Философское учение Гегеля о государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 20:42, реферат

Описание работы

Философия права Гегеля одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет. Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность.

Содержание

Введение

Глава I

Философия права Гегеля

Глава III

Философское учение Гегеля о государстве

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Гегель Айки реферат.docx

— 68.72 Кб (Скачать)

       Представление о таком государстве отражают ряд существенных характеристик буржуазной государственности в Англии и Франции. В Германии и в то время были полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-правовые порядки, иначе говоря, Прусское государство того времени находилось ниже уровня обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея государства была скорее в кантовском, чем в гегелевском, смысле - долженствованием, а не действительностью.

       Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе - свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни. Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как “политическое государство” - являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.33

       Согласно  Гегелю, античное  представление о государстве у Платона и Аристотеля субстанционально, но лишено момента субъективности воли и индивидуальной свободы, в воззрениях же Руссо, напротив, отсутствует субстанциональный взгляд на государство. Гегелевский синтез субъективной и объективной воли, субстанционального и индивидуального исходит из того, что государство как субстанциональное нравственное целое, первичное по отношению к своим составным моментам и есть разумная в себе и для себя всеобщая воля.

       Идея  государства, по Гегелю, проявляется  трояко:

       1) как непосредственная действительность  в виде индивидуального государства;

       2) в отношениях между государствами  как внешнее государственное  право;

       3) во всемирной истории.

       Государство как действительность конкретной свободы  есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию.

       Тремя разными властями, на которых подразделяется политическое государство являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя. Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников, считает надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

       Гегель  считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за ограниченное единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его “текучими членами”. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

       Гегель  критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Поясняя характер компетенции монарха, отличает, что в благоустроенной конституционной монархии объективная сторона государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное “я хочу”.34

       Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственная чиновничья бюрократия характеризуются Гегелем как главная составная часть среднего сословия, в которой сосредоточены государственное сознание и образованность. Восхваляя  чиновничество, Гегель считает его главной опорой государства “в отношении законности и интеллигентности”.35

       Законодательная  власть, по характеристике Гегеля, - это власть определять и устанавливать всеобщее. Две палаты составляют законодательное собрание. Палата пэров формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения. палата же депутатов образуется из остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и тому

       По  мнению Гегеля “нравственный момент войны не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность”.36 Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию. Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право - это, по Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование.

       Заключение

     Задачу  философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и  право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах.

     Философия права не должна заниматься ни описанием  эмпирически существующего, действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций  на будущее. Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании  права и государства.

     Гегель  включал в понятие права гораздо  более широкий круг общественных явлений, чем это было принято  в философии и юриспруденции  начала 19 века.

     Политический  идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу  с дворянством и установлению конституционного строя в Германии путем медленных, постепенных реформ сверху.

     В учении о внешнем государственном  праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в  целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в  то же время оправдывает возможность  решения споров международного характера  путем войны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации.

     Гегель, говоря о том, что философия способна лишь понять, но не омолодить некую устаревшую форму жизни уходящую в прошлое современность, сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полет лишь с наступлением сумерек. По прошествии более полутора веков после начала своего полета эта птица, бившаяся в силках различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, предстает уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов приобретал все новый и новый облик. Галерея этих обликов обширна, но не исчерпана, поскольку жизнь гегелевской философии права - в  оценках,  интерпретациях и иных многообразных связях с современностью - продолжается.

     В конце концов Гегель понимает войну  не как субъективное зло, а как внешнюю случайность. В настоящее время война для мирового сообщества это абсолютное зло, с чем нельзя было бы согласиться с Гегелем. Все негативные проявления человечества необходимо решать мирным путем, путем мирных переговоров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы:

  1. Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Издательство “Мысль”, Москва - 1990 г.
  2. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии.
  3. Гегель Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. издательство “Мысль”. Москва - 1990 г. с. - 60.
  4. Гегель Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. издательство “Мысль”. Москва - 1990 г. с. - 59.
  5. Гегель Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. издательство “Мысль”. Москва - 1990 г. с. - 297.
  6. Гегель Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. издательство “Мысль”. Москва - 1990 г. с. - 296.
  7. Гегель. Наука логики. Т. 3 . Москва, 1972 г. с. – 289
  8. - 1990 Гегель . Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Издательство “Мысль”. Москва г. с. – 247
  9. 1990 Гегель . Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Издательство “Мысль”. Москва г. с. – 62.
  10. Гегель. ФП. Академия наук СССР. Институт философии. Издательство “Мысль”, М. 1990, с. – 64.
  11. Гегель. ФП. Академия наук СССР. Институт философии. Издательство “мысль”, Москва - 1990, с. – 65.
  12. Гегель. ФП. Академия наук СССР. Институт философии. Издательство “Мысль”, Москва, 1990 г. с. - 228
  13. Гегель. ФП. Академия наук СССР. Институт философии. Издательство “Мысль”. Москва - 1990. с. – 319.
  14. Гегель. ФП. Академия наук СССР. Институт философии. Издательство “Мысль”. Москва - 1990. с. – 336.
  15. Гегель. ФП. Академия наук СССР. Институт философии. Издательство “Мысль”. Москва - 1990. с. – 359.
  16. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. т. III, с. – 102
  17. Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Издательство “Наука”, М.- 1970 г. с. – 30
  18. В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983, с. – 20.
  19. А.А. Пиотковский. Уч. Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. , М. 1963, с. – 96

Информация о работе Философское учение Гегеля о государстве