Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:14, контрольная работа
Зачатки философского понимания права восходят к глубокой древности, но четкое воплощение этот подход получил в классической немецкой философии, у Канта и Гегеля.
Вопрос «что такое право», - рассуждает Кант – «может, смутить правоведа»: «... что говорят или говорили законы в том или ином месте, в то или другой время, он еще может указать; но право ли то, чего они требуют и каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правое и неправое, - это остается для него тайной, если он хоть на время не оставляет указанные эмпирические принципы и не ищет источник этих суждений в одном лишь разуме (хоти бы упомянутые законы и служили ему для этого хорошим руководством), чтобы установить основу для возможного положительного законодательства»1.
Философское понимание права……………………………….3
Формула и содержание философского понимания права …5
Значение философского понимания права………………….11
Библиографический список………………………………..……..12
Эта формула воспроизводится и в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых в 200 г.
«Право, - читаем в этом документе, - содержит в себе некоторый минимум нравственных норм обязательных для всех членов общества... Основополагающий принцип права – «не делай другому того, чего не желаешь себе»7.
Право
вносит свою очень существенную специфику
в универсальный принцип
В
области правового
Ясно,
что к правовому регулированию
любое общество прибегает только
в тех случаях, когда нарушение
нормы приобретает значительную
социальную опасность.
Гегель
полагал, что философское понимание
права предназначено для
Это верно с той точки зрения, что в повседневной жизни следует руководствоваться позитивным правом (прикладное понимание у Гегеля носит вполне позитивистский характер), поскольку оно обязательно.
В то же время нет оснований отказывать в возможности критически оценивать действующие законы, исходя из философского понимания нрава, и сознательному гражданину, и практикующему юристу, думающему не только о заработке.
Кант не делает таких оговорок, выдвигая «всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правое и неправое».
Его
определение права представляет
собой общую абстрактную
Но эта абстракция очень важна и для законодателя, и для юриста, и для любого гражданина, ибо она позволяет «установить основу для возможного положительного законодательства».
«Понятие права, - пишет Кант, - это чистое, но направленное на практику понятие».
Всеобщий
критерий или принцип права должен
постоянно применяться при
Библиографический
список
1.Алексеев П.В. Философия. Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. - 580 с.
2.Бержелъ Ж.-Л. Общая теория права. - С. 442.
3. Малиновский А.А. Злоупотребление правом. М., 2002.; Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права. Саратов, 2004.
4.Нерсесянц В.С. Философия права. / 2-е изд., перер. и доп./ М., Норма, 2008. – 848 с.
5.Новгородцев П.И. «Об общественном идеале». – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1032 с.
6. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 295 с.
7.«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2001. С. 31-32.
8.Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 715 с.
9.Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. - М.: Юристъ, 2001. - 376 с.
10.Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 584 с.
11.Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
12.Чичерин
Б.Н. Наука и религия. М., 1879. - С. 143.