Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:32, реферат
Традиции классической философии развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и общественный прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал роль науки как всесильного инструмента.
Философия К. Маркса (1818 - 1883) отражает переходный характер развития философии в XIX столетии. Она является составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию «научного социализма». Это во многом определило специфику философской теории марксизма.
1. Формирование и развитие философских идей К. Маркса.
Традиции классической
философии развивал марксизм. Следуя
им, веря в науку и общественный
прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал
роль науки как всесильного
Философия К. Маркса
(1818 - 1883) отражает переходный характер
развития философии в XIX столетии. Она
является составной частью единого
социально-политического
На становление
К. Маркса как мыслителя большое
влияние оказала немецкая классическая
философия. Диалектический метод Георга
Гегеля и антропологический
В процессе формирования философии марксизма можно выделить несколько этапов:
1) 1837-1842 гг. - первоначальные
поиски мировоззрения,
2) 1842-1843 гг. - начало
перехода от идеализма и
3) 1843-1848 гг. - формирование
исходных положений целостного
научно-философского и
4) завершение
формирования философии
К. Маркс уже в начале 40-х годов Х1Х века стремился связать философию с задачами революционно-освободительного движения. В 1843 году он переходит на позиции пролетариата как главной революционной силы эпохи и ставит вопрос о соединении философской теории и революционного рабочего движения. «Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие».
В начале 1844 года К.Маркс пишет одну из наиболее интересных и дискуссионных работ - «Экономическо-философские рукописи 1844 года», в которой излагается концепция отчуждения. В отличие от предшественников (Г. Гегеля, Л. Фейербаха) в качестве главного вида отчуждения К. Маркс выделяет отчуждение труда.
К.Маркс делает
вывод о необходимости
Таким образом, здесь теоретически обосновывается гуманизм учения К. Маркса, получивший развитие в дальнейшем. Идеи рукописей 1844 года оказали значительное влияние на философию ХХ века и породили попытки противопоставления учения молодого К.Маркса - его зрелым работам.
В «Тезисах о Фейербахе» (1845) К. Маркс подвергает критике созерцательный характер предшествующего материализма, подчеркивает роль практики (материально-чувственной, предметной деятельности) как основы познания. К. Маркс придает понятию «практики» характер категории философии, формулирует принцип единства теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его». Категория «практики» рассматривается как важнейшая философская категория марксизма.
Один из основных
аспектов теории К. Маркса (по его оценке)-
материалистическое понимание истории
- разработан совместно с Ф. Энгельсом
в «Немецкой идеологии» (1846) и
«Манифесте Коммунистической партии»
(1848). В то же время К. Маркс, работавший
большую часть жизни над
Заслугой К. Маркса
является разработка новой формы
материализма, его философия - диалектический
и исторический материализм, находящиеся
в неразрывном единстве. Разрабатывая
в 40-х годах Х1Х века социально-политическое
учение, К. Маркс совершил переворот
в области методологии: материалистически
переработал диалектику Г. Гегеля, придал
ей содержательный характер («У Гегеля
диалектика стоит на голове, нужно
ее поставить на ноги»). Он применяет
диалектический метод, выявляя диалектические
взаимосвязи в социально-
Важнейшей стороной
философии марксизма является исторический
материализм. Его основной принцип
был сформулирован еще в
Новизна и оригинальность философии марксизма состоит в следующем:
· была создана новая форма материализма - диалектический материализм;
· впервые было создано и обосновано материалистическое понимание истории;
· была разработана
и введена в философию
· осуществлено соединение теории и практики, философии и революционного коммунистического движения.
5
7
2. Вклад Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова в разработку теории марксизма
Значительный вклад в разработку теории марксизма внес Фридрих Энгельс (1820-1895), друг К. Маркса, написавший вместе с ним работы «Святое семейство», «Нищета
философии» и другие, издавший второй и третий том «Капитала». В работах «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» Ф. Энгельс внес самостоятельный вклад в разработку марксизма, уделяя особое внимание применению диалектического метода к познанию природы. Он систематизировал диалектико-материалистические идеи, дав названия трем основным законам материалистической диалектики, сформулировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIX века.
Значительный вклад в развитие и пропаганду философии марксизма внесли А. Бебель, П. Лафарг, К. Каутский, А. Лабриолла, А. Грамши. Велико значение русских философов-марксистов - Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. В истории марксизма выделяют два этапа развития: первый, связанный с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгельса (до 1895 года) и второй (с 1895 года до наших дней), - ленинский этап, связываемый, прежде всего с деятельностью В. Ленина.
Г.В. Плеханов (1856
- 1918), занимался проблемами истории
философии, этики, эстетики, теории познания
и материалистического
С середины 90-х
годов XIX века определяющую роль в развитии
отечественного марксизма играет В.И.
Ленин (1870 -1924). Он занимался в основном
проблемами социальной теории и практики:
разработал теорию империализма как
высшей стадии капитализма, теорию социалистической
революции. Задачи идейной борьбы побудили
его к написанию теоретической
работы «Материализм и эмпириокритицизм»
(1911). Некоторые философы-марксисты
стремились к реформированию марксизма,
соединению его с некоторыми новейшими
философскими учениями («эмпириомонизм»
А. Богданова, богоискательство и богостроительство
А. Луначарского). В своей работе
В.И. Ленин подвергает критике попытки
реформ марксизма, критикует эмпириокритицизм
как субъективно-
Марксизм оказал огромное влияние на судьбы народов не только нашей страны, но и всего человечества. Влияние марксистской философии испытали многие западные философы ХХ столетия, причем не только философы-марксисты, но и представители ряда немарксистских течений: экзистенциализма, структурализма, социологии Франкфуртской школы, представители так называемого фрейдомарксизма (Э. Фромм) и др.
Литература:
1. Валицкий А. Коммунистическая утопия и судьба социалистического эксперимента в России // Вопросы философии.- 1998, №8.
2. Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х частях. Ч. 1./ под. ред. Фролова И.Т. - М., Политиздат, 1989. Гл. 3.
3. Маркс. Философия. Современность. М.- Политиздат, 1988.
4. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- СПб., Петрополис. 1997.- Т. 4.
5. Сирота А.М. Неомарксизм: попытка реформации // Вопросы философии.- 1998, №8.
6. Ленин В.
И., Империализм и раскол
7. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35. - М., 1989.
8. Краткий философский
словарь // Под ред. М.Розенталя, П.Юдина.-
СПб., 1990
Информация о работе Формирование и развитие философских идей К. Маркса