Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:44, реферат
Развил идеи Мора итальянец Томмазо Кампанелла. В 1602 году выходит его «Город Солнца», также построенный в форме рассказа мореплавателя, попавшего в мифический город. Здесь все общее, включая детей, чьим воспитанием занимается государство, трудиться обязаны все, а смыслом жизни служит научное и общественное совершенствование. Считается, что ранняя утопия сродни детским фантазиям на тему «как здорово бы было!» 1.
В
технократических утопиях общество
регулируется компетентными учёными
и инженерами исходя из принципов
научно-технической
Технократия
— это разновидность элитизма,
где управляющая элита состоит
из самых высококвалифицированных.
Эта элита выбирается в большей
степени по принципу наибольшей профессиональной
подготовленности, вместо демократических
выборов и других возможных способов.
Подобное можно отнести и к
«Дому Соломона». Этот Орден или
Общество служит стране «путеводным
светочем». По идее люди там занимаются
изучений творений господних, но за этим
кроется познание всего, что могло
бы пригодиться человечеству на его
жизненном пути.
В
утопической стране люди изучают
природу, чтобы подчинить ее себе.
"Цель главных учреждений в этой
стране, - говорит рассказчик, - заключается
в познании причин и тайных движений
вещей и в расширении границ человеческого
могущества, пока не станет доступным
свершение всего возможного". Центральное
место в стране занимает ученая академия
"Дом Соломона". В одной из галерей
его помещается выставка изобретений,
в другой - статуи всех, сделавших великие
изобретения и открытия. Здесь, рядом с
Христофором Колумбом, стоят изобретатели
корабля, артиллерии, пороха, музыки, алфавита,
обработки металла, способов изготовления
стекла, шелка, сахара и других полезных
вещей. Все это подобно тому как у нас делают
статуи великих полководцев и военачальников.
Здесь вероятнее всего им бы места не нашлось.
В
описании научной деятельности обитателей
"Дома Соломона" Бэкон проявляет
удивительную широту и смелость научного
воображения, гениально предугадывая
в некоторых отношениях позднейшее развитие
науки и техники. Ученые Новой Атлантиды
знакомы с искусством передачи на расстояние
света и звука. Они сооружают лодки и корабли,
которые могут плавать под водой, и машины,
которые могут летать по воздуху. Они создают
новые виды животных и растений. Они могут
изменять климат и повышать плодородие
почвы. Они нашли способ искусственного
создания минералов и металлов и открыли
тайну продления жизни.
Бэкон
и здесь, как и в своих философских
сочинениях, ее порывает окончательно
с теологическими пережитками: в истории
Новой Атлантиды рассказывается о чудесном
приобщении этой страны к христианству,
и сами ученые-правители этого государства
наделяются, в изображении Бэкона, жреческими
чертами. Но, хотя утопия Бэкона и лишена
социальной глубины "Утопии" Мора,
она по всему своему духу тесно связана
с идеями ренессансного гуманизма.
Важна
здесь также и тема семьи. Путешественникам
довелось посетить одно из самый важных
и почитаемых празднеств – Праздник Семьи.
Он достаточно наглядно показывает, что
наряду с научными достижениями здесь
важны также и социальные. Человек, имеющий
большую семью, вырастивший много достойных
сыновей и дочерей заслуживает не меньше
почета, чем великий изобретатель.
Также
интересны их взгляды на брак. Рассказчик
с купцом обсуждают разницу в европейском
мировоззрении и обычаях островитян. «Нет
у них ни публичных домов, ни блудниц, и
ничего на это похожего» ибо тогда нарушается
главный смысл брака как средства против
недозволенных вожделений. Жители Бенсалема
считают, что лишившийся целомудрия лишается
и уважения к себе. Что до уважения к себе,
то это здесь считается наиболее могущественным,
после религии, средством обуздания пороков.
Интересна авторская задумка. В силу преднамеренной или неизбежной незавершенности замысла в произведении только намечен путь с самого края в центр, из гавани в Дом чужестранцев и далее в Коллегию шести дней творения, определяющую схождение всех дорог и стремлений воображаемой страны. Живописание всевозможных научно-технических достижений мысленно приближает читателя к святая святых острова - Дому Соломона, служащего всем, однако открытого для избранных. Конкретными образами, наполняющими страну Бенсалем, служат продукты познания, расширяющие власть человека над природой в определенных геофизических рамках - на острове. При этом это именно осознание места человека среди природы, его возможностей и его способности прожить с ней рядом. Речи не идет о войнах, уничтожении, подчинении – главная цель – понять, приспособить или приспособиться самим. Вот почему им непонятны европейские народы, вот почему они стараются максимально отгородиться от них. И вот почему те, кто это остров таки находят, вряд ли захотят отсюда уехать.
Заключение
Место утопии Бэкона в литературе
Утопия
Бэкона обрывается на описании академии.
Несмотря на свою незаконченность, "Новая
Атлантида" занимает видное место в
литературном наследстве Бэкона. В ней
получили своеобразное преломление, в
беллетристической форме, ведущие идеи
его философии.
"Новая
Атлантида" принадлежит к тому
же утопическому жанру, что
и "Утопия" Томаса Мора. Однако она
существенно отличается от этого своего
литературного прообраза. Чуждый последовательного
демократизма Томаса Мора, Бэкон не помышляет
о социальной и политической ломке существующего
строя. Процветание его идеального государства,
его "Утопии" - Новой Атлантиды - основано
не на переустройстве общественных отношений,
но исключительно на небывалом расцвете
науки. Эта страна, которая не ввозит к
себе "ни золота, ни серебра и драгоценностей,
ни шелков, ни пряностей, ни каких-либо
других материальный продуктов", - ничего,
кроме просвещения. Люди, которых правительство
Новой Атлантиды каждые двенадцать лет
посылает за море собирать известия о
новых научных открытиях и изобретениях,
так и называются здесь "поставщиками
света".
Таким
образом, среди утопических произведений
XVII роману принадлежит особое место. Автор
подчеркивал чрезвычайную сложность движения
к знанию; достижение цели виделось ему
значительным и прекрасным свершением.
«Новая Атлантида» - развернутое утверждение
всесильности созидающего знания, почерпнутого
у природы и включенного в систему государственного
устройства. Бэкону, носителю ренессансной
культуры, человек представлялся элементом
природного космоса. Чтобы уметь читать
книгу природы, человеку необходимо не
столько научиться манипулировать ее
тайнами, сколько овладеть разумными способами
сосуществования. В этом и состояла стратегия
поисков Новой Атлантиды.
Когда говорят о Бэконе как политике, то печальный конец его карьеры как бы заслоняет значимость сделанного мыслителем на социально-политическом поприще и в социальной мысли. Между тем его «Новая Атлантида» и «Опыты и наставления» были вполне здравыми и важными для XVII века, а размах его социально-устроительной активности был поистине огромным. Это и в дальнейшем станет характерной чертой деятельности английских философов XVII-XVIII вв.