Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 06:26, контрольная работа
В рамках своей контрольной работы я попытаюсь коротко рассказать об одном из крупнейших философов-схоластиков западноевропейского средневековья - Фоме Аквинском, о некоторых конкретных разработанных им положениях теоцентристского мировоззрения и о его значении в философии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Биография Фомы Аквинского……………………………………….…..4
2. Идеи Фомы Аквинского……………………………………..……….......7
3. Труды Фомы Аквинского……………………………………...…………......8
4. Учение о человеке………………..………………………………………..9
Заключение………………………………….……………………………………11
Список использованной литературы………………………..…...…...………...12
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
2. Идеи Фомы Аквинского……………………………………..……….
3. Труды Фомы Аквинского……………………………………...………
4. Учение о человеке………………..……………………………………
Заключение………………………………….………………
Список использованной литературы………………………..…...…...…
ВВЕДЕНИЕ
В рамках своей контрольной
работы я попытаюсь коротко рассказать
об одном из крупнейших философов-схоластиков
западноевропейского
Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников в ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинскими аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве своей официальной философии.
Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas) самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья. Родиной Фомы была Италия. Родился в конце 1225г. или начале 1226 г. в замке Роколлека, близ Аквино, в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом в Аквино. Мать, Теодора происходила из богатого неаполитанского рода. На 5-ом году жизни Фому определяют учиться в монастырь бенедиктинцев в Монте Кассино, где он проводит около 9-ти лет, проходя классическую школу, из которой выносит прекрасное знание латинского языка. В 1239 году возвращается в родной дом, сняв монашескую рясу. Осенью того же года он отправляется в Неаполь, где обучается в университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского. В 1244 г. Фома принимает решение вступить в орден доминиканцев, отказавшись от должности аббата Монте Кассино, что вызвало решительный протест семьи. Совершив пострижение в монахи он несколько месяцев пребывает в монастыре в Неаполе. Здесь было решено послать его в Парижский университет, являвшийся в то время центром католической мысли. На пути к Парижу он был схвачен группой всадников - его братьями и был возвращен в отцовский замок и здесь в профилактических целях был заключен в башню. в которой находился свыше года. В дальнейшем семья, не пренебрегая никакими средствами, пытается заставить сына отказаться от принятого решения. Но видя, что он не приклонен, смирилась и 1245 г. он отправился в Париж. Во время пребывания в Парижском университете (1245-1248 г.г.) он слушал лекции своего учителя Альберта Больштедта, позже прозванного Альбертом Великим, который оказал на него огромное влияние. Вместе с Альбертом Фома 4-е года провел так же в Кельмском университете, во время занятий Фома не проявлял особой активности, редко принимал участие в диспутах, за что коллеги его прозвали Немым Быком. В 1252г. он возвращается в Парижский университет, где последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата, после чего преподает в Париже теологию до 1259г. Здесь же выходит ряд его теологических трудов, комментариев к Священному писанию, он начинает работу над "Философской суммой". В 1259г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, пребывание в котором длилось до 1268г. Появление Фомы при папском дворе не было случайным. Римская курия усмотрела в нем человека, который должен был совершить важный для церкви труд, а именно дать трактовку аристотелизма в духе католицизма. Здесь Фома завершает начатую еще в Париже "Философскую сумму" (1259-1269 г.г.), пишет труды, так же приступает к работе над главным трудом своей жизни - "Теологическая сумма". Осенью 1269г. по указанию римской курии Фома отправляется в Париж, ведет ожесточенную борьбу против латинских аверроистов и их главы Сигера Брабантского, а также полемику против консервативных католических теологов, желавших по-прежнему придерживаться только принципов августинизма. В этом споре он занял собственную позицию, выступив как против тех, так и других Августианцев он упрекал за консерватизм и неприятие новых идей. Философские взгляды аверроистов подрывали основы христианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей жизни Аквинского. В 1272 г. Фома был возвращен в Италию. Он преподает теологию в Неаполе, где продолжает работу над "Теологической суммой", которую заканчивает в 1273г. Фома - автор и ряда других произведений, а также комментариев к сочинениям Аристотеля и других философов. Спустя 2-а года Аквинский покидает Неаполь, чтобы принять участие в созванном папой Григорием X соборе, происходившем в Лионе. Во время поездки он тяжело заболевает и умирает 7 марта 1274г. в монастыре бернардинцев в Фоссануове. После смерти ему был присвоен титул "ангельский доктор". В 1323г., во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых, а в 1567г. признан пятым "учителем церкви".
2. ИДЕИ ФОМЫ АКВИНСКОГО
Система Фомы Аквинского базируется на идее принципиального согласия двух истин — основанных на откровении и выводимых человеческим разумом: к некоторым истинам, полученным из откровения (напр. божественное триединство, воскрешение во плоти и др.) человеческий разум не в состоянии прийти, пользуясь собственными средствами, однако эти истины хотя и превосходят разум, но не противоречат ему. Теология исходит из истин, данных в откровении и использует философские средства для их экспликации; философия движется от рационального осмысления данного в чувственном опыте к обоснованию сверхчувственного, напр. бытия Бога, Его единства и пр. (Комм. к «О Троице» Боэция, II 3).
Труды Фомы Аквинского включают два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»), дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»), подробные комментарии на несколько книг Библии, на 12 трактатов Аристотеля, на «Сентенции» Петра Ломбардского", на трактаты Боэция, Псевдо-Дионисия и на анонимную «Книгу о причинах», а также ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы и стихотворных текстов для богослужения. «Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающееся комментариями.
Как первопричина, Бог создает многочисленные
роды и виды вещей, наделенных различной
степенью совершенства, требуемых для
полноты универсуума, имеющего иерархическую
структуру. Особое место в творении занимает
человек, заключающий в себе два мира —
материальный и духовный, являющийся единством
материального тела и души как формы тела.
Материальная составляющая человека является
конституитивной и неэлиминируемой: именно
материя есть «принцип индивидуации»
представителей одного вида (в том числе
и человека). Хотя душа неподвержена разрушению
при разрушении тела, в силу того, что она
проста и может существовать отдельно
от тела, в силу осуществления особой деятельности,
независимой от функционирования материального
органа, она не признается Фомой за самостоятельную
сущность; для ее совершенства требуется
соединение с телом, в чем Фома видит довод
в пользу догмата о воскрешении во плоти
(О душе, 14). Человек отличается от животного
мира наличием способности познания и,
на основании этого, способностью совершать
свободный осознанный выбор: именно интеллект
и свободная (от какой-либо внешней необходмости)
воля являются основаниями совершения
подлинно человеческих действий (в отличие
от действий, свойственных как человеку,
так и животному), принадлежащих к сфере
этического. Во взаимоотношении двух высших
способностей человека — интеллекта и
воли, преимущество принадлежит интеллекту
(положение, вызвавшее полемику томистов
и скотистов), поскольку воля с необходимостью
следует интеллекту, представляющего
для нее то или иное сущее, как благое;
однако при совершении действия в конкретных
обстоятельствах и при помощи определенных
средств на первый план выходит волевое
усилие (О зле, 6). Наряду с собственными
усилиями человека для совершения благих
действий требуется также божественная
благодать, не устраняющее своеобразие
человеческой природы, а совершенствующая
ее. Также божественное управление миром
и предвидение всех (в том числе индивидуальных
и случайных) событий не исключает свободы
выбора: Бог, как наивысшая причина, допускает
самостоятельные действия вторичных причин,
в том числе и влекущие за собой негативные
нравственные последствия, поскольку
Бог в состоянии обращать ко благу зло,
сотворенное самостоятельными агентами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении контрольной работы считаю
необходимым сделать вывод, в котором
были бы изложены основные взгляды Ф. Аквинского.
Из различия форм, являющихся подобием
бога в вещах, Фома выводит систему порядка
материального мира. Формы вещей независимо
от степени их совершенства сопричастны
творцу, благодаря чему занимают определенное
место в универсальной иерархии бытия.
Это касается всех областей материального
мира и общества. Необходимо, чтобы одни
занимались сельским хозяйством, другие
были пастухами, а третьи - строителями.
Для божественной гармонии социального
мира необходимо также, чтобы существовали
люди, занимающиеся духовным трудом и
работающие физически. Каждый человек
выполняет определенную функцию в жизни
общества, и все творят определенное благо.
Различия в функциях, выполняемых людьми,
являются результатом не общественного
разделения труда, а целевой деятельности
бога. Социальное и классовое неравенство
- это не следствие антагонистических
производственных отношений, а отражение
иерархии форм в вещах. Все это по существу
служило Аквинату для оправдания феодальной
социальной лестницы. Учение Фомы пользовалось
большим влиянием в средние века, римская
церковь официально признало его. Это
учение возрождается и в XX веке под названием
неотомизма - одного из наиболее значительных
течений западной католической философии.