Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:21, контрольная работа
Что же представляет собой история философии, каков конкретный круг ее проблем? Отвечая на этот вопрос, мы можем вслед за Гегелем сказать, что центральная проблема истории философии — это проблема существования всемирной истории человечества, проблема механизмов и фаз становления и перспектив дальнейшего развития человечества как целостного интегративного образования исторической жизни.
Введение
Философский принцип развития
Идея развития и принцип историзма
Список используемой литературы
Введение | 3 |
Философский принцип развития | 4 |
Идея развития и принцип историзма | 8 |
Список используемой литературы | 12 |
Содержание
Введение.
Что же представляет собой история философии, каков конкретный круг ее проблем? Отвечая на этот вопрос, мы можем вслед за Гегелем сказать, что центральная проблема истории философии — это проблема существования всемирной истории человечества, проблема механизмов и фаз становления и перспектив дальнейшего развития человечества как целостного интегративного образования исторической жизни.
Нужно сказать, что проблема всемирности человеческой истории, возможности рассматривать развитие отдельных стран, народов и цивилизаций как единый целостный процесс имеет два различных аспекта. Как и во всех предыдущих случаях анализа системных объектов, мы можем рассматривать целостность истории в субстанциальном и интегративном планах, имеющих разное отношение к предмету философии истории.
Процесс истории — существование конкретных обществ в реальном времени и пространстве — не сводится к процессам их саморазвития, но включает в себя сложнейшие процессы взаимодействия саморазвивающихся стран и народов. Подобное взаимодействие имеет конкретное событийное наполнение, однако за всеми уникальными, неповторимыми актами завоеваний, торговли, культурных обменов и т. п. стоят некоторые закономерности, становящиеся предметом философского рассмотрения.
Именно философия истории должна раскрыть родовую природу и исторические формы таких сложнейших, неоднозначных явлений мировой истории, как империализм или колониализм, которые не могут быть поняты в рамках имманентного в неисторического изучения «общества вообще» и отдельных типов его организации. Очевидно, самый глубокий анализ законов строения, функционирования и развития рабовладения, капитализма или реального социализма сам по себе не даст нам должного понимания сходств и различий между имперской жизнью Древнего Рима, устройством Британской империи или существовавшего еще недавнего социалистического лагеря.
Философский принцип развития
ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.
Философия является теоретическим ядром мирововоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.
РАЗВИТИЕ — поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Развитие противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение имевшихся объектов совершенно новыми. Идея развития начала складываться в античности, но в 18 в. И. Кант называл ее «рискованным приключением разума», поскольку многие области невозможно было представить как развивающиеся («небесный» мир, органическая природа и др.). Сам Кант применил идею развития для объяснения происхождения Солнечной системы.
Попытки создать универсальную теорию развития, описывающую механизм развития в любой произвольно взятой области, начиная с эволюции живых существ и кончая эволюцией времени и Вселенной, на сегодняшний день окончились безрезультатно.
Вопрос о том, что есть развитие и имеет ли место развитие природы - один из важнейших философских вопросов. Уже древние философы ставили эти вопросы. Так, древнегреческий философ Анаксимандр (V в. до н.э.) считал всего сущего вечное и беспредельное начало - апмейрон, которое управляет всем. Он полагал, что мир возник в результате борьбы противоположностей, в первую очередь, тепла и холода. В недрах беспредельного начала возникает зародыш будущего мира, в котором влажное ядро окружено огненной оболочкой. Под воздействием жара этой оболочки влажное ядро высыхает, причем выделяющиеся из него пары раздувают оболочку, которая, в конце концов, лопается. В результате происходит образование плотной земли. Обосновывая свою теорию происхождения мира, Анаксимандр, пожалуй, впервые в философии выдвигает идею эволюции природы. По его мнению, живые существа зародились во влажном иле, некогда покрывшем землю. Когда земля стала высыхать, влага скопилась в углублениях (образовались моря) и некоторые животные вышли на сушу. Среди них были рыбообразные существа, в чреве которых развились люди. Когда люди выросли, покрывшая их чешуйчатая оболочка развалилась.
В требовании одновременного рассмотрения отрицания и утверждения, в обнаружении гибкости понятий заключаются элементы изучения Платона о развитии, его диалектика. Кстати, это понятие уже в то время получило широкое распространение. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины через сопоставление противоположных мнений, а также само движение мысли от низших понятий к высшим.
Элементы учения о диалектике как, о теории развития содержаться и в философии Аристотеля. По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство "материи" и "формы". Форма материальна, но она некая потусторонняя сущность, привходящая в материю из вне. Иными словами, развитие у Аристотеля - это ряд статистических уровней совершенствования, в котором нет еще синтеза восходящего движения (как это станет потом у Г.Гегеля), но нет уже движения по кругу (как у Гераклита).
Антиномии состоят из двух положений, в которых неизбежно запутывается разум человека, когда пытается решить вопрос о мире как, безусловно, целом:
С точки зрения И.Канта такие противоречия в разуме возникают постоянно. Следовательно, человеческий разум противоречив. Однако И.Кант все же считал это противоречия мнимыми, т.к. мир для человека есть непознаваемая "вещь в себе" (непознаваемая сущность).
С точки зрения Гегеля, диалектика, рассматривающая предмет в единстве его противоположных определений, является учением о самодвижении понятий. Следовательно, развитие, по Гегелю, есть саморазвитие понятия, его самодвижение, а развитие в природе и обществе является снимком с поступательного движения понятия, существующего независимо от природы и человеческого сознания. Иными словами, у Гегеля развитие идет от идеи к природе. Природу он не считает развивающейся (она лишь разнообразиться в пространстве).
Диалектическое учение Гегеля было материалистически переработано К.Марксом. У Гегеля мышление и его развитие выступает творцом действительности (и тем самым как бы "стоит на голове"). Диалектика К.Маркса исходит из реального самодвижения в природе и обществе.
Принцип развития является одним из основных не только в рамках диалектико-материалистической философии, но и для современной науки.
Развитие всегда связано с материальным или нематериальным носителем. Вне конкретных систем развития не существует.
Развитие и механическое движение (перемещение) являются противоположностями, составляющими содержание движения, как всего изменения.
Развитие - это всегда качественное изменение вещей и процессов. Поэтому неслучайно, что оно связано с комплексом изменений в составе их элементов, структуры, т.е. в самом их качестве. Важнейшим признаком развития является необратимость процессов изменения. Необратимость, если даже имеет место повторение (круговорот) – это всегда возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше. Другим важным признаком развития является его направленность, т.е. изменение качества системы в определенном направлении и по определенным законам. При этом развитии может, естественно, быть как прогрессивным (направленным вперед), так и регрессивным (направленным вспять). Следовательно, развитие - это процесс направленного, необратимого, качественного изменения систем.
Развитие может быть однолинейным и многолинейным; прямолинейным и зигзагообразным; общим и локальным, ускоренным и замедленным, гармоничным и дисгармоничным и т.д. Это все разные типы, виды, формы развития, которые могут осуществляться в природе и обществе. Естественно, в реальных конкретных ситуациях они переплетаются друг с другом, создавая тем самым сложную картину многообразия и богатства природных связей, действительности. Эта сложная картина многообразия и богатства связей действительности находит свое отражение в трех законах диалектики.
Идея развития и принцип историзма.
ИСТОРИЗМ — одна из центральных категорий исторических наук, истолковывающих мир — и прежде всего социальную жизнь — как постоянное обновление (становление) и использующих временной ряд «прошлое—настоящее—будущее» («было—есть—будет»). Из многочисленных значений термина «Историзм» можно выделить следующие два основных: 1) определенность настоящего прошлым и/или будущим; 2) определенность прошлого и будущего настоящим. В неисторических науках, подобных физике, химии или экономической науке, мир понимается как постоянное повторение (бытие); в их основе лежит временной ряд «раньше—одновременно—позже», исключающий «настоящее» и «стрелу времени». Аналогом понятия историзм в такого рода науках является понятие детерминизма, или определенности последующего предшествующим, и наоборот.
Применение принципа развития, историзма в исследовании общества – ключевой вопрос социальной философии. Вместе с тем, при всякой попытке осмыслить исторический процесс вообще какой-либо смысл, и имеет он какую-нибудь направленность?
Многие философы и историки уделяли этому вопросу очень большое внимание. В частности, русский философ Н. А. Бердяев в работе, которая так и называется «Смысл истории», писал, что «история лишь в том случае имеет смысл, если будет конец истории, если будет в конце воскресение, если встанут мертвецы с кладбища мировой истории и постигнут всем существом своим, почему они истлели, почему страдали в жизни и чего заслужили для вечности; если весь хронологический ряд истории вытянется в одну линию и для всего найдется окончательное место». Как видим, Н. А. Бердяев пытается рассмотреть историю через судьбу каждого человека, через его чаяния, страдания, действия в хронологической цепи событий исторического процесса. Он считает, что история есть, поистине, драма, имеющая свои акты от первого до последнего, имеющая свое начало и свое внутреннее развитие, свой конец. К. Маркс тоже внес свою лепту в теорию начала и конца истории. Правда, он говорил о конце не истории, а предыстории, поскольку подлинную историю он связывал с построением коммунистического общества. При этом коммунизм, по его мнению,— это не цель, не идеал, не состояние, к которому должно стремиться человечество, а действительное движение вперед, которое отражает существующее состояние общества.
Французский философ Раймон Арон (1905—1983) считает, что нельзя рассматривать смысл истории с точки зрения будущего человечества, независимо от того, какие будут провозглашены цели: Царство Божие или коммунизм. Никто не имеет права, да практически и не может направлять по своему произволу, преследуя какие-то свои цели, исторический процесс. Действительно, история — это результат взаимодействия множества людей, который получается как общая равнодействующая разных их устремлений и целей, которые каждый человек перед собой ставит и которых он добивается. Из-за того, что люди не всегда достигают того, что они хотят, отнюдь не следует, что всякие их индивидуальные стремления и действий ничего не значат для истории. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей, постольку, поскольку включена в нее. Ф. Энгельс писал по этому поводу, что цели и результаты действительно людей не совпадают, ибо, как правило, в результате получается не что такое, чего никто не ожидал и никогда не хотел. Развивая эту мысль, Р. Арон полагает, что нельзя искать смысл истории в некоторой конечной исторической цели. Он критикует тех ученых, которые строят планы будущих мировых цивилизаций. Эти философы в своих планах исходят из строгой детерминированности исторических событий. Поэтому невозможно заранее построить теорию истории.
История отличается от природного процесса, поскольку она – в людях, наделенных сознанием. Именно люди хранят и умножают веками сложившиеся традиции, без них истории не будет. Исторический процесс может прерваться, писал К. Ясперс, если люди забудут о том, чего они достигли, или если достигнутое ими на протяжении жизни исчезнет из их жизни.
Существенно важным является вопрос о направленности исторического процесса. В этом случае обычно вычисляют две основные концепции философии истории: так называемую теорию «общественного круговорота» или локальных цивилизаций и культур и теорию общественного прогресса.
Тезис учения Н.Я. Данилевского состоит в том, что никакой всемирной цивилизации не существует, а есть лишь отдельные «культурно-исторические типы». Ядром каждого из этих типов являются «исторические нации», которые отличаются от неисторических тем, что имеют свою собственную идею и задачу. Поэтому те или иные политические формулы, выработанные одним народом, только для этого народа и годятся. Кроме исторических наций, по мысли Данилевского, есть еще народы-неудачников, но разным причинам лишенные собственной идеи и поэтому оказавшиеся лишь этнографическим материалом. Вывод из такой концепции, думается, понятен: с этнографическим материалом можно поступать так, как обычно и поступают с материалом.