Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:16, курсовая работа
В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения. Философским основанием французского Просвещения было материалистическое понимание природы и места человека в ней, противопоставление теологии и идеалистической “метафизике”. Вольтер в начале своей деятельности и Монтескье опирались на материалистические идеи декартовского учения о природе и неоэпикуризма Гассенди. С середины 30-х годов внимание французских философов начало привлекать распространявшаяся в списках рукопись “Завещание” Мелье, где он в конце 20-х годов выдвинул цельное материалистическое понимание природы, опирающееся как в онтологическом, так и в гносеологическом плане на картезианство и спинозизм.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Французский материализм 18 века………………………….………………4
2. Французский материализм 18 века о природе, обществе и человеке……13
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21
Мелье Жан (1664-1729) - французский материалист и атеист, утопический коммунист. Был сельским священником. После смерти Мелье было обнаружено его произведение в форме обращения к прихожанам - ''Завещание', в котором он выразил гневный протест против религии, духовенства, дворянства и всего современного ему строя. Главное социальное зло Мелье видел непропорциональности распределения богатств между людьми, а причину этого зла - в частной собственности.
Монтескье Шарль Луи (1689-1755) - французский социолог, выразитель политических настроений французской буржуазии середины XVIII столетия. Монтескье был одним из основоположников "географического направления в социологии". Нравственный облик народа, характер его законов и образ правления обусловлены, по Монтескье, климатом, почвой, размером территории, на которой он живет. Нет, таким образом, абсолютного, разумного государственного строя, религии, законов и нравов.
Руссо
Жан Жак (1712-1778) - выдающийся французский
просветитель, демократ, идеолог мелкой
буржуазии, один из идейных предшественников
якобинцев. В философских взглядах - деист.
Наряду с существованием бога признавал
также существование бессмертной души.
В духе дуализма Руссо учил о материи и
духе как двух извечно существующих начала.
Материю Руссо считал пассивной и мертвой.
В теории познания Руссо стоял на позиции
сенсуализма, выводя все знания из ощущений.
Вместе с тем Руссо признавал врожденность
нравственных идей. В работе "Рассуждение
о происхождении и основаниях неравенства
среди людей' (1754) Руссо выступил с резкой
критикой феодально-сословных отношений
и объявил причиной неравенства появление
и развитие частной собственности. Вместе
с тем Руссо предлагал не уничтожение
частной собственности как таковой, а
замену крупной собственности мелкой
собственностью. Руссо идеализировал
первобытный строй, отрицал учение Гоббса
о том, что в первобытном обществе происходит
война всех против всех. Руссо утверждал,
что в "естественном состоянии" все
люди были равны и не знали социального
гнета, нищеты и несправедливости. В своем
главном труде "Общественный договор"
Руссо развил мысль о создании государства
в результате соглашения между людьми
и признал за народом право на государственную
власть. В противоположность Гоббсу, который
в своей теории общественного договора
оправдывал абсолютистское, монархическое
государство, Руссо высказывался за государство,
обеспечивающее буржуазно-демократические
права. В этом огромное преимущество Руссо
перед идеологами современной буржуазии,
которая выбросила за борт знамя буржуазно-демократических
свобод. Вместе с тем идеальное государство
Руссо было всего лишь идеализированным
царством буржуазии. В работе "Эмиль,
или о воспитании" Руссо резко критиковал
старую феодально-сословную систему воспитания
и требовал, чтобы целью воспитания была
подготовка активных граждан, уважающих
труд. При всей относительной прогрессивности
социологических взглядов Руссо они были
также идеалистичны, как и взгляды других
буржуазных просветителей XVIII века. Руссо
выводил государство из сознательных
намерений людей, не понимал классовой
сущности государства, приписывал решающее
значение в обществе правовым и моральным
взглядам.
Философия французского
Ламетри доказывал, что не только всякая форма неотделима от материи, но и всякая материя связана с движением. Лишенная способности движения, косная материя есть лишь абстракция. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в природе которой не только способность к движению, но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или ощущению . Вопреки учению Декарта Ламетри не только стремился доказать одушевленность животных, но вместе с тем указывал на материалистический характер самой одушевленности - животных и человека. Хотя для нас , утверждал Ламетри, в настоящее время еще не понятен механизм посредством которого материя наделяется свойством ощущения, но несомненно, что все наши ощущения обусловлены связью чувства - при посредстве нервов - с материальным веществом мозга. Поэтому никакое ощущение и никакое изменение уже имеющего ощущения не могут возникнуть без специфического изменения в соответствующем органе чувственного восприятия.
Ламетри лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития. Наиболее систематическим пропагандистом философских учений французского материализма стал Поль Гольбах (1723-1789) . Плодом взаимного обмена мыслей с друзьями явилась “Система природы” Гольбаха , в написании которой кроме него приняли некоторое участие Дидро ,Нежон и др. “Система природы” - самое крупное из числа сочинений Гольбаха , посвященных теории материализма.
Главная мысль трактата - мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц .
Последовательно опровергается все богословские и идеалистические предрассудки о характере действующих в природе сил и об их причинах.
Основу всех процессов природы составляет материя с присущей ей свойством движения . В “Системе природы” различаются два рода движения : 1) движение материальных масс ; 2) внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии. Ссылаясь на Толанда , Гольбах доказывает универсальность движения в природе. Во Вселенной все находится в движении . Гольбах утверждает, что природа получает свое движение от себя самой, ибо природа - великое целое , вне которого ничто не может существовать.
Материалистическое понимание природы(см. Прилоржение1) несовместимо с допущением каких бы то ни было сверхъестественных причин. В природе могут быть лишь естественные причины и действия. Все возникающие с ней движения следуют постоянным и необходимым законам. Над всеми связями причин и действий в природы господствует строжайшая необходимость : природа во всех своих явлениях поступает необходимо , согласно своей сущности. Благодаря движению целое вступает в сношение со своими частями, а последние - с целым. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий , непрерывно вытекающих друг из друга. Материальные процессы исключают какую бы то ни было случайность или целесообразность. Так как в природе все необходимо и так как ничто из того , что в ней находится , не может действовать иначе , чем оно действует, то отсюда Гольбах выводит отрицание случайности . В вихре пыли, поднятом бурным ветром , как бы он нам ни казался хаотичным, нет ни одной молекулы пыли , которая расположена случайно; каждая молекула имеет определенную причину , в силу которой она в каждый момент занимает именно то место , где она находится. Из теории всеобщего детерминизма Гольбах выводит и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют собой лишь нашу оценку необходимой и объективной ситуации.
Учение о природе
, получило свое дальнейшее развитие в
работах выдающегося
Как и другие представители французского материализма, Дидро исходит из положения о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме неё и вне её нет ничего.
Дидро внес в материалистическое
учение о природе некоторые черты
и идеи диалектики. По мысли Дидро
, всё изменяется, исчезает. Только целое
остаётся . Мир беспрерывно зарождается
и умирает , каждый момент он находится
в состоянии зарождения и смерти
; никогда не было и не будет другого
мира. Материалистическая картина природы
у Дидро имела ряд
Дидро был сторонником мысли о всеобщей чувствительностиматерии. Он не только выработал четкую формулировку этого учения, но , кроме того , опроверг обычно выдвигаемые против него аргументы. В “Разговоре Даламбера с Дидро” он доказывал, что признание того , что различие между психикой человека и животных обусловлено различиями в их телесной организации ,не противоречит мысли о том , что способность ощущения есть всеобщее свойство материи.
Развивая этот взгляд
,Дидро наметил
Дидро различает в вещах “первичные” качества, т.е. существующие в самих вещах и независящие от отношения к ним нашего состояния, и качества “вторичные”, заключающиеся в отношениях предмета к другим вещам или к самому себе.
На основе материалистического учения о природе французский материализм выдвинул учение о зависимости всех форм знания и опыта , от ощущений , преобразующихся на более высокой ступени развития в формы мышления и умозаключения. Опытное по своему источнику знание имеет целью не отвлеченное постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. Дидро развил этот взгляд , учитывая роль техники и промышленности в эволюции мышления и познания .Условие возникновения всякого знания - возбуждение души , ощущение извне.
Методами познания
Дидро и другие материалисты признали
эксперимент и наблюдение. Французские
материалисты доказывали , что познавательная
ценность разума не уменьшается от
того , что он опирается на данные
внешних чувств , на опыт и наблюдение
Обусловленность познания механизмом
ощущений и физическими причинами не уменьшает
значение языка в развитии интеллекта.
В языке Ламетри видит систему знаков
, изобретенных отдельными лицами и сообщенных
людям посредством механической тренировки.
В процессе понимания чужой речи франц.
мат-зм видит рефлекс мозга , возбужденного
словами , наподобие того как скрипичная
струна отзывается на удар по клавишу
фортепьяно. Все идеи человеческого ума
обусловлены наличием слов и знаков .В
свою очередь все происходящее в душе
сводится к деятельности воображения.
В учении о обществе (см. Приложенеие 2) французские материалисты остаются все еще идеалистами. Однако они выступают против идеалистически-теологического понимания истории человечества, доказывая, что движущей силой истории человечества является человеческий разум, прогресс просвещения. В учении о природе человека , о воспитании , об обществе и государстве франц. материалисты отстаивают детерминизм . Хотя человек - продукт внешних сил и физических условий , он все же не может быть освобожден от ответственности за все совершаемое им по отношению к обществу. Общество наказывает за преступления , т.к. они для общества вредны . Далее , само наказание - сильнейшее средство предотвращения преступлений в будущем.
Учение о
Так как люди не могут жить в одиночестве, они образуют общество, и из соединения их возникают новые отношения и обязанности. Испытывая в необходимость в помощи других, человек (см. Приложение 3) вынужден в свою очередь делать полезное для других.
Клод-Адриан Гельвеций (1715-1771) основную задачу этики усматривал в определении условий, при которых личный интерес может сочетаться с интересом общественным. По Гельвецию, не только индивид есть часть более широкого целого, но и общество есть звено более обширной общности, связанного нравственными узами. Существующее состояние общества Гольбах и Гельвеций считают далеким от идеала. Этот идеал они видели в “ естественном состоянии”. В силу общественного договора мы должны делать для других то , что мы желаем , чтобы и они для нас сделали.
По мнению фр. материалистов,
не существует такого образа правления,
который бы вполне удовлетворял требованиям
разума. Средство избавления от недостатков
существующих способов правления они
видят не в революции, а в просвещении
общества. Руководимые мудрым правительством
воспитание есть самое надежное средство
дать народам чувства, таланты, мысли,
добродетели, необходимые для процветания
общества.
Истинная движущая сила человеческих
действий - эгоизм, или личный интерес.
Основанием нравственности служит опыт.
В тех случаях , когда кажется , будто люди
руководствуются стремлением к истине
и добру , в основе этого стремления также
лежит правильно понятый личный интерес.