Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:32, доклад
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
В системе
чрезвычайно разнообразных
Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.
Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас.
Мировоззренческие функции философии.
На первом
месте среди функций философии
в соответствии с приоритетной значимостью
проблемы человека среди всех остальных
проблем философии стоит гумани
Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относится друг к другу, как человек к человеку. Мы, в конечном счете, деградируем. В числе факторов, ведущих к духовному оскудению личности, находятся: рост специализации во всех сферах человеческой деятельности (в производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественно - научного знания, растущее влияние этой безликости на личность человека…
Следующей мировоззренческой функцией философии является социально - аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно- ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.
С конструктивно- ценностными задачами по интерпретации социальной действительности и по критике её структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, её сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворённость субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу.
Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.
Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремится их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, филсофские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер. Формирование диалектического мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скептицизма. Сомнение является одним из активных средств научного поиска.
Сомнение, критичность и самокритичность не являются антиподом веры или твёрдости убеждений в правильности чьей-то позиции. Наоборот. Философия даёт прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.
Философия даёт людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению “барьеров коммуникации”, порождаемых узостью специализации.
Методологические функции философии.
Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую интегрирующую, логико-гносеологическую.
Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально- логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренчиского или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании неизвестных до этого или неосновных законов диалектики.
Что касается
частных наук, то философский метод,
будучи примененным, в комплексе
с другими методами, способен помогать
им в решении сложных
Философский метод способен оказывать положительное воздействие на научную работу не только отдельными своими понятиями или категориальными блоками, но и принципами.
Координирующая функция философии. Существо этой функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска.
Потребность
в координации частных методов
возникает на фоне значительно усложнившихся
соотношений предмета и метода в
силу, прежде всего, необходимости иметь
противовес негативным факторам, связанным
с углубляющейся специализацией
учёных. Такая специализация ведёт
к тому, что происходит разделение
между учёными по методам и
методикам работы; отдельные исследователи
оказываются неизбежно
В структурно-логическом
плане координация методов
Интегрирующая
функция философии. Термин “интеграция”
означает объединение в целое каких-либо
частей. Он применяется во многих науках
и практике и уже утвердился в статусе
общенаучного понятия: некоторые из философов
полагают, что по своей всеобщности это
понятие приблизилось к классу философских
категорий. Применительно к функциям философии
термин “интегрирующий” связан с представлением
об объединяющей роли философского знания
по отношению к какому-либо множеству
элементов, составляющих систему или способных
образовать целостность.