Философско-правовая мысль Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:07, доклад

Описание работы

Jus divinum, jus sacrum - «божественное право есть священное право» - этот тезис сопровождает философско-правовую мысль на протяжении всего Средневековья (V- XIV вв. нашей эры). На место всеобщего морального закона, проповедуемого философией стоиков, христианство источником нравственного закона ставит премудрость и волю Божию, также и естественное право рассматривается теперь как отражение божественной справедливости согласно предначертаниям Творца. .

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

Философско-правовая мысль  Средневековья

Jus divinum, jus sacrum - «божественное право есть священное право» - этот тезис сопровождает философско-правовую мысль на протяжении всего Средневековья (V- XIV вв. нашей эры). На место всеобщего морального закона, проповедуемого философией стоиков, христианство источником нравственного закона ставит премудрость и волю Божию, также и естественное право рассматривается теперь как отражение божественной справедливости согласно предначертаниям Творца. Система естественного права Средневековья образовалась из сочетания римского права и правоположений Священного Писания. Идея естественного права носила теократический характер.

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики, одним из выдающихся «отцов церкви» был Аврелий Августин (354 - 430). Главные его трактаты «Исповедь» и «О граде Божием». Основной идеей его религиозной философии является познание Бога и Божественной любви - вот цель и единственный смысл человеческого духа. Бог - это единое, совершенное, абсолютное бытие, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Во всей природе ничего не может произойти без участия сверхъестественных сил.

Августин  полагал: цель и смысл человеческой жизни - счастье, которое достигается в Боге. Главный тезис учения - первенство веры над разумом. Наивысший авторитетный источник веры - церковь как единственная непогрешимая последняя инстанция всякой истины. Идея неравенства отстаивается им как вечный и неизменный принцип общественной жизни. Земная иерархия - отражение иерархии небесной, «монархом» которой является Бог. Пытаясь предотвратить обращение народных масс к еретическим учениям, Августин ссылается и на христианскую идею равенства всех людей перед Богом - все люди происходят от одного праотца.

Августин  выдвигает мысль о единстве человеческой и божественной истории, которые текут в противоположных, но взаимно неразделимых сферах. Содержанием их является бой двух царств (градов) - Божиего и земного. Божий град представляет меньшую часть человечества. Это те, кто своим морально-религиозным поведением заслужили у Бога спасение и милосердие. В земном граде, напротив, остаются самолюбивые, алчные, эгоисты, люди, забывающие о Боге. Божий град постоянно усиливается в общественно-историческом развитии, особенно после прихода Иисуса. Главная предпосылка принадлежности к граду Божиему - смирение и покорность перед Богом и церковью.

Правопорядок  на земле не способен установить сам  человек. Его создал Бог после  грехопадения первых людей, чтобы уберечь  последующие поколения от гибели в пучине зла и бесчисленных преступлений. Основание правопорядка - это страх Божий. Бог, грозя человеку наказанием, тем самым помогает ему удержаться на краю бездны зла.

Мыслителем, который предпринял попытку систематизировать  христианские идеи, свести их в единое непротиворечивое целое, стал Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). Его философско-правовые воззрения изложены в трактатах «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

Основные  положения права и закона трактуются Фомой  в контексте христианских представлений о месте и назначении человека в божественном миропорядке. Освещая эти вопросы, он постоянно обращается к положениям античных авторов о естественном праве и справедливости, учению Аристотеля о политике и о человеке как «политическом существе» и т. д.

Государство, по мнению Аквинского, является созданием человека, который выполняет  веление Бога.  Человек - существо разумное, обладающее свободной волей. Разум (интеллектуальные способности) - корень всякой свободы. Свободная же воля - это добрая воля.  Свобода - способность человека действовать в соответствии с разумно познанной необходимостью, вытекающей из божественного статуса, характера и целей порядка мироздания и обусловленных этим законов.

Эти положения он конкретизирует в  своем учении о законе и праве. Закон у него выступает как  общее правило. Он должен выражать общее  благо всех членов общества и устанавливаться  всем обществом или теми, кому оно  доверило попечение о себе. Важная характеристика закона - его обнародование. Без обнародования он не может быть ни правилом, ни мерилом человеческого поведения.

Аквинский классифицирует законы на вечные, естественные, человеческие и божественные.

Вечный закон - это всеобщий закон миропорядка, который выражает божественный разум как верховное общемировое начало, абсолютное правило и принцип, управляющий всеобщей связью явлений мироздания. Он источник всех других законов.

Непосредственное проявление этого  закона - закон естественный: природа и все существа (и человек) движутся к цели, предопределенной законами природы.

Человеческий закон определяется Фомой Аквинским как положительный  закон, который обеспечен принудительной санкцией против его нарушений. Человеческим законом считает он лишь установления, соответствующие естественному закону (веления физической и нравственной природы человека). В противном случае такие установления не закон, а искажение его. С этим связывается разграничение им справедливого и несправедливого человеческого (положительного) закона. Цель человеческого закона - общее благо людей. Положительный закон должен устанавливать правила, посильные для выполнения обыкновенными, несовершенными в своем большинстве людьми. С этим связана одинаковость (равенство) требований, которые предъявляются положительным законом ко всем людям во имя общего блага.

Божественный закон – закон, данный людям в божественном откровении (Ветхом и Новом Завете). Он необходим как дополнение к человеческим правилам: для указания на конечные цели человеческого бытия; как высший и безусловный критерий для руководства в спорах о должном и справедливом, о человеческих законах; для направления внутренних (душевных) движений человека; для искоренения всего злого и греховного, в том числе и того, что не запрещается человеческим законом.

Трактовка законов дополняется  Фомой учением о праве.

Право - это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость же предполагает отношение человека к другим людям, а не к себе и состоит в воздаянии каждому своего.

Право (праведное, справедливое) определяется как известное действие, уравненное в отношении к другому человеку в силу определенного способа  уравнения. При уравнении по природе  вещей речь идет о естественном праве, при уравнении по человеческому волеустановлению - о гражданском, положительном праве. Право, устанавливаемое человеческой волей (человеческим законом), Аквинат называет также человеческим правом.

Закон здесь выступает как источник права. Но человеческая воля (и волеизъявление) может сделать правом лишь то, что соответствует (не противоречит) естественному праву.

Естественное право - общее для всех живых существ (животных и людей). Право же, относящееся только к людям, Фома Аквинский называет правом народов.

Божественное право делится на естественное божественное (непосредственные выводы из естественного закона) и позитивное божественное (право, данное Богом еврейскому народу).

Таким образом, Фома Аквинский разработал в целом последовательный и глубокий христианско-теологический вариант юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в томистских и неотомистских концепциях естественного права.

В целом следует отметить, что  главная особенность философских  учений христианского Средневековья состоит в их теоцентрическом характере. Принцип теоцентризма, последовательно проводимый и Августином, и Фомой Аквинским, утверждал Бога как центр мироздания и главного хранителя мирового и социального порядка. Бог выступал как законодательное первоначало, из которого исходят все религиозные, моральные и правовые нормы. Благодаря божественному покровительству социальная жизнь людей не превращалась в хаос, а сам человек успешно боролся с дьявольскими искушениями, толкавшими его к порокам  и преступлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная,

 

 

 

 

http://freepapers.ru/56/ponyatie-trudovogo-prava/27172.174371.list3.html


Информация о работе Философско-правовая мысль Средневековья