Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:21, контрольная работа
Бытие и небытие как атрибуты реальности. Философские представления о бытие.
Виды, уровни, формы бытия.
№17. Фундаментальные понятия онтологии.
С древних времён люди задумывались: почему существует мир? Как он устроен? Какое место занимает в нём человек? И п. т. Все эти вопросы составляют в своём единстве одну из фундаментальных проблем философии – проблему существования. Её анализом и решением занимается особый раздел философского знания –онтология, т.е. учение о бытии (существовании) как таковом и о всеобщих принципах и законах его организации. Эта проблематика всегда составляла важнейший компонент философии – начиная с античности и до наших дней.
Мир, в котором живёт и действует человек, наполнен бесконечным множеством различных вещей и явлений, и любое из них есть нечто сущее, т.е. конкретно существующее в это время. Философская категория бытия и фиксирует всё то, что существует – независимо от того, каково это сущее по своей природе: материальное или духовное, действительное или возможное, единичное или общее и т. п. Таким образом, понятие бытия означает в философии всеобщее свойство (атрибут) вещей и явлений существовать, присутствовать, т.е. быть. Эта категория отражает «существование как токовое» независимо от того, каков его конкретный носитель. К такому повороту философской мысли непросто привыкнуть – ведь человек живёт в мире конкретных сущих. Да и сам он привык всегда быть кем-то: сыном, студентом, мужчиной, белорусом и т. д. Но это просто быть многого стоит: ведь именно моё бытие и бытие мира лежат в основе всей моей жизни… Сколько радости, например, доставляет влюблённому то, что его девушка живёт в этом мире, что она просто есть.
Вместе с тем в окружающем нас мире есть и эффект отсутствия вещей и явлений: в реальной действительности нет многих предметов, которые человеку хотелось бы иметь, а уже существующие вещи ( да и сами люди) рано или поздно погибают, уходят в никуда. Так постепенно в философии возникает категория небытия, которая обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство присуще, во-первых, в виде возможности любому конкретному сущему, поскольку оно не вечно – за всяким присутствием стоит тень отсутствия. Во-вторых, оно характерно для таких явлений, которые не существуют в действительности – например, появление вечного двигателя и многих других явлений, составляющих сферу небытия. В-третьих, и в повседневной жизни мы имеем дело с явлениями относительного небытия –отверстиями, дырами, ямами и другими пустотами: для них характерно отсутствие вещественной субстанции в определённых пространственных границах.
Таким образом, эти две категории ( бытие и небытие) отражают онтологическую судьбу всех индивидуальных вещей и явлений. Любое из них кА бы сначала таится в небытии, его нет в реальности (как поначалу в мире нет каждого из нас до нашего рождения). Затем оно приходит в реальность ( в результате действия природных или человеческих сил), существует в ней в течении определённого времени и рано или поздно исчезает, уходя в небытие. Поэтому всякое явление в мире выступает как неразрывное единство бытия и небытия, оно лишь относительно и в своём бытии, и в своём небытии.
Философские
категории бытия и небытия
обладают мировоззренческой и
Единый
и целостный мир представляет
собой бесконечное множество
самых различных вещей и
Выделяют два основных вида всего сущего: материальное и духовное бытие. К материальному бытию относят те явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и представляют собой объективную реальность. Сюда могут быть включены все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества.
К духовному (идеальному) бытию относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания - чувства, настроения, мысли, идеи, теории и т.п.- и составляющие содержание субъективной реальности. Все эти явления возникают сначала в индивидуальном человеческом сознании, а многие из них так и остаются достоянием лишь данной личности. Чаще всего, однако, духовные явления принимают объективированную, физическую форму в виде устного сообщения, текста, формулы и т. д. и входят уже в систему материального бытия. Поэтому в реальной человеческой жизни эти основные виды сущего – материальное и идеальное – обычно взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое. Существование человека и общества не может быть однозначно отнесено лишь к материальному или духовному бытию, поскольку человеческая деятельность включает как постоянное зарождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальные результаты творчества. В связи с этим некоторые философы считают необходимым уточнить исходную классификацию видов сущего и выделяют бытие: вещей и процессов природы, человека, духовного, социального. При этом считается, что подобная градация лучше фиксирует целостность материального и идеального бытия в повседневной деятельности человеческого общества.
Различают несколько взаимосвязанных основных форм бытия: бытие вещей (предметов) первой природы и «второй природы», общества, человека и всего духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное и внеиндивидуализированное.
Под вещами понимаются отдельные предметы материальной действительности, которые имеют устойчивость существования, Природа выступает как совокупность вещей, всего мира в разнообразии его форм. В этом случаи природа видится в более узком смысле этого слова – как объект естествознания. Она выступает как условие существования человека и общества. В таком случаи надо выделить естественную природу и созданную человеком, т. е. «вторую природу» - сложную систему, состоящую из множества машин, механизмов, фабрик, заводов, городов, полей. Которые обрабатываются человеком, и т. д.
Духовный мир человека ( и сам человек с его сознанием и самосознанием) был включён в структуру бытия, Прежняя онтология бытия (отождествление бытия с природой ) была отвергнута, а не заполнена духовным. В определённой мере такое видение проблемы бытия характерна и для некоторых современных философских систем. Так, экзистенциализм в раскрытии сущности бытия исходит из рассмотрения приоритета содержания сознания над материальным бытием. Особенно это видно во взглядах основателя экзистенциализма Кьеркегора, который считает, что предметное бытие выражает собою «ненастоящее существование» человека. Но заслугой экзистенциализма является то, что он впервые поставил вопрос об ограниченности гуманизма в фундаменте научно-технической цивилизации. Положительным является и то, что экзистенциализм обосновал уникальность каждого человека, что требует видеть и уважать в каждом человеке неповторимое существо, но при этом была отвергнута общественная сущность человека. Педагогическая деятельность предполагает признание единства единичности (уникальности) и общности человеческого в каждом человеке.
Созданная В.И.Вернадским концепция ноосферы как раз и рассчитана на гармоническое единство «первой» и «второй природы» идею регулирования деятельности человека в природе, охрану окружающей среды.
Противоречивость и сложность отношений человека к природе связаны с единством в человеке биологического и социального, материального и идеального (духовного). Первичная предпосылка бытия, существования человека – биологическое и материальное: чтобы думать надо обеспечить жизнь телу. Человек должен иметь пищу, одежду и жильё. Чтобы сберечь жизнь человека, надо сохранить экологический баланс в его организме.
Материальное бытие людей непосредственно связано с их чувственно духовным миром (эмоции, воля, психика, мысли). Вообще это единство тела и духа, мысли и эмоций – важнейшая сторона целостности.
Духовное освоение человеком мира передаётся в наследство будущим поколениям, всему человечеству. Биологическое может только в некоторой степени «отозваться» в детях, внуках и правнуках.
Обычно духовное подразделяется на индивидуализированное и внеиндивидуализированное ( объективизированное). К первому относятся сознание индивида, ко второму – все формы общественного сознания.
Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культура – это сфера объективного духовного, общечеловеческие ценности. Красота, справедливость, истина – примеры этих ценностей.
Атрибуты сущего. Структурная организация сущего означает, что любой материальный объект так или иначе устроен, т. е. обычно представляет собой систему некоторых элементов, организованных в единое целое с помощью структуры. Системно-структурный подход к бытию позволяет прийти к следующим основным положениям.
Динамическая
организация сущего заключается, прежде
всего, в том, что любое конкретное
явление находится в постоянном
изменении. В онтологии эта специфика
бытия всякого сущего воспроизводится
с помощью категорий движения, покоя, развития.
№35. Взаимодействие элементов социальной системы.
1.Экономика как часть общественной структуры. Политические учреждения.
2.Культурные и социализирующие институты,
их роль.
Одной из основных подсистем общества является экономика.
Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном смысле слово экономика следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами. В наше время понятие «экономика» имеет несколько значений.
Таким образом, в целом экономика- это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения людей в процессе хозяйствования.
Важнейшим
компонентом экономики является
производство. Производство – это
общественный процесс, в котором
люди, определённым образом соединяясь
для совместной созидательной деятельности,
создают материальные и духовные
ценности, услуги, виды информации и
т. п., выступающие в качестве нового
продукта. В иной трактовке под
производством понимают создание любого
экономического продукта и сопутствующее
ему преобразование ресурсов, связанных
с использованием человеческого
труда. Иначе говоря, всегда, когда
человек создаёт какой-либо продукт,
имеет место производство. Производство
является становым хребтом всей экономики.