Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 08:30, реферат
Эпоха Возрождения — новое явление не только европейской, но и мировой философии. Прежде всего, это новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а религия отходит на второй план, хотя и не отрицается. Новые ориентиры требовали освобождения разума от догматических принципов схоластики и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека. Мыслители Ренессанса не считают нужным погружаться в схоластические тонкости и смысловые оттенки абстрактных понятий и категорий.
Введение………………………………………………………….…………………..3
1. Принцип возрожденческой философии………………….……………………...4
2. Гуманизм.………………………………………………………………………….6
3. Мыслители эпохи Возрождения………………………………………….……...8
3.1.Николай Кузанский…………………………………………………………..8
3.2.Джордано Бруно………………………………………………………………9
3.3.Мишель Монтень…………………………………………………………….11
3.4.Пико дела Мирандола……………………………………………………….11
Заключение……………………………………...…………………………………..13
Список литературы………………...……………………………………………….
Если Бог — это мировое целое, то неразумно искать источник движения вне мира, он содержится в самом мире, во всех его составляющих частях, в минимуме. Материя есть вовсе не потенция, она есть самодвижущееся бытие. В мировом целом совпадают мировая душа и мировой разум. Мышление тоже есть движение. Весь мир выступает как нечто живое. Перед нами возрожденческий гилозоизм (от греч. "гиле" - материя и "зое" - жизнь).
Пора уже включать и геометрию в картину бытия, без этого нет возрожденческого мыслителя. Коперник доказал, что Земля движется вокруг Солнца, она вопреки античным и средневековым представлениям не является центром Вселенной. Небо как что-то достижимое отсутствует, следовательно, как позднее скажет Гегель, мир нигде не заколочен досками. Пространство бесконечно. Надо полагать, оно содержит не только наш мир, но еще и бесконечное число других миров. Бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров — такова логика Дж. Бруно. Современный ученый с такой логикой вряд ли согласится. Он будет решать уравнения и уже исходя из полученных решений судить о свойствах пространства и численности миров. Но Дж. Бруно — не современный ученый, он представитель другой эпохи, эпохи Возрождения. К тому же он вообще не естествоиспытатель, как, например, Н.Коперник, а прежде всего философ, поэт. Обратите внимание, насколько смел Дж. Бруно в своих выводах.
Пантеизм
Дж. Бруно уже не сдерживается ни
античными, ни средневековыми, ни даже
возрожденческими принципами. Дж. Бруно
стремится возвеличить личность, героическую
личность, а делает он это через пантеизм.
От типичного для эпохи Возрождения личностно-материального
понимания мира Дж. Бруно переходит к философии,
в центре внимания которой окажется человек
разумеющий и максимально деятельный.
Это уже новый переход от философии эпохи
Возрождения к философии Нового времени.
3.3.Мишель Монтень
Характеризуя духовную жизнь этой удивительной эпохи, нельзя, хотя бы вкратце, не упомянуть выдающегося мыслителя Мишеля Монтеня (1533—1592) — автора знаменитых «Опытов», мастера тонкого психологического анализа человеческой души, выдающегося писателя. Его «Опыты» проникнуты неотразимой притягательной силой, несут на себе отпечаток незаурядной личности автора. Глубоко отразив исторический опыт своей эпохи, эпохи Возрождения, воплотив ее лучшие гуманистические устремления, эта книга стала неисчерпаемым кладезем жизненной мудрости и тончайших наблюдений над тайнами человеческой души. Она и по сию пору сохраняет непреходящее историческое, философское, психологическое и эстетическое значение. Монтень доказывает в ней, что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым в определенной степени подчинены жизнь и деятельность людей в контексте социального бытия. Его скептицизм являет собой символ неуспокоенности ума, постоянных творческих исканий.
Монтень
провозглашал идею естественного равенства
людей и идеализировал «естественное
состояние» человечества, считая, что
счастливая жизнь и исключительно высокие
нравственные устои обусловлены отсутствием
сословного и имущественного неравенства.
Но все эти преимущества утрачены с развитием
цивилизации. Эти идеи нашли свое яркое
выражение в воззрениях Ж.Ж. Руссо. Вообще
Монтень пользовался исключительным влиянием
среди своих соотечественников в эпоху
Просвещения.
3.4.Пико делла Мирандола
Для мыслителя-гуманиста Пико делла Мирандола (1463— 1494) основной была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения. Пико делла Мирандола исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о «срединном» положении человека между миром земным, материальным, и божественным. Человек, созданный Богом, обладая свободой воли, может стать своим собственным скульптором: человек сам творит свою судьбу. Религиозные его воззрения являли собой пантеизм, который позже получил свое развитие у Б. Спинозы.
Он утверждал, что человек есть соединительная связь всей природы и как бы эссенция, составленная из всех ее соков. Поэтому тот, кто познает себя, познает в себе все. Пантеистические воззрения этого мыслителя сближали его с Николаем Кузанским.
Гуманистическая струя, ярко характеризующая всю эпоху Возрождения. Как в поэтических произведениях, так и в философских трактатах мыслители проводится идея ценности земной жизни, критического отношения к официальной религии и ее представителям и, главное, постулируют новое отношение к Человеку, его чувствам, его месту в мире.
Список литературы