Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:47, реферат
V — IV века — период интенсивнейшего развития греческой философии, создания основных философских систем древности. К этому времени относится и материализм Демокрита, и идеализм Платона. В своей философской системе Аристотель сделал попытку объединить материализм Демокрита и идеализм Платона. Им было высказано очень много ценных мыслей и положений, имевших огромное значение для дальнейшего развития философии.
Философская система Аристотеля.
V — IV века — период интенсивнейшего развития греческой философии, создания основных философских систем древности. К этому времени относится и материализм Демокрита, и идеализм Платона. В своей философской системе Аристотель сделал попытку объединить материализм Демокрита и идеализм Платона. Им было высказано очень много ценных мыслей и положений, имевших огромное значение для дальнейшего развития философии.
Философия
Аристотеля явилась вершиной развития
древнегреческой философской
Самостоятельная философская позиция
Аристотеля началась с критики идеализма
Платона. В связи с этим широко известно
высказывание Аристотеля: "Платон мне
друг, но истина дороже".
Почему же Аристотель критикует платоновское учение об идеях?
Аристотель
критикует это учение по нескольким
направлениям. Прежде всего, основной
аргумент заключается в следующем.
Если идеи - это сущности вещей, то, следовательно,
невозможно, чтобы сущность и вещь
существовали раздельно. Иными словами,
сущность и то, сущностью чего она
является, должны существовать вместе.
Они не могут отрываться друг от
друга. Поэтому необходимо объяснить
то, как сущность существует в вещах,
а не отдельно от них в каком-то
особом мире.
Кроме того, Аристотель считает, что допущение
такого идеального мира на самом деле
не облегчает наше познание, а наоборот
затрудняет его. По мнению Аристотеля,
необходимо познавать мир, в котором живет
человек. Наука должна дать людям ориентиры
для деятельности в этом мире. Платон же
предлагает другую задачу: познавать тот
мир, который для нас еще менее доступен,
чем имеющийся под руками. Таким образом,
Платон удваивает грандиозность и сложность
задачи - познавать надо не один мир, а
два, причем второй - мир идей - более недоступен,
чем первый.
Помимо этого, Аристотель усматривает
в учении об идеях целый ряд внутренних
противоречий. Один из таких аргументов
касается проблемы соотношения единого
и многого.
Следующий
аргумент, получивший название "третий
человек", касается проблемы общего
и частного. Платон считает, что идея
выражает общее, присущее вещам. То есть
для каждого общего нужна идея.
Несомненно, такое общее существует,
поскольку вещь подобна идее. Но
тогда для этого подобия должна
существовать третья идея - идея подобия,
то есть общего между идеей и вещью.
При этом для вещи, идеи вещи и
идеи подобия вещи и идеи также
необходимо существует общее, а именно
идея, связывающая их. Вскрытые Аристотелем
противоречия платоновской философии
заставили его отказаться от теории идеального
мира. Те, кто пытался объяснить мир из
воды, огня, земли и воздуха, то есть природных
стихий и атомов, указывают только один
из возможных видов причин, а именно - материальную
причину. Но на самом деле, считает Аристотель,
для объяснения вещи этого совершенно
недостаточно. Вещи, явления, по Аристотелю,
могут иметь, по крайней мере, четыре вида
причин: материальную, производящую (движущую),
формальную и конечную (целевую).
Например, если рассмотреть такую вещь,
как глиняный горшок. Его материальной
причиной является глина, из которой он
слеплен. Но, чтобы горшок появился на
свет, гончар должен был слепить и обжечь
его, то есть преобразовать глину, придав
ей некоторую форму. Таким образом, гончар
выступает в качестве производящей, движущей
причины, которая воздействует на материальную
причину. Но одних физических усилий горшечника
недостаточно. Приступая к созданию горшка,
гончар имел в виду некий исходный проект
(замысел) вещи. То есть в его сознании
была некоторая форма, которую он стремился
придать явлению. При другом замысле получилась
бы совсем иная вещь. Это и есть формальная
причина. Наконец, создавая горшок, гончар
преследовал определенную цель - сделать
горшки, которые можно было бы продать
на рынке. Эта конечная причина является
целью всего процесса создания горшка.
Аристотель учит тому, что, если мы хотим объяснить какое-либо явление, то нельзя ограничиваться только одной - двумя причинами, необходимо выявлять все причины. Аристотель ставит ряд вопросов: Что такое причины? Как они связаны между собой? Из четырех видов причин (материальная, движущая, формальная, целевая) Аристотель выделяет две главные - материальную и формальную. Он говорит о том, что действующая причина и целевая причина являются, по сути, разновидностями формальной причины.
Тогда
возникает вопрос: как соотносится
формальная и материальная причины?
Главная идея Аристотеля здесь состоит
в том, что материя и форма
соотносительны. То есть, нет как таковых
материи и формы. Например, по отношению
к кирпичу глина выступает как материя.
Но тот же самый кирпич может выступать
материей по отношению к зданию, которое
сложено из кирпичей. Следовательно, кирпич
и форма для глины, и материя для дома.
В свою очередь, дом является формой для
кирпичей и
в то же время материей для города. Самым
замечательным выводом из построений
Аристотеля явилось создание им формальной
логики - науки о формах и законах мышления.
Если Платон первым выделил область идеального,
как особый предмет познания, то Аристотель
впервые открыл рациональные способы
его познания. Логика Аристотеля на долгие
века стала чрезвычайно действенным инструментом
научного доказательства. Ее создание,
вкупе с учением о причинности, системным
видением мира, пониманием задач научного
познания, подкрепленные обширным комплексом
результативных исследований, который
провели Аристотель и его ученики в самых
разных областях, знаменовало рождение
античной, а вместе с тем, и мировой науки.
Нельзя сказать, что Аристотель создал
науку. Ее рождение заняло у древних греков
примерно 200 лет и потребовало усилий множества
выдающихся умов. Но можно смело утверждать,
что после трудов Аристотеля рождение
науки стало свершившимся фактом.
Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, любовь, счастье.
Основополагающие
категории бытия человека, определяющие
его жизнь - это творчество, любовь, счастье,
игра, труд, вера, смерть, смысл жизни и
др. Я вам расскажу про творчество, любовь
и счастье.
Творчество
Проблема творчества является одной из самых загадочных, волнующих и злободневных. Вероятно, никогда в прошлом оно не было предметом такого пристального внимания философов, психологов, социологов и педагогов, как сейчас. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды творчества — творчество в науке, технике, искусстве, — его психологические основы и т.п. Применяется и соответствующая методология: естественнонаучная, философская или психологическая. Так, психология исследует творчество как классическими методами (самонаблюдение творца, изучение биографических данных, анкетирование, интервьюирование), так и современными (выявление прямого и побочного продуктов предметного действия, кинорегистрация движения глаз и т.п.).
Проблема творчества стала предметом специального изучения только и XX веке, в связи с появлением массовой культуры, которая при своем широком распространении неизбежно ведет, но нашему мнению, к угасанию творческого потенциала нации или народа. В то же время во многих направлениях своего развития человеческое общество или зашло и тупик или подходит к нему - это проявляется в грозящей экологической катастрофе, в росте насилия и преступности, во вспышках национализма, в падении роли и престижа религии и т.п. И все больше растет необходимость в новых идеях, в новых радикальных ренетах спасения, в людях, мыслящих оригинально, способных к новому видению, к открытию новых перспектив.
Попытки понять и описать феномен творчества сразу наталкиваются па неразрешимые парадоксы: люди, много знающие о творчестве, сами не творят (разве что пишут интересные статьи и книги по проблеме творчества, что тоже в определенном смысле является творчеством). Тот же, кто творит, создает совершенно новые ценности в науке или искусстве, чаше всего не знает, как он это делает (а то, что он потом рассказывает теоретикам творчества, особой ценности не представляет, ибо никаких общих выводов или рекомендаций из его сугубо индивидуального опыта получить нельзя).
Когда мы говорим о творчестве, то прежде всего имеем в виду великих людей: писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда он пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в неё что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.
Гениальность - это прежде всего внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества. Только такое первотворчество и есть исток и основа любой творческой деятельности.
Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе, вычитанные из книг, - ничего нового не создашь. Нужно самому измениться, нужно научиться все время удивляться миру, все время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество — это образ жизни.
Каждый ребенок в детстве, в пору формирования личности должен что-то «увидеть», не важно что, но важно, чтобы увиденное глубоко запало ему в душу, в память сердца, чтобы произошло «прикосновение» к миру и родилось изумление перед ним, будь то солнце, пробивающееся через кроны деревьев, или полная луна в бездонном весеннем небе. Если не было такого видения, то не возникло и главных условий для творчества, для того, чтобы человек стал творцом.
Проблема творчества как самосовершенствования человека тесно связана с проблемой соотношения закона и благодати. Отсутствие законов, правового и морального регулирования сделали бы жизнь в обществе невозможной. Но соблюдение закона - это эмпирический уровень (хотя закон имеет определенные метафизические основания, вытекающие из природы человека). Благодать - особое состояние души. Для обыкновенного человека - не святого - благодать, отмечал Бердяев, дает лишь мгновения радости и блаженства. В эти мгновения просыпается и растет его душа, приходит любовь к миру и людям, истинное понимание своего места в мире, смысла своей жизни. Все остальное время человек живет в эмпирическом мире, руководствуясь законами и принципами этого мира. Но если нет таких мгновений «прозрения», то духовности вообще и нравственности в частности просто не на чем держаться, последняя выступает для человека чисто внешним принуждением, которому он до поры до времени подчиняется. Она не затрагивает его сущности, не происходит внутреннего роста и созревания, человек остается цивилизованным животным.
Говоря о проблеме творчества, нельзя не коснуться очень странной и интересной проблемы, выдвинутой русскими мыслителями - проблемы «теургии». Дело в том, что высшие достижения культуры не суть новое бытие, новая жизнь - они несоизмеримы с творческим порывом, с творческим заданием. Творческий порыв, направленный ввысь, пресекается тяжестью этого мира и направляется вниз. Вместо нового бытия появляются книги, картины, учреждения, вместо новой жизни - научные гипотезы и теории, объясняющие, как её, эту новую жизнь, создать. Культурные ценности создаются творческим актом человека. Но всегда есть, полагал Н.Бердяев, несоответствие между творческим актом, творческим замыслом и творческим продуктом. Творчество - это огонь, а культура - охлаждение огня. Творческий акт - это взлет, победа над тяжестью объективированного мира, продукт творчества в культуре есть уже притяжение вниз. В культуре происходит как бы отчуждение, экстериоризации человеческой природы. Такая трагическая неудовлетворенность культурой не чувствуется массой потребителей культуры, но она остро переживается ее творцами.
Творцы всегда недовольны своими достижениями, их всегда не удовлетворяет уровень развития культуры, поэтому всегда остается конфликт и непонимание между духовными исканиями творческого меньшинства и интересами, аппетитами пассивного большинства.
Творческое
меньшинство постоянно
Невозможность
творить новое бытие составляет
трагедию творчества. Это основная проблема
нашего времени: художник пытается творить
бытие, а творит только символы. Каждый
художник на свой лад пытался эту проблему
разрешить. Вся жизнь Л.Толстого была мучительным
переходом от творчества совершенных
художественных произведений к творчеству
совершенной жизни. Толстому, писал С.Булгаков,
было недостаточно одной литературы, он
видел, как мало она в действительности
изменяет окружающую жизнь, и решился
на религиозно-аскетический подвиг - отказался
от своего искусства. Толстой, правда,
так и остался писателем. И тем не менее
- попытка разрешить противоречие между
искусством и жизнью, попытка найти в себе
силы, которые выше искусства и в то же
время только с помощью искусства могут
стать силами, преображающими мир. Своей
жизнью, освещаемой ослепительным рефлектором
небывалой мировой славы, он дал людям
нечто более захватывающее и поучительное,
чем все его великие художественные произведения
и все его богословские трактаты, он дал
— свою жизнь.
Любовь
Любовь — самый верный свидетель существования. Только находясь в состоянии любви, человек чувствует, что действительно живет, а не через него что-то живется, случается помимо его воли или желания, чувствует это каждую минуту так же, как идеально здоровый спортсмен чувствует каждую клеточку своего молодого тренированного тела.
С точки зрения философии, то, что я кого-нибудь люблю, объясняется не предметом любви, а моей способностью любить. Больше никакими причинами нельзя объяснить возникновение любви. Например, я люблю этого человека, потому что он (она) очень красивый. Но есть тысячи более красивых людей, почему я остановился именно на этом? Я люблю, потому что он умный. Но разве за это любят? Я люблю его, потому что он богатый — это уже совсем несерьезная причина для любви.
Любят не за что-то, любят, потому что любят. Для любви нет причин, как нет причин для добрых поступков, нет причин для существования совести. А когда есть такие причины, то ни любви, ни совести нет. Хотя психологически любовь всегда объясняется конкретными причинами, и любящий искренне верит в то, что его избранник самый красивый или самый умный.
Человек делает добро, поступает по совести не потому, что преследует какую-нибудь конкретную цель, а потому что он добр, совестлив и не может жить иначе. Человек любит потому, что не может не любить, даже когда обнаруживает, что любимый на самом деле не обладает особыми достоинствами. Любящий видит в любимом то, чего не видят другие, чего весь мир не видит. Человека невозможно познать с помощью тестов, опросов и других исследований. Но есть одно безошибочное средство узнать человека — надо его полюбить.