Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:53, реферат
Известно, что до XVIII в. техника развивалась в основном без научной методологии и изобретатели продолжали искать «вечный двигатель», алхимики верили в таинственное превращение металлов. Вместе с тем, начиная с эпохи Возрождения, все сильнее проявляются новые моменты в развитии техники, обусловленные потребностями практики и соответствующим усилением процесса освоения научных знаний. Существенное значение имело осознание в этот период того факта, что возможности техники могут неизмеримо увеличиться при использовании научных открытий.
“Нельзя упускать
и то, что во все века естественная
философия встречала
Да и сам процесс обучения в школах и академиях препятствует развитию наук. “Ибо чтения и упражнения расположены так, что нелегко может кому–либо прийти в голову обдумывание и созерцание того, что отличается от привычного”.
Не последним по важности является и вопрос финансирования. “Ибо развитие наук и вознаграждение зависят не от одних и тех же людей”.
Самым сложным
препятствием Бэкон считает “отчаяние
людей и предположение
Еще одной
проблемой представляется координация
усилий различных исследователей так,
чтобы “не бесконечное
Этот исчерпывающий анализ препятствий, мешающих приобретению знаний, имеет силу и поныне. Действительно ведь до сих пор остается нерешенной и задача координации усилий, и финансирования научных исследований, и построения подходящего учебного процесса. До сих пор сталкиваются научные круги с предложениями решить исход дела большинством голосов. Да и сами идолы все еще владеют умами людей. Избавление от этих недостатков уже само по себе может принести немало пользы.
Обратим внимание на один важный момент бэконовской критики идолов: все, что составляет специфику познающего субъекта, объявляется философом источником заблуждений. Сюда попадают не только индивидуальные особенности эмпирического субъекта, еще греческими философами объявленные причиной ложных мнений, но и сама природа разума, этой общей способности человеческого рода. Бэкон призывает освободиться не только от индивидуального субъекта, но и от субъекта родового, от субъективности как таковой. И только при этом условии возможен выход к самому бытию, к познанию природы. Лучшим средством для этого он считает опыт и основанный на опыте индуктивный метод.
Разработанный Бэконом индуктивный метод, лежащий в основе науки, должен, по его мнению, исследовать внутренне присущие материи формы, являющиеся материальной сущностью принадлежащего предмету свойства – определенного вида движения. Чтобы выделить форму свойства, надо отделить от предмета все случайное. Это исключение случайного, конечно, мысленный процесс, абстракция. Бэконовские формы - это формы "простых природ" или свойств, которые изучают физики. Простые природы – это такие вещи, как горячее, влажное, холодное, тяжелое и т.д. Они подобны "алфавиту природы", из которого многие вещи могут быть составлены. Бэкон ссылается на формы, как на "законы". Они – детерминанты, элементы фундаментальных структур мира. Сочетание различных простых форм дает все разнообразие реальных вещей. Развитое Бэконом понимание формы противопоставлялось им умозрительному толкованию формы у Платона и Аристотеля, т.к. для Бэкона форма – своего рода движение материальных частиц, составляющих тело.
В теории познания, для Бэкона, главное – исследовать причины явлений. Причины могут быть разными: действующими, которыми занимается физика, или конечными, которыми занимается метафизика.
Методология Бэкона
в значительной степени предвосхитила
разработку индуктивных методов
исследования в последующие века,
вплоть до XIX в. Однако, Бэкон в своих
исследованиях недостаточно подчеркивал
роль гипотезы в развитии знания, хотя
в его времена уже зарождался
гипотетико-дедуктивный метод
Родоначальник эмпиризма
Бэкон ни в коей мере не был склонен
недооценивать значение разума. Сила
разума как раз и проявляет
себя в способности такой
В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве "Новая Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 г.). В этом произведении он изобразил будущее государство, в котором все производительные силы общества преобразованы при помощи науки и техники. В нем Бэкон описывает различные удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь человека: здесь и комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы улучшения породы животных, и многое другое. Некоторые из описываемых технических новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. На современном языке его можно было бы назвать технократом, т.к. он полагал, что все современные ему проблемы можно решить с помощью науки.
Несмотря на то, что он придавал большое значение науке и технике в жизни человека, Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляют веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии".
Влияние философии
Бэкона на современное ему естествознание
и последующее развитие философии
огромно. Его аналитический научный
метод исследования явлений природы,
разработка концепции необходимости
ее экспериментального изучения сыграли
свою положительную роль в достижениях
естествознания XVI-XVII веков. Логический
метод Бэкона дал толчок развитию
индуктивной логики. Классификация
наук Бэкона была положительно воспринята
в истории наук и даже положена
в основу разделения наук французскими
энциклопедистами. Хотя углубление рационалистической
методологии в дальнейшем развитии
философии снизило после смерти
Бэкона его влияние в XVII в., но в
последующие века идеи Бэкона приобрели
свое новое звучание. Они не потеряли
своего значения вплоть до XX в. Некоторые
исследователи даже рассматривают
его как предшественника
Приложение:
Цитата 1:
«Существуют ещё
идолы, которые происходят как бы
в силу взаимной связанности и
сообщества людей. Эти идолы мы называем,
имея в виду порождающее их общение
и сотоварищество людей, идолами
площади. Люди объединяются речью. Слова
же устанавливаются сообразно
Цитата 2:
«Есть так же идолы, зависящие, так сказать, от взаимных контактов человеческого рода: мы называем их идолами площади, соотнося с торговлей и общением».
«…связь между людьми осуществляется при помощи языка, но имена даются вещам в соответствии с уразумением народа, и достаточно некритического и неадекватного применения слов, чтобы совершенно сбить с толку разум. Определения и объяснения, которыми часто пользуются учёные для самозащиты, также не способствуют восстановлению естественной связи разума и вещей».
«слова насилуют
разум, мешая рассуждению, увлекая
людей бесчисленными
«Идолы площади наиболее тяжки из всех», «…потому что они внедрены в разум согласованием слов и имён».
Люди «…верят, что их разум господствует над словом, но случается и так, что слова обращают свою силу против разума, что делает философию и другие науки софистическими и бездеятельными».
«Идолы, проникающие в разум с помощью слов бывают двух родов: или это имена несуществующих вещей (как, например, «судьба», «вечный двигатель» и т.д.), или это имена вещей существующих, но путанные и неопределённые, неподобающим образом абстрагированные».Источник: Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время. – ТОО ТК «Петрополис», 1996., С. 174.
Комментарий:
На мой взгляд, Бэкон одним из первых в истории науки затронул тему взаимосвязи речи, языка и человеческого сознания; слова и мышления, мировоззрения. «Слова насилуют разум». Социум, общественное сознание и сознание индивидуальное – сообщающиеся сосуды. Функцию сообщения, «перемычки» между этими сосудами выполняет слово. Через слово общество влияет на каждого своего члена. От понимания смысла и значения слов напрямую зависит субъективный образ объективного мира, а, следовательно, поведение человека. В учении Ф.Бэкона об идолах «площади», «рынка» предвосхищаются идеи марксистской, культурно-исторической психологии, идеи о знаковом опосредствовании высших психических функций.
Через наполнение слов
тем или иным содержанием (представлениями,
образами; существенными, понятийными
признаками; отношениями и чувствами
различной модальности), можно помочь
человеку продвинуться к истине, к
адекватному образу мира. А можно
дезориентировать, сбить с толку,
превратить в объект манипуляции. Политтехнологи,
политики, пиарщики, адвокаты, разработчики
рекламы и имиджа, журналисты и
другие «специалисты по работе с общественным
мнением» должны признать, что научное
основание для их «ремесла» заложил
Ф.Бэкон. Да, не зря Бэкон считал идолы
«рынка» самыми опасными и коварными.
Не зря ещё древние римляне
говорили «Чей язык, того и власть».
Заключение:
Список литературы:
Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Москва, «Проспект», 1997 г.
Антология мировой философии. Т. 2. М., 1971.
Городенский Н. Франциск Бэкон, его учение о методе и энциклопедия наук. Сергиев Посад, 1915.
Гуревич П.С. Философский словарь. Москва, «Олимп», 1997 г.
Иванцов Н. А. Франциск
Бэкон и его историческое значение.//
Вопросы философии и
Д.И. Дубровский. Проблема идеального. М., 1983
Декарт Р. «Сочинения в двух томах». Том 1. Москва, «Мысль», 1989 г.
История философии: Россия-Запад-Восток. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. Книга Вторая. М., 1996
В.М. Карев «Френсис Бэкон: политическая биография»
Путилов С. Тайны «Новой Атлантиды» Ф. Бэкона // Наш современник.1993.№ 2. С.171-176.
Соколов В.В. «Европейская философия XV - XVII вв». Москва, 1984.
Субботин А.Л. «Фрэнсис Бэкон». Москва, «Мысль», 1974 г.
Спиркин А.Г. - Основы философии: Учеб. пособие для вузов. - М.; Политиздат, 1988. - 592 с.
Ф.Бэкон. Сочинения, 2-е испр. и доп. изд. М., 1977-78.
Хайдеггер М. Вопрос о технике. // Хайдеггер М. Время и бытие. М.1993,
http://www.istina.rin.ru/