В середине ХIХ века в
предисловии к "К критике политической
экономии" К. Маркс писал: "Способ
производства материальной жизни обусловливает социальный, политический
и духовный процессы жизни вообще".
Так он сформулировал суть закона определяющей
роли материального производства в жизни
общества.
К.Маркс выделил производительные силы труда и всеобщие
производительные силы. Человек, трудящийся,
является непосредственным субъектом
труда. Прежде всего человек выступает
как рабочая сила, обладающая физическими
и интеллектуальными способностями, профессиональными
знаниями и определенным уровнем сформированности
культуры. Однако подобная трактовка наследия
К.Маркса в старых учебниках достаточно
схематична. Большой знаток марксизма
В.С. Барулин подытоживает теоретические
построения К.Маркса о производительных
силах: "К.Маркс в качество человека
как производительной силы включил все
богатство его развития как общественного
субъекта, как личности" Всеобщие производительные
силы характеризуются двумя моментами:
- это силы, эффект которых произведен от кооперации всего общественного труда,
- это силы, связанные с уровнем духовной культуры общества.
Производственные отношения характеризуют экономические отношения,
в которых находятся классы и социальные
группы по поводу собственности, обмена,
распределения и потребления произведенных
материальных и духовных благ. производственные
отношения - это совокупность материально-экономических
отношений между людьми, складывающаяся
в процессе производства и движения общественного
продукта от производителя до потребителя.
Современная социальная философия
признает важность материального производства,
однако считает его лишь одной из многих
не менее важных сфер общественной жизни,
без которых представить себе общество
также невозможно. [4]
Заключение
Значение философии можно усмотреть
не в практической полезности, а
в нравственном пафосе. История философии
свидетельствует, что философская
мысль ищет и обосновывает идеал, способный
служить путеводной звездой в жизни людей.
Это прежде всего нравственный идеал,
связанный с отысканием смысла жизни человека.
Это также и общественный идеал, призванный
объяснить смысл общественного развития.
В этой связи немецкий философ М. Шелер
(1874-1928) характеризовал философию как «знание
ради спасения», противопоставив его «знанию
ради достижений и господства», т.е. позитивному,
— научному и технологическому знанию.
На базе философии формируется
система знаний, научная картина мира,
правильный образ мира, что позволяет
в итоге повышать теоретический уровень
и эффективность последних научных изысканий.
Не менее важно и то, что философия помогает
формировать необходимый в обществе благоприятный
нравственный климат, духовный мир человека,
его нравственные ценности, отвечает на
смысло-жизненные вопросы.
Вместе с тем надо иметь в
виду, что отдельные специализированные
сферы философского знания косвенно
способны приносить значительные практические
результаты. Например, философия и методология
науки помогают отдельным наукам в решении
стоящих перед ними задач. Тем самым философия
способствует научному и техническому
прогрессу. Социальная философия участвует
в решении общественно-политических, экономических
и др. проблем. Можно с полным правом утверждать,
что во всех достижениях человечества
присутствует значительный, хотя и косвенный
вклад философии.
Список использованной литературы
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
- Кувакин В.А. «Что такое философия?»
М.1989 г.
- Алексеев П.В. Хрестоматия по филосифии: учебное пособие. М.:ТК Велби, Изд. Проспект, 2007г.
- Васильев Вячеслав Александрович «Философия, её роль в обществе».
Реферат. 2011 г.// http://www.coolreferat.com//
Приложение
- Абсолют - Философское понятие (лат. absolutus
- безусловный), используемое для обозначения
вечного, бесконечного, безусловного,
совершенного и неизменного субъекта,
который "самодостаточен ", не зависит
ни от чего другого, сам по себе содержит
все существующее и творит его.
- Абстрактная сущность - сущность, выявляемая в процессе
абстрагирования - мысленного отвлечения
от ряда свойств предметов и отношений
между ними с целью выявления существенных
признаков.
- Бытие - 1. Предельно широкая философская
категория для обозначения всего существующего.
2. Бытие - наиболее общее и абстрактное
понятие, обозначающее существования
вообще.
- Гегельянство - идеалистическая философия немецкого
философа Гегеля и возникшие на ее основе
течения: правое (старогегельянство) и
левое (младогегельянство); правое гегельянство,
отбрасывая диалектический метод Гегеля,
выдвигало на первый план его философскую
систему и сближало философию Гегеля с
христианством; левое гегельянство подвергло
критике религию, но оставалось в рамках
идеализма Гегеля.
- Гносеология (теория познания) - раздел философии,
изучающий взаимоотношение субъекта и
объекта в процессе познавательной деятельности,
отношение знания к действительности,
возможности познания мира человеком,
критерии истинности и достоверности
знания. Гносеология исследует сущность
познавательного отношения человека к
миру, его исходные и всеобщие основания.
Являясь философским учением о познании,
любая теория познания с неизбежностью
исходит из определенного понимания отношения
человека к миру, характера его «вписанности»
в мир.
- Культура - совокупность материальных и духовных
ценностей, созданных человеческим обществом
и характеризующих определенный уровень
развития общества.
- Мировоззрение - 1. Система взглядов, верований
и убеждений человека, выражающая его
понимание мира и своего места (назначения)
в нем, позволяющая ему выбирать жизненные
цели, пути и средства их достижения.2.
Форма самосознания художника, совокупность
его представлений о мире.
- Онтология (первая философия) - в домарксистской
философии понималось учение о бытии вообще,
бытии как таковом, независимом от его
частных видов. В этом смысле онтология
равнозначна метафизике - системе умозрительных
всеобщих определений бытия. В новое время
(приблизительно с XVI в.) под онтологией
стали понимать особую часть метафизики,
учение о сверхчувственной, нематериальной
структуре всего существующего. Термин
«онтология» принадлежит немецкому философу
Р. Гоклениусу (1613).
- Социальная философия - это система научного знания о
наиболее общих закономерностях и тенденциях
взаимодействия социальных явлений, функционирования
и развития общества, целостного процесса
социальной жизни. Эта область знания
непосредственно затрагивает интересы
людей, понимание ими мира и себя в этом
мире. Социальная философия берет своё
начало в Античности. Ее появление связано
с именами Сократа и Платона, впервые поставивших
задачу философского осмысления общества
и отдельных его сфер.
- Философия (греч. phileo - люблю и sofia - мудрость;
буквально - любовь к мудрости) - 1. Рационально
- теоретическая форма мировоззрения.
2. Система знаний о предельных основаниях
(началах, причинах) мира как целого и фундаментальных
принципах бытия человека в нем.
3. Логическое упорядоченное, рациональное
знание самых общих законов развития сознания,
общества, человека