Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:06, реферат
Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями. Первоначально термин "диалектика" означал спор, столкновение противоположных мнений, в результате которого достигается истина.
1. Введене................................................................................3
2. Фридрих Энгельс. Биография........................................4
3. Ф. Энгельс о науке............................................................4
4. Ф. Энгельс о законах диалектики..................................6
5. Категории диалектического материализма................9
6. Основные законы диалектики.......................................10
7. Заключение.........................................................................21
8. Список использованной литературы............................22
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
Фридрих
Энгельс о законах диалектики.
Выполнил
студент 2 курса
группы
2162
факультета государственного
и муниципального управления
Заочная
форма обучения.
Семенова
Юлия Алексеевна
Проверил:
Дата
сдачи:________________________
Оценка:_______________________
Подпись
руководителя:________________
Санкт - Петербург
2012
Содержание
Введение
Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями. Первоначально термин "диалектика" означал спор, столкновение противоположных мнений, в результате которого достигается истина. Научный диалектический взгляд на действительность возник не сразу, его подготовило длительное развитие человеческого познания. Вначале диалектика существовала в виде наивного, основанного на внешнем наблюдении представлении о том, что все в мире постоянно изменяется, происходит круговорот веществ в природе, вещи возникают, исчезают, превращаются в свою противоположность (Античная философия).
Следующий этап в развитии философии связан с именами немецких философоф-идеалистов. Гегель первый представил мир как процесс всеобщего поступательного движения, развития от низших ступеней к высшим, движущей силой и источником которого являются противоречия, составляющего жизненную силу всего существующего. Он сформулировал основные законы этого развития, создал систему категорий диалектики. Однако диалектика была развита Гегелем на ложной, идеалистической основе. Идеализм обусловил известную консервативность гегелевской диалектики, искусственные натяжки при попытках подвести реальные процессы под схему развития понятий. Подлинно научную, материалистическую диалектику создали Маркс и Энгельс, используя наиболее ценное в диалектики Гегеля и опираясь на достижения науки своего времени. Для марксистской диалектики характерна объективность рассмотрения явлений, понимание их таковыми, какие они есть сами по себе. Как показывает весь опыт познания и практической деятельности людей, в мире существует теснейшая связь всех явлений, всех сторон каждого явления.
Законы
диалектики - это законы развития не только
материального мира, но и человеческого
познания. Для того чтобы человек мог познавать
явления материального мира со всеми их
связями, отношениями, взаимопереходами,
противоречиями, его сознание должно быть
столь же гибким, противоречивыми. Диалектика
поэтому одновременно является и теорией
познания и диалектической логикой. Диалектика
- основа не только познания, но и успешной
практической деятельности людей по преобразованию
мира, она показывает исторически преходящий
характер общественной жизни. По своему
существу диалектика революционна.
Фридрих Энгельс.
Биография.
Фридрих Энгельс (1820-95) — мыслитель и общественно-политический деятель, основоположник марксизма (наряду с К. Марксом). Родился 28 ноября 1820, Бармен, Пруссия (ныне Вупперталь, Германия). Скончался 5 августа 1895, Лондон. Ф. Энгельс родился в семье фабриканта. В 1841-42, отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете». Встреча с Марксом в Париже в 1844 положила начало их дружбе. Энгельс активно участвовал в организации (1847) и деятельности «Союза коммунистов», вместе с Марксом написал программу Союза — «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 — мае 1849 вместе с Марксом издавал в Кельне «Новую Рейнскую газету», в 1849 участвовал в вооруженном восстании в Юго-Западной Германии.
В ноябре 1849 года Фридрих Энгельс переехал в Лондон, в ноябре 1850 — в Манчестер, где работал в торговой конторе, с 1870 жил в Лондоне. Энгельс оказывал постоянную материальную помощь Марксу. Вместе с Марксом руководил деятельностью 1 Интернационала. После его смерти был советником и руководителем европейских социалистов.
Основные
труды Фридриха Энгельса: «Положение
рабочего класса в Англии» (1845); «Святое
семейство» (1845), «Немецкая идеология»
(1845-46), обе совместно с Карлом
Марксом; «Крестьянская война в
Германии» (1850); «Революция и контрреволюция
в Германии» (1851-52); «Анти-Дюринг» (1878); «Происхождение
семьи, частной собственности и государства»
(1884); «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии» (1886); «Диалектика
природы» (1873-82, опубликована 1925); «Крестьянский
вопрос во Франции и Германии» (1894).
Ф. Энгельс о науке.
Не совсем ясно, что, собственно, Энгельс понимает под понятием «закон» (Gesetz). В своих работах он не предпринимает попыток философского анализа различных значений, которые имеют такие понятия, как «закон природы», «природный закон», «каузальный закон»; не пишет он также и о том, что, собственно, он понимает под «диалектическим законом». Законы диалектики, сформулированные Энгельсом, отличаются от законов физики, которые допускают их эмпирическую проверку (разумеется, в пределах точности измерения). Так, Энгельс видит действие диалектического закона перехода количества в качество на примере с нагреванием воды: при нагревании происходит количественное увеличение температуры воды (при нормальном давлении), а когда температура достигает 100°С, происходит качественное изменение ее состояния — переход из жидкого в газообразное состояние. Этот опыт может быть проверен путем многократного нагревания различных количеств воды до 100° С. Однако Энгельс убежден (и Маркс в «Капитале» соглашается с ним) в том, что «не всякая произвольная сумма денег или стоимости может быть превращена в капитал, что, напротив, предпосылкой этого превращения является определенный минимум денег или меновых стоимостeй в руках отдельного владельца денег или товаров». Хотя оба эти примера иллюстрируют действие одного и того же закона, все же переход количества в качество в первом из них до некоторой степени отличается от второго. Когда речь идет об экономике, действие того или иного закона невозможно проверить во всех случаях его проявления; в случае же, когда речь идет о воде, мы располагаем не только описанием того, какое изменение происходит, но также и информацией о том, когда или при каких условиях оно имеет место.
Энгельс убежден, что не существует ничего, кроме материи, а вся материя, в свою очередь, подчиняется законам диалектики. Однако поскольку в любое данное время не существует доказательств истинности этого утверждения, то и законы, существование которых предполагает Энгельс, отличаются от обычных законов, действующих в науке. Следует отметить, что даже в тех случаях, когда мы имеем дело с действием «обычных» законов естествознания, устанавливаемые ими отношения, принимающие универсальный характер, не могут рассматриваться как абсолютно достоверные. Так, например, нельзя утверждать, что невозможен случай, когда данный объем воды, нагретый до 100°С, не закипит. Вместе с тем, когда происходит нарушение действия такого рода «обычных» законов, становится очевидным, что мы имеем дело с чем-то из ряда вон выходящим.
Если на основе знакомства с работами Энгельса по философии науки попытаться сделать заключение о его собственно научных познаниях, то можно будет сказать о том, что в области науки Энгельс был дилетантом, но дилетантом в лучшем смысле этого слова. Знания Энгельса в области естественных наук не выходили за рамки гимназического курса, однако в течение своей жизни Энгельс периодически обращался к изучению наук, что позволяет говорить о том, что, не будучи специалистом, он все же обладал довольно обширными познаниями в области естествознания; так, например, он мог написать довольно большую главу по проблемам электролиза химических растворов, включающую расчеты энергетических трансформаций, сопровождающих эти процессы. Он был знаком с исследованиями Дарвина, Геккеля, Либиха, Лайелля, Гельмгольца и многих других выдающихся ученых XIX столетия. Рассматривая работы Энгельса с позиций сегодняшнего дня, следует отметить, что прежде всего обращают на себя внимание не его ошибки, а та безграничная энергия и смелость, с которыми он приступает к изучению практически любого предмета, и высокий уровень понимания этого предмета, которого Энгельс обычно при этом достигает. Даже и в том случае, если кто-то и не захочет согласиться с высказанной Дж. Холдейном оценкой Энгельса, «как одного из самых широко образованных людей своего времени», все же нельзя не признать, что широта познаний Энгельса производит большое впечатление. Разумеется, в работах Энгельса по философии науки можно обнаружить ошибочные и наивные суждения по поводу той или иной конкретной дисциплины, однако они, думается, менее важны, нежели пронизывающее эти работы убеждение их автора в том, что новое понимание проблемы человека должно базироваться на знании всего комплекса наук, а не какой-то одной науки или даже отдельной области естествознания.
В
самом деле, историки науки, думается,
запоздали с переоценкой
Ф. Энгельс о
законах диалектики.
Диалектика, которую Энгельс применил к естествознанию, основывалась на его интерпретации гегелевской философии. Эта интерпретация включила в себя не только хорошо известное превращение гегелевской философии из идеалистической в материалистическую, но также сведение всего богатства гегелевской мысли к простой схеме диалектических законов и триад.
В «Науке логики» Гегель говорил о «диалектике» как об «одной из тех древних наук, которые получили неверную оценку в современной метафизике и как в древней, так и современной популярной философии». Гегель был убежден в том, что до сих пор диалектика трактовалась как противопоставление двух понятий (дуализмы, антиномии, противоположности); он обращался к обсуждению Кантом «трансцендентальной диалектики» в его «Критике чистого разума» — здесь Кант выдвинул точку зрения, согласно которой человеческий разум по сути своей диалектичен, и каждому метафизическому аргументу может быть противопоставлен столь же убедительный контраргумент. Средство преодоления этого противопоставления Гегель видел в «отрицании, отрицания», которое он считал «наиболее объективным моментом Жизни и Духа, делающим субъекта свободной личностью».