Фридрих Вильгельм Шеллинг

Автор: Олег Попков, 01 Октября 2010 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (нем. Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling, 27 января 1775 — 20 августа 1854) — немецкий философ. Родился 27 января 1775 г. в городке Леонберг близ Штутгарта в семье дьякона. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии.
Ф. Шеллинг был младшим современником И. Канта, И.Г. Фихте, Г. Гегеля. Он был необычайно одаренной, творческой натурой. В 15 лет поступил на богословский факультет Тюбингенского университета. В 23 года без защиты диссертации он стал профессором Иенского университета, одного из крупнейших центров интеллектуальной мысли Германии XVIII века. В нем многие современники видели новую надежду в развитии философии, называя его «солнцем немецкой философии». Своим творчеством он освежил и взбудоражил жизнь философской мыcли в Германии, открыв новые возможности для развития философствования и философии как науки. По сложившейся традиции, он многое усвоил из учений своих предшественников – Декарта, Спинозы, Канта, Фихте, Гегеля, но, опять таки, в силу традиции, создавая свою систему философии, он противопоставляет свою философию предшествующим философским теориям.
Его творческая судьба необычна: рано созрев как самостоятельный философ, Шеллинг выступил в качестве главы направления, пытавшегося преодолеть субъективизм Фихте, повернуть теоретическую мысль лицом к природе. Развивая свои принципы и пытаясь применить их к жизни человека и общества, он попал затем в кризисную ситуацию, не завершив ни одного из начатых им фундаментальных трудов. Плодовитый в молодости писатель неожиданно прекратил публикацию своих произведений. Большинство работ Шеллинга появилось посмертно. Он пережил свою славу и не оставил философских наследников.

Содержание

1. Биография
2. Учение о бытие
3. Философская антропология
4. Теория познания
5. Эстетические взгляд
6. Социально – политические взгляды
7. Словарь терминов используемых в работе
8. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контр филос.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

       Дух природы лишь по видимости противоположен душе; сам по себе он — орудие ее откровения: он творит, правда, противоположность вещей, однако лишь для того, чтобы тем самым могла проявиться единая сущность в качестве высшей мягкости и примиренности всех сил. Все создания, кроме человека, движимы только духом природы и с его помощью утверждают свою индивидуальность; только в человеке, как в некоем средоточии возникает душа, без которой мир был бы подобен природе без солнца.

       Следовательно, душа в человеке не есть начало индивидуальности, а то, благодаря чему он возвышается над всякой самостью, благодаря чему он становится способным к самопожертвованию, к бесконечной любви, что превыше всего, к видению и познанию сущности вещей, а тем самым и искусства. Душа уже не занята материей, не соприкасается с ней непосредственно; она соприкасается и только с духом как с жизненным началом вещей, являя себя в теле, она тем не менее свободна от него и в прекраснейших творениях сознание о нем лишь встает над ней, подобно легкой грезе, не нарушающей ее покой.

       Только  человек есть в Боге и именно благодаря  этому бытию в Боге он способен к свободе. Он один есть центральное существо и поэтому должен оставаться в центре. В нем созданы все вещи, и только через посредство человека Бог принимает природу, соединяя ее с собой. Природа есть первый или Ветхий Завет, ибо вещи здесь еще находятся вне центра и поэтому подвластны закону. Человек — начало нового союза, посредством которого в качестве посредника, — так как он связан этим союзом с Богом — Бог (после последнего разделения) принимает природу и вовлекает ее в себя. Таким образом, человек — спаситель природы, на него как на свою цель направлены все ее прообразы. Слово, исполненное в человеке, существует в природе как темное, пророческое (еще не полностью изреченное) слово. Отсюда и предзнаменования, которые в самой природе не находят своего истолкования и могут быть объяснены только человеком.

 

        4. Теория познания.

       Шеллинг создает свою теорию познания, то есть философию познавательной деятельности человека. Как мы знаем, развитие природы у него увенчивается появлением человека, наделенного сознанием, сознательным «Я». Вначале человек, приступающий к познанию, предстает как единство, тождество объективного и субъективного, и мы схватываем это тождество в чистом созерцании. Для того, чтобы возможно был сам акт познания, необходимо разделить объект и субъект, лишить, так сказать, их слитности, нераздельности. В самом объекте необходимо выделить такую сторону, которая предстает в познании в качестве предмета, на познание которого и направляются интеллектуальные способности познающего субъекта. Познание в целом Шеллинг рассматривает как творческий, продуктивный процесс, но противоречивый и сложный. Для того, чтобы возможна была рефлексия (познание), необходима абстракция, необходимо развести действование (не забудем, что и познание у него – продуктивный, творящий процесс идеальной силы) от результата действования.

       Вначале, на уровне чувственного познания, действование (он называет его интеллигенцией) и  объект (как результат действования) совпадают. «Вне сознания объект и его понятие и, наоборот, понятие и предмет – одно и тоже, и их разъединение возникает лишь вместе с сознанием», – подчеркивает Шеллинг в своей «Системе трансцендентального идеализма». Чувственное познание представляет собой схематическое изображение предмета, которое протекает по определенным правилам, которые возникают на основании собственного внутреннего опыта, который «можно лишь описать, но не понять». На этом уровне познания еще нет понятия о предмете, а грубый набросок целого. И только на уровне понятийного мышления, которое, по Шеллингу, сопровождается интеллектуальной интуицией, и благодаря которой понятийное мышление схватывает целостную сущность предмета познания. Это возможно тогда, когда понятие «отрывается» от объекта. В тоже время Шеллинг подчеркивает, что знание может быть полным только тогда, когда в нем «объединяются» чувственное и теоретическое, конкретное и абстрактное, субъективное и объективное. То есть, оно приобретает характер высшего синтеза. Таким образом, теория познания Шеллинга носит диалектический характер. Он упрекал даже Гегеля за то, что последний лишь заимствовал его диалектику, ничего к ней не добавив.

       Шеллинг в своей философии указывает, что строго рациональное познание применимо  только к природе, где господствует только необходимость и отсутствует  свобода. Познание природы он называет «негативной философией». «Позитивная же философия» должна быть направлена на познание сферы свободы. Такой сферой свободы есть бытие Бога, поскольку в нем совпадает идеальное и реальное, субъект и объект. Он свободен сам в себе. Поэтому Бог есть положительно сущее. В своих деяниях он и выступает для нас как откровение. Абсолютным же субъектом является вечная свобода. Так, Шеллинг приходит к мысли о свободе как атрибуте бытия Бога и человека, как олицетворенной, воплощенной свободы Бога. Правда, человек не знает, что он есть олицетворение свободы. Наука, «положительная философия» должна открыть ему глаза на его собственную природу, а посредством интеллектуальной интуиции человек познает свободу.

 

        5. Эстетические взгляды.

       В «Системе трансцендентального идеализма» проблемы эстетики Шеллинг рассматривает в связи с построением своей философской системы.

       В качестве исходного понятия этой системы Шеллинг берет такую  познавательную способность, в которой  были бы сняты все противоположности  познания, противоречия между субъектом и объектом, свободой и необходимостью, конечным и бесконечным. Бесконечная раздвоенность субъекта и объекта, Я и не-Я, которая составляла основной предмет философии и эстетики Фихте, преодолевается у Шеллинга в интеллектуальной интуиции. Причем высшей формой интеллектуальной интуиции у Шеллинга выступает эстетическое созерцание.

       Конкретной  формой проявления эстетического и  интеллектуального созерцания является искусство. Оно конечный пункт, завершающий  философскую систему Шеллинга. В нем получают разрешение все противоречия познания.

       Ставя вопрос о соотношении науки и  искусства, Шеллинг решает его в  пользу искусства. Искусство, по его  мнению, выше науки. Выводы науки всегда проблематичны, а та цель, которую  она ставит перед собой, приобретает характер бесконечного задания. Поэтому Шеллинг приходит к выводу, что «искусству надлежит быть прообразом науки и наука лишь поспешает за тем, что уже оказалось доступным искусству».

       В этой характеристике искусства и  науки Шеллинг фактически разрывает художественный и научный способы познания. В конце концов он приходит к выводу, который затем лег в основу эстетики романтизма, что поскольку искусство на заре науки вышло из поэзии, то можно надеяться, что в будущем все науки, и философия, вольются в тот всеобъемлющий океан поэзии, откуда они первоначально изошли. Таким образом, Шеллинг склоняется на позиции иррационализма, формулируя концепцию новой мифологии.

       Цель  философии искусства не изучать  искусство, а конструировать его, т. е. выводить все его явления и характеристики из понятия абсолютного.

       Исходным  пунктом философии искусства  Шеллинга является концепция тождества  субъекта и объекта, идеального и  реального. Тождество это можно  рассматривать со стороны идеального, со стороны реального или как полную неразличимость того и другого. В первом случае мы имеем дело со знанием, для которого характерен перевес идеального фактора. Во втором случае мы имеем дело с действием, в котором выражается реальная сторона идеального мира. И наконец, в третьем случае, когда сущность реального совпадает с сущностью идеального, возникает искусство.

       Таким образом, искусство у Шеллинга стоит  выше знания и действия. По своему отношению  к абсолютному оно находится  на одном уровне с философией, занимающей высшую ступень познания.

       Шеллингу  принадлежит деление форм искусства  по принципу: схема, аллегория и символ, которое проходит через все его  эстетическое учение и во многом определяет структуру его философии искусства.

       «Тот  способ изображения, в котором общее  обозначает особенное или в котором особенное созерцается через общее, есть схематизм.

       Тот же способ изображения, в котором  особенное обозначает общее или  в котором общее созерцается  через особенное, есть аллегория.

       Синтез  того и другого, где ни общее не обозначает особенного, ни особенное не обозначает общего, но где и то и другое абсолютно едины, есть символ».

       Деление на схему, аллегорию и символ является одним из важнейших методологических принципов философии искусства. Шеллинг использует его при характеристике отдельных видов искусств, различных художественных форм, жанров и категорий эстетики.

       Прежде  всего Шеллинг выделяет в качестве центральных категорий прекрасное и возвышенное. Они полярны по своему значению и вместе с тем  тесно друг с другом связаны, так как происходят из одного источника и основаны на одном и том же механизме перехода конечного и бесконечного.

       Шеллинг настаивает на диалектическом единстве прекрасного и возвышенного. Возвышенное, по его словам, включает в себя прекрасное, тогда как прекрасное включает в себя возвышенное. В искусстве никакой образ не может быть назван прекрасным, если он не будет возвышенным, и наоборот. Но при всем этом между прекрасным и возвышенным есть различие. Прекрасное основано на гармонии, примирении конечного и бесконечного. Возвышенное, напротив, основано на дисгармонии, борьбе конечного и бесконечного, хотя и в том и в другом случае конечное становится символом бесконечного.

       Комическое  представляет собой перевернутое возвышенное, здесь идеал достигается через  отображение низкого.

       Такова  система эстетических категорий  Шеллинга. Система эстетических категорий Шеллинга включает в себя три основные категории. Несколько особняком стоит категория трагического. Шеллинг говорит не столько о трагическом, сколько о трагедии вообще, соотношении античной и новой трагедии и т. д. В основе трагического, как оно проявляется в трагедии, лежит диалектика свободы и необходимости.

       Системный принцип Шеллинг применяет не только для характеристики эстетических категорий, но и для построения теории искусства. Характеристике отдельных видов предшествует попытка построения системы искусства в целом. Эта система строится на сопоставлении двух рядов: идеального и реального. Все виды искусства характеризуются по отношению к этим двум рядам. К идеальному ряду относятся поэзия и литература, к реальному — музыка, живопись и пластика.

       Эта классификация искусств, разработанная  Шеллингом, представляется условной и  схематичной.

       В соответствии с этим принципом классификации  искусства Шеллинг последовательно характеризует каждый из видов искусства. Первоначально он обращается к музыке. Рассуждение Шеллинга о музыке носит отвлеченный, метафизический характер.

       Более полнокровно и живо Шеллинг характеризует  живопись. Живопись — это искусство  образов. Живопись изображает уже ставшие вещи, делает это с помощью образов. Однако живопись не ограничивается только передачей чувств или представлений, она обладает способностью передавать и идеи. Живопись может постигать идеи и выражать их в образах двумя способами. Либо она обозначает общее через особенное, либо особенное, обозначая общее, одновременно является этим общим. В первом случае формой изображения является аллегория, во втором — символ.

       Шеллинг много сделал для теоретического обоснования эстетики романтизма. От него романтики заимствовали пантеистическое истолкование природы, концепцию мифа как синкретической формы знания, иррационалистический культ художественного гения. Шеллинг отказывается от кантовского понимания гения, для которого было свойственно признание нормативной деятельности художника, требование считаться с выучкой, правилами. У Шеллинга гений творит абсолютно свободно, на основе им самим установленных правил. Творчество гения иррационально, оно возникает путем «внезапного совпадения сознательной и бессознательной деятельности». Поэтому, по словам Шеллинга, гений есть не что иное, как отражение бога в человеке. Вся романтическая эстетика в истолковании природы художественного гения исходила из этого учения Шеллинга.

 

        6. Социально – политические взгляды.

       Практическая  философия Шеллинга решает вопросы  социально-политического характера, хода истории.

       Главной проблемой человечества в целом  и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в  самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" — правовой строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.

Информация о работе Фридрих Вильгельм Шеллинг