы 18
Содержание
Введение 2
1.Классификация функций философии. 3
2.Значение функций философии 4
3.Мировоззренческие функции философии. 5
Гуманистическая функция.
Социально-аксиологическая функция
Культурно-воспитательная функция
Объяснительно-информационная функция
4.Методологические функции философии.
Эвристическая
Координирующая,
Интегрирующая,
Логико-гносеологическая.
5.Социальные функции философии. 15
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
Философия выполняет ряд важных функций и потому играет важную роль в жизни общества. Это предопределяется прежде всего ее особым предметом, к которому принадлежат основной вопрос философии и главные законы развития природы, общества и мышление.
Как известно, содержание философии определяется ее местом в системе знаний. Она, с одной стороны, черпает материал для своих предельно широких обобщений из естественных и общественных наук, с человеческой практики. Это не просто сумма знаний, поскольку философские обобщения всегда связанные с основным вопросом философии и с проблемой сущности развития. С другой стороны, философия есть общетеоретической и общеметодологической основой наук, вооружает их знаниями принципов, законов, категорий научно-творческого мышления, дает им главнейшие познавательные ориентиры. Поэтому для того, чтобы любой ученый отвечал высоким требованиям настоящего, ему необходимо иметь глубокие философские знания.
Одной из самых важных функций философии есть формирования ею различных идей, представлений о природе, о формах людской деятельности. В философии они получили название универсалии. Важное место среди них занимают категории, которые отображают отношения между вещами, явлениями. Ни в науке, ни в повседневной жизни обойтись без них невозможно. Поэтому все вместе они представляют основу человеческого интеллекта.
Категории возникают на определенном этапе исторического развития и воплощаются в языковых структурах. Анализируя их и действия людей, философы выявляют общие основы мышления и практики.
Поэтому философия в научном познании и общественной жизни выполняет ряд важных функций.
1.Классификация функций философии.
Все проблемы
философии концентрируются
Центральный
философский вопрос — вопрос о
человеке, о целях его бытия
влияет на характер формулирования всех
иных философских проблем. Они могут
быть классифицированы как онтологические
(представление о мире и ожидания
его состояния в будущем), теоретико-познавательные
(наиболее общая методология познания),
аксиологические (ценностное отношение
к миру, стремление сделать его
лучше, принять одни стороны реальности
как цели бытия и отвергнуть другие),
праксиологические, или духовно-практические
(философские выводы нормативного характера).
В личностном плане философские
проблемы предстают как
Общая характеристика
функций философии: говоря обыденным
языком, функции философии - это те
обязанности, которые предписаны философии
самим предметом философского познания.
Иначе, функции философии - это обязанности
философии перед человеком, если
он в познании полагается на философию:
как своеобразный алгоритм познания
философия должна обеспечить определенный
результат познавательной деятельности,
к примеру, дать достоверные представления
о мире и месте в нем человека.
Более строго, мы можем определить
понятие "функция" следующим образом:
это способ действия, способ проявления
активности системы философского знания.
В этом смысле, Гете (1749-1832) определял
понятие "функция" как "существование,
мыслимое нами в действии". Функции
философии подразделяются на две
группы: мировоззренческие и
2.Значение функций философии
•Мировоззренческая: формирует общую систему понимания природы, человека, общества у них сущностных характеристиках, то есть решает общетеоретические проблемы их научного понимания. Она формируется в процессе осмысления, обоснование мировоззренческих идеалов. Философия как мировоззрение — это не только содержание, а и образ постижения действительности, а также принципы самой жизни, которые определяют характер деятельности людей. Самым важным компонентом мировоззрения являются идеалы как определяющие жизненные цели. Характер представлений о мире содействует постановке определенной цели, жизненных задач, из обобщения которых производится жизненный план, формируются соответствующие идеалы.
В формировании этой функции философия опирается на совокупность наук, на всю людскую практику постижение действительности, определяет свое отношение к религии, которая тоже претендует на выполнение мировоззренческой функции;
•Онтологическая: решает проблему, которым есть мир сам по себе, безотносительно к человеку, человеческих форм познания, в которых он (мир) дается человеку, которым есть его природа, сущность, структура. К онтологическим включали и проблему человеческого бытия, его зависимости от внешних факторов, под которыми имели виду как естественные, так и сверхъестественные факторы. Эта функция тесно связана с предыдущей;
•Гносеологическая: исследует процесс закономерности познания мира человеком, определяет его сущность, возможности, условия закономерности, разрабатывает систему принципов и категорий, которые организуют рациональное познание, есть его понятийным фундаментом;
•Методологическая: играет роль общего метода, целостной совокупности ориентиров как практически-преобразующей, так и познавательной деятельности. Осмысливая и обосновываясь стратегию реализации человеческих идеалов, формируя принципы их достижение, философия тем самым выполняет методологическую роль. Процесс познания и практической деятельности может дать нужен эффект, лишь будучи соответственно упорядоченным и организованным. Если на первых порах секреты такой упорядоченности оставались без внимания людей, то в дальнейшем они выделяются в специальный предмет рационального познания и фиксируются как система социально апробированных правил, нормативов познания и деятельности. Позднее методология становится предметом специальной теоретической рефлексии, формой которой прежде всего есть философское осмысление принципов организации и регуляции познавательной деятельности, выделение в ней условий, структуры и содержания знания, а также путей, которые ведут к истины.
•Идеологическая: показывает, что философские учения и направления выражают не только "чистое стремление к истины", а и интересы и позиции определенных общественных сил, сообществ (наций, классов и т.п.). Поэтому любая философская школа из позиций определенного класса формирует мировоззрение и влияет на общественную деятельность из тех же социальных (классовых) позиций;
•Воспитательная: показывает, что овладение философскими знаниями, философским мышлением содействует формированию у человека нужд и стремлений к умному постижению мира и самой себя, сознательного определения своего места в мире, своих наивысших ценностей, идеалов, жизненных ориентиров и целей, смысла жизни;
3.Мировоззренческие функции философии.
Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти и жизни, смысла истории и человеческого существования. В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением.
Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.
Уровни мировоззрения:
— жизненно-практический (обыденный);
— теоретический (интеллектуальный)
Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта. Здесь преобладают чувства, эмоции, переживания, соответствующие условия быта, национальность.
Мировоззрение
несет в себе многообразные формы
жизненно-практических и теоретических
знаний мироощущения и миропонимания.
фундаментом мировоззрения
Знания
в мировоззрении – вся
Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе.
Ценностные ориентации – формируют идеалы.
Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для всех сфер человеческой жизни (т. е. идеалы могут быть нравственными, эстетическими, религиозными).
Мировоззрение
воплощает в себе единство познавательного,
нравственного, социологического, в
каждом, из которых проявляется
Мировоззренческая функция состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия — это эпоха, схваченная в мыслях.
Рассмотрим основные мировоззренческие функции философии.
Гуманистическая функция.
На первом
месте среди функций философии
в соответствии с приоритетной значимостью
проблемы человека среди всех остальных
проблем философии стоит
Нет, наверное,
на свете ни одного человека, который
бы не размышлял над вопросом о
жизни и смерти, о неминуемости
своего конца. Такие размышления
нередко действуют угнетающе
на человека. Бердяев, известный русский
философ писал: “Будущее всегда в
конце концов приносит смерть, и
это не может не вызывать тоски”.
Тоска, в сущности, всегда есть тоска
по вечности, невозможность примириться
со временем. Тоска направлена к
высшему миру и сопровождается чувством
ничтожества, пустоты, тленности этого
мира. Тоска обращена к трансцендентному,
по иному, чем этот мир, по переходящему
за границы этого мира. Но она
говорит об одиночестве перед
лицом трансцендентного. “Всю жизнь
меня сопровождала тоска. Это, впрочем,
зависело от периодов жизни, иногда достигала
большей остроты и
Философия, конечно, не даёт нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти её смысл и укрепит свой дух.
Потеря
высших мировоззренческих ориентиров
в жизни может вести к
Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся русский философ В.С. Соловьёв, размышляя над ростом самоубийств, отмечал, что самоубийства не могут быть удовлетворительно объяснены из одних внешних частных причин. Бывают и случаи, когда безо всякого внешнего повода, в самой счастливой обстановке люди сильные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из чего. Сокровища непосредственной жизни имеют цену лишь тогда, указывал В.С. Соловьёв, когда за ними таится безусловная цель. Если же это содержание, эта цель перестали существовать для человека, а интересы материальной жизни обнаружили между тем всё своё ничтожество, то понятно, что ничего более не остаётся, кроме самоубийства. Причина этого явления, по В.С. Соловьёву, в том, что человеку жить не из чего, что с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний. В.С. Соловьёв приходит к выводу о том, что “безусловно, необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т.е. такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни… Такие общие воззрения существовали и существуют, и притом в двух формах: религии и философии”. - “Исторически жизнь народов, подчёркивал В.С. Соловьёв,- определяется, прежде всего их основными убеждениями, их общим мировоззрением”.
На протяжении
многих столетий, начиная с эпохи
рабовладения, значительная часть человечества
пребывает в отчуждении от собственности,
от власти, от продуктов своей деятельности.
Человек оказывается