Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:32, реферат
Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas итал. Tommaso d'Aquino) (родился примерно в 1225, замок Роккасекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум
Фома
Аквинский.
Фома́ Акви́нский
(иначе Фома Аквинат или Томас
Аквинат, лат. Thomas Aquinas итал. Tommaso d'Aquino) (родился
примерно в 1225, замок Роккасекка, близ
Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова,
около Рима) — философ и теолог, систематизатор
ортодоксальной схоластики, учитель церкви,
Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь
философов»), основатель томизма, член
ордена доминиканцев; с 1879 года признан
наиболее авторитетным католическим религиозным
философом, который связал христианское
вероучение (в частности, идеи Августина
Блаженного) с философией Аристотеля.
Сформулировал пять доказательств бытия
Бога. Признавая относительную самостоятельность
естественного бытия и человеческого
разума, утверждал, что природа завершается
в благодати, разум — в вере, философское
познание и естественная теология, основанная
на аналогии сущего, — в сверхъестественном
откровении.
Краткая биография.
Бертран Рассел
пишет, что Фома родился 25 января 1225
года. Начальное образование получил
в монастырской школе, учился в Неапольском
университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта
Великого в Кёльне. Существует легенда,
что однажды, во время трапезы в монастыре,
Фома Аквинский услышал голос, сказавший
ему: «Здесь, в монастыре, все насыщены,
но в Италии паства Моя голодает». Фома
решил, что ему пора покинуть монастырь.
Позже стал преподавателем богословия
и философии в Париже, где ранее учился.
Вступил в орден доминиканцев в 1244 году.
В 1252 году вернулся в Париж, занимаясь
там преподаванием до 1259 года. Практически
всю остальную часть жизни провёл в Италии,
за исключением 1268—1272 годов, в течение
которых он пребывал в Париже, ведя полемику
с парижскими аверроистами относительно
интерпретации аристотелевского учения
о бессмертии активного интеллекта. Недомогание
принудило его прервать преподавание
и писательский труд к концу 1273 года. В
начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова
по дороге на церковный собор в Лион.
Труды.
Труды Фомы Аквинского
включают два обширных трактата, охватывающих
широкий спектр тем — «Сумма теологии»
и «Сумма против язычников» («Сумма философии»),
дискуссии по теологическим и философским
проблемам («Дискуссионные вопросы» и
«Вопросы на различные темы»), подробные
комментарии на несколько книг Библии,
на 12 трактатов Аристотеля, на «Сентенции»
Петра Ломбардского, на трактаты Боэция,
Псевдо-Дионисия и на анонимную «Книгу
о причинах», а также ряд небольших сочинений
на философские и религиозные темы и стихотворных
текстов для богослужения, например работа
«Этика». «Дискуссионные вопросы» и «Комментарии»
явились во многом плодом его преподавательской
деятельности, включавшей, согласно традиции
того времени, диспуты и чтение авторитетных
текстов, сопровождающихся комментариями.
Историко-философские истоки.
Наибольшее влияние
на философию Фомы оказал Аристотель,
в значительной мере творчески переосмысленный
им; также заметно влияние неоплатоников,
греческих комментаторов Аристотеля,
Цицерона, Псевдо-Дионисия Ареопагита,
Августина, Боэция, Ансельма Кентерберийского,
Иоанна Дамаскина, Авиценны, Аверроэса,
Гебироля и Маймонида и многих других
мыслителей.
Идеи
Фомы Аквинского.
Теология и философия. Ступени истины.
Аквинат разграничивал
области философии и теологии:
предметом первой являются «истины
разума», а второй — «истины откровения».
Философия находится в услужении у теологии
и настолько же ниже её по значимости,
насколько ограниченный человеческий
разум ниже божественной премудрости.
Теология — священное учение и наука,
основывается на знании, которым обладает
Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение
к божественному знанию достигается через
откровения.
Теология может
что-то позаимствовать у философских
дисциплин, но не потому что испытывает
в этом необходимость, а лишь ради
большей доходчивости преподаваемых
ею положений.
У Аристотеля выделялись
четыре последовательных ступени истины:
опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme)
и мудрость (sophia).
У Фомы Аквинского
мудрость становится независимой от
других ступеней высшим знанием о
Боге. Она основывается на божественных
откровениях.
Аквинат выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости:
мудрость Благодати.
мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум.
мудрость метафизическая
— мудрость разума, постигающая
сущность бытия.
Каждая наделена
своим «светом истины».
Некоторые истины
Откровения доступны для понимания
разумом человека: например, что
Бог существует, что Бог един.
Другие — понять невозможно: например,
божественное триединство, воскрешение
во плоти.
На основе этого
Фома Аквинский выводит необходимость
различать теологию сверхъестественную,
основанную на истинах Откровения, которые
человек своими силами не способен понять,
и теологию рациональную, основанную на
«естественном свете разума» (познающую
истину силой человеческого интеллекта).
Фома Аквинский
выдвинул принцип: истины науки и
истины веры не могут противоречить
друг другу; между ними существует гармония.
Мудрость — стремление постичь Бога, наука
же — способствующее этому средство.
О бытии.
Акт бытия, будучи
актом актов и совершенством совершенств,
пребывает внутри всякого «сущего» как
его сокровенная глубина, как его подлинная
действительность.
Каждой вещи
существование несравненно
Мир — совокупность
субстанций, зависимых своим существованием
от Бога. Только в Боге сущность и
существование нераздельны и тождественны.
Фома Аквинский различал два вида существования:
существование самосущностное или безусловное.
существование
случайное или зависимое.
Только Бог
— подлинно, истинное бытие. Всё
остальное существующее в мире обладает
не подлинным бытием (даже ангелы, стоящие
на высшей ступени в иерархии всех творений).
Чем выше стоят «творения», на ступенях
иерархии, тем большей автономией и самостоятельностью
они обладают.
Бог творит не сущности,
чтобы потом заставить их существовать,
а существующие субъекты (основания),
бытийствующие в соответствии со своей
индивидуальной природой (сущностью).
О материи и форме.
Сущность всего
телесного заключается в
Аквинат различал
с одной стороны
Все духовные существа
являются сложными субсистемными формами.
Чисто духовные — ангелы — имеют
сущность и существование. В человеке
заключена двойная сложность — в нём различаются
не только сущность и существование, но
также материя и форма.
Фома Аквинский
рассматривал принцип индивидуации:
форма не единственная причина вещи
(иначе все индивиды одного вида
были бы неразличимы), поэтому был сделан
вывод — в духовных существах формы индивидуализируются
через самих себя (потому что каждое из
них — отдельный вид); в телесных же существах
индивидуализация происходит не через
их сущность, а через собственную материальность,
количественно ограниченной в отдельном
индивиде.
Таким образом
«вещь» принимает определенную форму,
отражающую духовную уникальность в
ограниченной материальности.
Совершенство
формы рассматривалось как
О человеке и его душе.
Индивидуальность
человека — личностное единство души
и тела.
Душа — животворящая
сила человеческого организма; она
нематериальна и самосуща; она
— субстанция, обретающая свою полноту
лишь в единстве с телом, благодаря
ей телесность обретает значимость —
становясь человеком. В единстве души
и тела рождаются мысли, чувства и целеполагания.
Фома Аквинский
считал, что сила разумения души
(то есть степень познания ею Бога) определяет
красоту человеческого тела.
Душа человека
бессмертна.
Конечная цель
жизни человека — достижение блаженства,
обретаемого в созерцании Бога в загробном
мире.
По своему положению
человек — промежуточное
Человек отличается
от животного мира наличием способности
познания и, на основании этого, способностью
совершать свободный осознанный
выбор: именно интеллект и свободная (от
какой-либо внешней необходимости) воля
являются основаниями совершения подлинно
человеческих действий (в отличие от действий,
свойственных как человеку, так и животному),
принадлежащих к сфере этического. Во
взаимоотношении двух высших способностей
человека — интеллекта и воли, преимущество
принадлежит интеллекту (положение, вызвавшее
полемику томистов и скотистов), поскольку
воля с необходимостью следует интеллекту,
представляющего для неё то или иное сущее,
как благое; однако при совершении действия
в конкретных обстоятельствах и при помощи
определенных средств на первый план выходит
волевое усилие (О зле, 6). Наряду с собственными
усилиями человека для совершения благих
действий требуется также божественная
благодать, не устраняющяя своеобразие
человеческой природы, а совершенствующая
её. Также божественное управление миром
и предвидение всех (в том числе индивидуальных
и случайных) событий не исключает свободы
выбора: Бог, как наивысшая причина, допускает
самостоятельные действия вторичных причин,
в том числе и влекущие за собой негативные
нравственные последствия, поскольку
Бог в состоянии обращать ко благу зло,
сотворенное самостоятельными агентами.
О познании.
Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:
«до вещей», как архетипы — в божественном интеллекте как вечные идеальные прообразы вещей (платонизм, крайний реализм).
«в вещах» или субстанциях, как их сущность (аристотелизм, умеренный реализм).
Беноццо Гоццоли. Триумф св. Фомы Аквинского. 1471. Лувр. Париж
«после вещей» — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения (номинализм, концептуализм)
Беноццо Гоццоли.
Триумф св. Фомы Аквинского. 1471. Лувр. Париж
Сам Фома Аквинский
придерживался позиции
Вслед за Аристотелем
Аквинат различает пассивный
и активный интеллект.
Фома Аквинский отрицал врожденные идеи и понятия, а интеллект до начала познания считал подобным tabula rasa(лат. «чистая доска») . Однако людям прирождены «общие схемы», которые начинают действовать в момент столкновения с чувственным материалом.
пассивный интеллект — интеллект, в который попадает чувственно воспринимаемый образ.
активный интеллект
— абстрагирование от чувств, обобщение;
возникновение понятия.
Познание начинается
с чувственного опыта под действием
внешних объектов. Объекты человеком
воспринимаются не целиком, а частично.
При вхождении в душу познающего познаваемое
теряет свою материальность и может войти
в неё лишь в качестве «вида». «Вид» предмета
является его познаваемым образом. Вещь
существует одновременно вне нас во всем
своем бытии и внутри нас в качестве образа.
Истина —
это «соответствие интеллекта и вещи».
То есть понятия, образуемые человеческим
интеллектом, истинны в той мере, в какой
они соответствуют своим понятиям, предшествующим
в интеллекте Бога.
На уровне внешних
чувств создаются первоначальные познавательные
образы. Внутренние чувства обрабатывают
первоначальные образы.
Внутренние чувства:
общее чувство — главная функция, цель которого собирать воедино все ощущения.
пассивная память — хранилище впечатлений и образов, созданных общим чувством.