Философы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:31, доклад

Описание работы

Сократ (ок. 470/ 469 – 399 г. До н. э. ) , афинский философ, удостоившийся поистине вечного памятника – диалогов Платона, в которых Сократ выведен главным действующим лицом. Сократу было 37 лет, когда началась Пелопоннесская Война. На войне Сократ отличился в сражениях при Потидее, Делии, а также при Амфиполе.

Работа содержит 1 файл

философы.docx

— 22.11 Кб (Скачать)

Сократ (ок. 470/ 469 – 399 г. До н. э. ) , афинский философ, удостоившийся поистине вечного памятника – диалогов Платона, в которых Сократ выведен главным действующим лицом. Сократу было 37 лет, когда началась Пелопоннесская Война. На войне Сократ отличился в сражениях при Потидее, Делии, а также при Амфиполе. Важнейшим этапом в становлении Сократа как мыслителя явилось провозглашение его “ мудрейшим из людей” Дельфийским оракулом (об этом повествует Платон в Апологии Сократа). Размышляя об этих словах и сопоставляя их с собственным убеждениям в том, что он “знает только то, что ничего не знает”. Сократ пришел к выводу, что это убеждение и делает его мудрейшим , поскольку другие люди не знают даже этого.  В пожилом возрасте Сократ вступил в брак.  Учения Сократа, выраженное в терминах любовной символике, воплощалось в личности самого Сократа, и , быть может, именно это обеспечило ему неувядаемую славу.

Пифагор в истории обозначается как влиятельнейший философ не только своего времени, но и среди своих предшественников и последователей. Значительное количество легенд и мифов связанно с его именем. Величайший, неоценимый вклад внес Пифагор и в математику. Все мы знаем знаменитую теорему Пифагора! Созданная собственноручно Пифагором школа сыграла огромнейшую роль в математике, с еепомощью в математику твердо вошло положение о необходимости строгих доказательств.  Для нас Пифагор – в первую очередь математик но для своих современников он прежде всего был религиозным пророком, воплощением высшей мудрости. Пифагор считал, что существует три типа существ – боги, простые смертные и «похожие на Пифагора» Пифагор изучал душу как инструмент, и занимался ее настройкой. Я выбрал именно его, потому что Пифагор был и остается величайшим философом в мире. Ведь ели «быть», то «быть великим»

Аристотель(384-322гг. до н.э.), в отличие от Платона, - прежде всего систематизатор всего античного знания. Аристотель - отец современного европейского знания, науки. Трудно назвать хоть одну отрасль науки, которая не находила бы начала у Аристотеля. Он, скорее, ученый, а не философ. Создает универсальную систему знания. Работы Аристотеля охватывают практически все области античного знания: 1. Логика. В средние века логические работы Аристотеля были объединены под латинским наименованием "Органон". 2. Работы из области теории физики; о частях животных - биология, входит в физику. 3. То, что после физики - метафизика (общие вопросы бытия). 4. Практическая философия-этика, политика и т.д. 5. Эстетика.  Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: "Платон мне друг, но истина дороже!". Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают свое притязание на власть в государстве на том, что имущественное благосостояние - удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов: общей же пользы ни одна из этих форм не имеет. Наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента( под средним элементом Аристотель имеет в виду "средний" между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. 
 

Платон - один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества. Он внес огромный вклад во многие сферы философии, и его идеи оказали разностороннее влияние на западную социальную мысль, например, на политическую науку и теории образования. В учении Платона многие в том числе и я видели образец для собственных идеалистических построений и гипотез. Между идеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая связь. Но в этой связи есть особенность, которая сообщает ей характер воззрения чисто античного, древнегреческого. Религиозные источники платоновской философии неотделимы от мифологии, а сама мифология несёт на себе печать платоновской диалектики. Из сочинений Платона черпали идеи не только корифеи объективного идеализма - Плотин, Августин, Эриугена, но и мыслители, учёные Возрождения - Николай Кузанский, Кампанелла, Галилей, Декарт. Полное собрание сочинений Платона насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют развитие философии Платона .Практически все известные сочинения Платона написаны в форме высокохудожественных диалогов - тетралогий, которые наглядно демонстрируют развитие философии Платона. Платон - один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни. Не будь книг Платона , мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений, в чем их завлекающая сила! Платон- неотъемлемая часть мировой философии!

Конфуций  родился в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Его рождению сопутствовало много чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?» Мне очень нравится это его выражение. Сейчас большинство преподавателей придерживается мнения, что кто не учится, так выучу насильно, при чем неважно хочет ли человек получит эти знания и каким образом они будут им приняты. Радует то, что кроме таких преподавателей мне встречались по большей части люди, от которых прямо таки хотелось получать знания. Ведь когда человек не хочет что то делать то хуже будет и тому кто дает информацию и тому кто ее воспринимает. «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю». Ученики Конфуция записали его высказывания, обобщив их в книге «Лунь юй», название которой принято переводить как «Беседы и суждения». Она состоит из коротких записей бесед Учителя с последователями, из лаконичных афоризмов Конфуция и описаний важных эпизодов его жизни. Мы должны быть благодарны людям, которые сохраняют и передают нам свои знания! Ведь если бы не они, то мы бы так и не узнали кто же такой Конфуций! Так будем же достойны этих знаний. 
 

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в селе Рёкен в Саксонии, Целью всех своих работ Ницше ставил новое значение человеческого существования в бессмысленном мире. В отсутствие трансцендентальной силы человек сам должен создать свои ценности. Труды Ницше представляют собой критический анализ старой системы ценностей в попытках создать новую. Для европейцев христианско-иудейская религиозная традиция была источником старых ценностей, так что Ницше атаковал ее в своей «Генеалогии морали» (1887) и «Антихристе» (1888). Ницше сформулировал последнюю проверку утверждения сверхчеловека: невзирая на всю цикличность черных и белых полос в жизни, сверхчеловек ничего не меняет в этом устройстве.

Иммануил Кант метафизик (1724–1804) родился в городе Кёнигсберге. В «Критике» практического разума» Кант утверждает, что мораль предусматривает веру в Бога, свободу и бессмертия, потому что без их существования не было бы морали как таковой. В «Критике способности суждения» применяет свой критический метод к эстетическим и теологическим суждениям. Главная цель этой работы – найти мост между мирами чувств и разума, которые резко различаются в своей теоретической и практической философии. Этот мост строится из концепций красоты и целеустремленности, которые бы позволили соединить две реальности.

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (- 1770-1831) – немецкий философ. Родился он в Штудгарде. За всю свою жизнь Гегель издал четыре важных философских труда: «Феноменология Духа» - 1807, «Наука логики» - 1812-16, «Энциклопедия философских наук» - 1817, 1827, 1830 и «Философия права» - 1821. Его лекции по истории философии, эстетике и религии были напечатаны уже после его смерти. В своей «Философии права» Гегель классифицирует три географические части мира: Африку, Азию и Европу и определяет их при помощи соответствующих фаз: восточной, греческой, римской, немецкой (мировой). Немецкую фазу он отслеживает еще с начала Средневековья, определяя его как первый шаг в развитии фазы. Второй этап породил феодальную монархическую систему, а третий начал период Реформации. В перспективе Гегеля эта фаза заканчивается эпохой Просвещения, которую заканчивает революция. Восточная история в доминанте имеет деспотизм, греческая – демократию, европейская – аристократию, переходящую в конституционную монархию.

Вольтер.Настоящее имя Вольтера– Мари Франсуа Аруэ (1694–1778). Писатель, философ, общественный деятель и неустрашимый боец за справедливость он был лицом французского Просвещения. Вольтер, наверное, был самым представленным человеком во множестве сфер жизни и одним из самых агрессивных творческих людей Франции. Большая часть его жизни прошла в жестокой борьбе против l'infame – общественной концепции, объединявшей в себе мракобесие и свод суеверий, широко распространившейся на территории Европы того времени. Именно она представлялась Вольтеру антиподом здорового объединенного развитого общества. Он питал нескрываемое отвращение к невежеству, которое тогда частично поддерживала церковь, из-за чего у него постоянно возникали довольно серьезные проблемы. Философия Вольтера построена на скептицизме и рационализме. Своими взглядами он во многом обязан Локку, Монтэню и Бейлю. Невзирая на тяготение к открытости и логике, он часто сам себе противоречил. Так он в некоторых местах будет говорить о том, что человеческая природа, как и природа животного, остается неизменной всю жизнь, но в то же время он будет широко распространять свое мнение о том, что на прогресс и гуманизацию общества существенно влияют искусства, науки и коммерция. В политике он был за реформы, но боялся невежества и фанатизма людей, а также насилия, которое влечет за собой революция.  Что же касается религии, то Вольтер придерживался того, что христианство это вера для горничных и портных, для элиты же он рекомендовал простой теизм. С другой стороны, он был настроен против атеизма и материализма Гельвециуса и Гольбаха. Великий француз говорил так: «Если бы Бога не существовало, Его бы не изобрели» - это высказывание даже превратилось в поговорку. Его девиз «Ecrasez l'infame!» (Долой невежество!) был неоднократно истолкован как против церкви, так и против режима вообще. Неизмеримо влияние Вольтера на популяризацию наук и философии. Но все же, самым выдающимся его достижением стали работы в сфере истории. Его цикл о Луи.

Эрих  Фромм родился в Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900 года. Он вырос в ортодоксальной еврейской семье, но в раннем возрасте отказался от религиозных догм, когда осознал, что они служат для того, чтобы держать человечество в узде. Его академическая карьера была впечатляющей: он учился в университетах Франкфурта и Мюнхена, а также получил профессора Гейдельбергском университете. Позднее он пошел на психоаналитические тренинги в престижном институте психоанализа в Берлине, находившемся под управлением таких известных фрейдистов как Ганс Захс и Теодор Рейк. После реализации короткой карьеры психоаналитика, он оставил нацистскую Германию в 1934 году и приобрел постоянное место жительства в США. Фромм преподавал в Колумбии, Мичигане и Мексике. В 1962 году он стал профессором психиатрии Нью-йоркского университета. Искренний и глубокий гуманизм изливается их всех произведений Фромма. Он был в основном сконцентрирован на реальности человеческого существовании полном раскрытии его потенциала. Он доискивался сути человека, значения жизни, природы индивидуального отчуждения в современном технологическом мире. Глубоко уязвленный деструктивным влиянием двух мировых войн Фромм постоянно писал об угрозах технологии и о том, что гонка вооружений не может быть здоровым явлением. Вера в будущее человека и единение человечества – вот основа для его гуманистического видения.

Больше всего на образ мышления Фромма повлияли Фрейд и Маркс. По своей интеллектуальной ориентации он фрейдист, Фромм практиковал в клинике, но позже ушел намного дальше, чем терапевтические принципы Фрейда и стал его самым активным критиком. Вместе с Карен Хорни, Гарри Салливаном и Карлом Юнгом, Фромм считался ревизионистом Фрейда и родоначальником нео-фрейдизма. Он отверг теорию либидо, Эдипов комплекс и инстинкты жизни и смерти как основу постоянства человеческих видов. Вместо этого он настаивал на культурных изменения и влиянии большого отрезка истории, социальных условий и других подобных факторов на характер человека. Концепция бессознательного и динамическая концепция характера считались самыми большими достижениями Фрейда. Заданием аналитической социальной психологии Фромм считал понимание бессознательного человеческого поведения как результата социо-экономической структуры общества на основе базовых человеческих психических порывов. Кроме того, характер индивидуальности имеет корни в структуре либидо общества, как сочетании основных человеческих позывов и социальных сил. В последних своих анализах Фромм отвергал теорию Фрейда как авторитарную, репрессивную, культурно ограниченную, позволяющую индивидуальности обойти конфликт между обществом и личными ценностями, приняв буржуазные нормы.

………………………………

К современным течениям философии относится более двух десятков школ: экзистенциализм, неотомизм, постпозитивизм, либерализм, структурализм и другие. Образование новых философский структур часто связано с разрушением или трансформацией старых, поэтому некоторые имена упоминаются в двух, а то и большем количестве школ. Например, Карл Поппер считается как основателем постпозитивизма, так и представителем критического рационализма.

Информация о работе Философы России