Филосовский принцип действия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Что же представляет собой история философии, каков конкретный круг ее проблем? Отвечая на этот вопрос, мы можем вслед за Гегелем сказать, что центральная проблема истории философии — это проблема существования всемирной истории человечества, проблема механизмов и фаз становления и перспектив дальнейшего развития человечества как целостного интегративного образования исторической жизни.

Содержание

Введение
Философский принцип развития
Идея развития и принцип историзма
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 66.00 Кб (Скачать)


Введение

3

Философский принцип развития

4

Идея развития и принцип историзма

8

Список используемой литературы

12

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Что же представляет собой история философии, каков конкретный круг ее проблем? Отвечая на этот вопрос, мы можем вслед за Гегелем сказать, что центральная проблема истории философии — это проблема существования всемирной истории человечества, проблема механизмов и фаз становления и перспектив дальнейшего развития человечества как целостного интегративного образования исторической жизни.

Нужно сказать, что проблема всемирности человеческой истории, возможности рассматривать развитие отдельных стран, народов и цивилизаций как единый целостный процесс имеет два различных аспекта. Как и во всех предыдущих случаях анализа системных объектов, мы можем рассматривать целостность истории в субстанциальном и интегративном планах, имеющих разное отношение к предмету философии истории.

Процесс истории — существование конкретных обществ в реальном времени и пространстве — не сводится к процессам их саморазвития, но включает в себя сложнейшие процессы взаимодействия саморазвивающихся стран и народов. Подобное взаимодействие имеет конкретное событийное наполнение, однако за всеми уникальными, неповторимыми актами завоеваний, торговли, культурных обменов и т. п. стоят некоторые закономерности, становящиеся предметом философского рассмотрения.

Именно философия истории должна раскрыть родовую природу и исторические формы таких сложнейших, неоднозначных явлений мировой истории, как империализм или колониализм, которые не могут быть поняты в рамках имманентного в неисторического изучения «общества вообще» и отдельных типов его организации. Очевидно, самый глубокий анализ законов строения, функционирования и развития рабовладения, капитализма или реального социализма сам по себе не даст нам должного понимания сходств и различий между имперской жизнью Древнего Рима, устройством Британской империи или существовавшего еще недавнего социалистического лагеря.

Философский принцип развития

ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.

Философия является теоретическим ядром мирововоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

РАЗВИТИЕ — поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Развитие противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение имевшихся объектов совершенно новыми. Идея развития начала складываться в античности, но в 18 в. И. Кант называл ее «рискованным приключением разума», поскольку многие области невозможно было представить как развивающиеся («небесный» мир, органическая природа и др.). Сам Кант применил идею развития для объяснения происхождения Солнечной системы.

Попытки создать универсальную теорию развития, описывающую механизм развития в любой произвольно взятой области, начиная с эволюции живых существ и кончая эволюцией времени и Вселенной, на сегодняшний день окончились безрезультатно.

Вопрос о том, что есть развитие и имеет ли место развитие природы - один из важнейших философских вопросов. Уже древние философы ставили эти вопросы. Так, древнегреческий философ Анаксимандр (V в. до н.э.) считал всего сущего вечное и беспредельное начало - апмейрон, которое управляет всем. Он полагал, что мир возник в результате борьбы противоположностей, в первую очередь, тепла и холода. В недрах беспредельного начала возникает зародыш будущего мира, в котором влажное ядро окружено огненной оболочкой. Под воздействием жара этой оболочки влажное ядро высыхает, причем выделяющиеся  из него пары раздувают оболочку, которая, в конце концов, лопается. В результате происходит образование плотной земли. Обосновывая свою теорию происхождения мира, Анаксимандр, пожалуй, впервые в философии выдвигает идею эволюции природы. По его мнению, живые существа зародились во влажном иле, некогда покрывшем землю. Когда земля стала высыхать, влага скопилась в углублениях (образовались моря) и некоторые животные вышли на сушу. Среди них были рыбообразные существа, в чреве которых развились люди. Когда люди выросли, покрывшая их чешуйчатая оболочка развалилась.

В требовании одновременного рассмотрения отрицания и утверждения, в обнаружении гибкости понятий заключаются элементы изучения Платона о развитии, его диалектика. Кстати, это понятие уже в то время получило широкое распространение. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины через сопоставление противоположных мнений, а также само движение мысли от низших понятий к высшим.

Элементы учения о диалектике как, о теории развития содержаться и в философии Аристотеля. По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство "материи" и "формы". Форма материальна, но она некая потусторонняя сущность, привходящая в материю из вне. Иными словами, развитие у Аристотеля - это ряд статистических уровней совершенствования, в котором нет еще синтеза восходящего движения (как это станет потом у Г.Гегеля), но нет уже движения по кругу (как у Гераклита).

Антиномии состоят из двух положений, в которых неизбежно запутывается разум человека, когда пытается решить вопрос о мире как, безусловно, целом:

  1. Мир конечен во времени и пространстве; мир бесконечен во времени и пространстве.
  2. Все в мире просто и неделимо; все в мире сложно и делимо.
  3. В мире существует свобода, в мире нет свободы  и все совершается с необходимостью.
  4. Существует Бог, как первопричина мира; нет никакой первопричины мира.

С точки зрения И.Канта такие противоречия в разуме возникают постоянно. Следовательно, человеческий разум противоречив. Однако И.Кант все же считал это противоречия мнимыми, т.к. мир для человека есть непознаваемая "вещь в себе" (непознаваемая сущность).

С точки зрения Гегеля, диалектика, рассматривающая предмет в единстве его противоположных определений, является учением о самодвижении понятий. Следовательно, развитие, по Гегелю, есть саморазвитие понятия, его самодвижение, а развитие в природе и обществе является снимком с поступательного движения понятия, существующего независимо от природы и человеческого сознания. Иными словами, у Гегеля развитие идет от идеи к природе. Природу он не считает развивающейся (она лишь разнообразиться в пространстве).

Диалектическое учение Гегеля было материалистически переработано К.Марксом. У Гегеля мышление и его развитие выступает творцом действительности (и тем самым как бы "стоит на голове"). Диалектика К.Маркса исходит из реального самодвижения в природе и обществе. 

Принцип развития является одним из основных не только в рамках диалектико-материалистической философии, но и для современной науки.

Развитие всегда связано с материальным или нематериальным носителем. Вне конкретных систем развития не существует.

Развитие и механическое движение (перемещение) являются противоположностями, составляющими содержание движения, как всего изменения.

Развитие - это всегда качественное изменение вещей и процессов. Поэтому неслучайно, что оно связано с комплексом изменений в составе их элементов, структуры, т.е. в самом их качестве. Важнейшим признаком развития является необратимость процессов изменения. Необратимость, если даже имеет место повторение (круговорот) – это всегда возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше. Другим важным признаком развития является его направленность, т.е. изменение качества системы в определенном направлении и по определенным законам. При этом развитии может, естественно, быть как прогрессивным (направленным вперед), так и регрессивным (направленным вспять). Следовательно, развитие - это процесс направленного, необратимого, качественного изменения систем.

Развитие может быть однолинейным и многолинейным; прямолинейным и зигзагообразным; общим и локальным, ускоренным и замедленным, гармоничным и дисгармоничным и т.д. Это все разные типы, виды, формы развития, которые могут осуществляться в природе и обществе. Естественно, в реальных конкретных ситуациях они переплетаются друг с другом, создавая тем самым сложную картину многообразия и богатства природных связей, действительности. Эта сложная картина многообразия и богатства связей действительности находит свое отражение в трех законах диалектики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея развития и принцип историзма.

ИСТОРИЗМ — одна из центральных категорий исторических наук, истолковывающих мир — и прежде всего социальную жизнь — как постоянное обновление (становление) и использующих временной ряд «прошлое—настоящее—будущее» («было—есть—будет»). Из многочисленных значений термина «Историзм» можно выделить следующие два основных: 1) определенность настоящего прошлым и/или будущим; 2) определенность прошлого и будущего настоящим. В неисторических науках, подобных физике, химии или экономической науке, мир понимается как постоянное повторение (бытие); в их основе лежит временной ряд «раньше—одновременно—позже», исключающий «настоящее» и «стрелу времени». Аналогом понятия историзм в такого рода науках является понятие детерминизма, или определенности последующего предшествующим, и наоборот.

Применение принципа развития, историзма в исследовании общества – ключевой вопрос социальной философии. Вместе с тем, при всякой попытке осмыслить исторический процесс вообще какой-либо смысл, и имеет он какую-нибудь направленность?

Многие философы и историки уделяли этому вопросу очень большое внимание. В частности, русский философ Н. А. Бердяев в работе, которая так и называется «Смысл истории», писал, что «история лишь в том случае имеет смысл, если будет конец истории, если будет в конце воскресение, если встанут мертвецы с кладбища мировой истории и постигнут всем существом своим, почему они истлели, почему страдали в жизни и  чего заслужили для вечности; если весь хронологический ряд истории вытянется в одну линию и для всего найдется окончательное место». Как видим, Н. А. Бердяев  пытается рассмотреть историю через судьбу каждого человека, через его чаяния, страдания, действия в хронологической цепи событий исторического процесса. Он считает, что история есть, поистине, драма, имеющая свои акты от первого до последнего, имеющая свое начало и свое внутреннее развитие, свой конец.                                                                                                                                                                        К.    Маркс тоже внес свою лепту в теорию начала и  конца истории. Правда, он говорил о конце не истории, а предыстории, поскольку подлинную историю он связывал с построением коммунистического общества. При этом коммунизм, по его мнению,— это не цель, не идеал, не состояние, к которому должно стремиться человечество, а действительное движение вперед, которое отражает существующее состояние общества.

Французский философ Раймон Арон (1905—1983) считает, что нельзя рассматривать смысл истории с точки зрения будущего человечества, независимо от того, какие будут провозглашены цели: Царство Божие или коммунизм. Никто не имеет права, да практически и не может направлять по своему произволу, преследуя какие-то свои цели, исторический процесс. Действительно, история — это результат взаимодействия множества людей, который получается как общая равнодействующая разных их устремлений и целей, которые каждый человек перед собой ставит и которых  он добивается. Из-за того, что люди не всегда достигают того, что они хотят, отнюдь не следует, что всякие их индивидуальные стремления и действий ничего не значат для истории. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей, постольку, поскольку включена в нее. Ф. Энгельс писал по этому поводу, что цели и результаты действительно людей не совпадают, ибо, как правило, в результате получается не что такое, чего никто не ожидал и никогда не хотел. Развивая эту мысль,   Р. Арон полагает, что нельзя искать  смысл истории в некоторой конечной исторической цели.  Он критикует тех ученых, которые строят планы будущих мировых цивилизаций. Эти философы в своих планах исходят из строгой детерминированности  исторических событий. Поэтому невозможно заранее построить теорию истории.

История отличается от природного процесса, поскольку она –  в людях, наделенных сознанием. Именно люди хранят и умножают веками сложившиеся традиции, без них истории не будет. Исторический процесс может прерваться, писал К. Ясперс, если люди забудут о том, чего они достигли, или если достигнутое ими на протяжении жизни исчезнет из их жизни.              

Существенно важным является вопрос о направленности исторического процесса. В этом случае обычно вычисляют две основные концепции философии истории: так называемую теорию «общественного круговорота» или локальных цивилизаций и культур и теорию общественного прогресса.             

Тезис учения Н.Я. Данилевского состоит в том, что никакой всемирной цивилизации не существует, а  есть лишь отдельные «культурно-исторические типы». Ядром каждого из этих типов являются «исторические нации», которые отличаются от неисторических тем, что имеют свою собственную идею и задачу. Поэтому те или иные политические формулы, выработанные одним народом, только для этого народа и годятся. Кроме исторических наций, по мысли Данилевского, есть еще народы-неудачников, но разным причинам лишенные собственной идеи и поэтому оказавшиеся лишь этнографическим материалом. Вывод из такой концепции, думается, понятен: с этнографическим материалом можно поступать так, как обычно и поступают с материалом.

Информация о работе Филосовский принцип действия