Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:33, доклад
Многое из того, что составляет жизнь человека, задано, предначертано, неотвратимо не только фактом его рождения, но и кругом обстоятельств, над которыми он не властен, Это, например, характер, способности, пристрастия человека.
Многое из того, что составляет жизнь человека, задано, предначертано, неотвратимо не только фактом его рождения, но и кругом обстоятельств, над которыми он не властен, Это, например, характер, способности, пристрастия человека. Ученые-генетики полагают, что гены, «вещество наследственности», исходно создают и «соль земли», и «сор земли», т.е. потенциальных гениев и злодеев, вождей и преступников, яркие личности и «серую массу», святых и алкоголиков, праведников и наркоманов, а также все многообразие человеческих судеб, связанных с выдающимися способностями или отсутствием таковых. Судьба тесно связана с такими сущностными характеристиками человека, как несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость и невыразимость.
Несводимость говорит о том, что человек жестко не связан ни с чем, ни с законами своего биологического вида, ни с законами культурной эволюции. Человек не рождается ни с определенными умениями, ни с профессией, он не привязан ни к какому-то одному климату, ни к пище, ни к определенному месту. Человек и его жизнь представляют собой открытую, бесконечную потенциальность. Человек формируется здесь, «в мире». И число вариантов осуществления человеческой жизни очень велико, также как велико количество условий, его формирующих. Человек не совпадает ни с одной своей особенностью, ни с деятельностью, ни с творчеством, ни с одной из созданных им вещей. Человек никогда не выражает себя в них полностью, он всегда больше, значительнее любого своего дела и свершения. В нем всегда много незавершенного, непроявленного.
Понимать свое глубинное измерение, помнить о нем – путь к гармоничной и целостной личности, которая постигла судьбу.
Непредопределенност ь человека связана с тем, что он никогда не может быть абсолютно свободным. Он постоянно зависит от ряда факторов, таких как наследственность, климат, культура, религия, политика, зарплата, семья и т.д. Пересечение зависимостей создает водоворот случайностей, предугадать и контролировать который просто невозможно. Однако, осознавая свою глубинную специфичность, человек начинает понимать, что ни один из факторов, обуславливающих его жизнь, не предопределяет ее строго и однозначно. Человек внешне зависит от многих вещей, но, живя самобытно, внутренне не зависит ни от чего.
В науке существует понятие «целостного человека», полного, а не частичного. Целостности трудно добиться, потому что человек всегда «распылен», часть себя он оставляет на работе, часть отдает дому, часть – общению с друзьями, часть – хобби. В каждой своей части человек всегда ограничен и односторонен. Целостный человек всегда полностью присутствует во всем и везде – и в работе, и в семье, и в хобби. Только ему, а не частичному человеку, открывается вся красота мира, любовь и тайны собственной судьбы.
В древнеиндийском эпосе «Бхагавадгита» говорится: «Кто не собран, не может правильно мыслить, у него нет творческой силы. У кого нет творческой силы – нет мира, а если нет мира, откуда быть счастью?» [3].
Только когда человек избежал внутреннего слияния со своей общественной ролью, профессией или факторами, от которых он зависит, тогда он ничем не предопределен и по- настоящему свободен. Незаменимость человека выражается в том, что он должен найти свое собственное дело, ради которого пришел в мир. Вся проблема в том, чтобы найти такое дело и такое место, на котором человек займет свою уникальную, неповторимую позицию. Предназначение каждого человека заключается в том, чтобы оставить свой след на земле, занять свое место во Вселенной.
Таким образом,
незаменимость – это
Уникальной характеристикой
человека является и неповторимость.
Неповторимость лучше всего видна
на примере харизматических
Невыразимость человека состоит в том, что он не сводится ни к чему, ни к ценностям, ни к делам, ни к явлениям. Существует множество тестов, определяющих характер и склонности человека. Но и по ним мало что можно о нем узнать. Человека можно описать только косвенно, прежде всего через его творчество. Мы очень много знаем о человеке, благодаря науке, философии, искусству, но он все равно продолжает оставаться для нас непостижимой тайной. Самое глубокое и самое главное всегда остается неуловимым и невыразимым в человеке [2].