Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:58, реферат
Соловьев говорил:"...я стыжусь, следовательно существую, не физически только существую, но и нравственно, я стыжусь своей животности, следовательно я существую как человек"
Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье известного русского историка, профессора Московского университета Сергея Михайловича Соловьева. Ему принадлежит особое место в истории русской философии. Он стал родоначальником целого направления, школы русской идеалистической философии, вслед за которым шли Н.Бердяев, П.Флоренский и другие. Его роль в развитии отечественной философской мысли сравнима с ролью Гегеля в немецкой философии или с ролью Аристотеля в античной, поэтому трудно переоценить значение его творчества для национальной и мировой культуры.
Всероссийский
заочный финансово-
Контрольная работа по философии
ФИЛОСОВФСКОЕ
ЭССЕ
Проверил: Котенко Татьяна Ефимовна
Архангельск
2008
Соловьев
говорил:"...я стыжусь, следовательно
существую, не физически только существую,
но и нравственно, я стыжусь своей животности,
следовательно я существую как человек"
Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье известного русского историка, профессора Московского университета Сергея Михайловича Соловьева. Ему принадлежит особое место в истории русской философии. Он стал родоначальником целого направления, школы русской идеалистической философии, вслед за которым шли Н.Бердяев, П.Флоренский и другие. Его роль в развитии отечественной философской мысли сравнима с ролью Гегеля в немецкой философии или с ролью Аристотеля в античной, поэтому трудно переоценить значение его творчества для национальной и мировой культуры.
Наибольшее
распространение получила работа «Оправдание
добра». К сожалению, кроме этой работы
ни одна больше не вышла, т.к. неожиданно
в расцвете творческих сил Владимир Соловьев
умер 30 июля 1900 года в возрасте 47 лет. Проблема
соотношения добра и зла волновала философов
во все времена. И эта книга является ещё
одной из попыток вновь обратиться к этой
проблеме. Почему же именно этой книге
уделяется огромное и пристальное внимание?
"Оправдание добра" - уникальная работа.
В этой книге впервые за всю историю этики
обобщается теоретическая работа о добре,
содержательно раскрывающая и утверждающая
его. "Оправдание добра" уникальна
еще и потому, что она оптимистична по
своему духу и твердо противостоит пессимистическим
и негативистским концепциям морали.
В своей работе Владимир Соловьёв выделяет три основных нравственных чувства человека: чувство жалости, чувство благоговения перед высшим и чувство стыда. Действительно, начало нравственного совершенствования заключается в трех основных чувствах, присущих человеческой природе и образующих ее натуральную добродетель: в чувстве стыда, охраняющем наше высшее достоинство по отношению к захватам животных влечений; в чувстве жалости, которое внутренне уравнивает нас с другими, и, наконец, в религиозном чувстве, в котором сказывается наше признание высшего Добра. На последнем чувстве я заострю своё внимание более подробно.
Давно известно, что человек – это такое существо, которому нельзя дать однозначную оценку. Свойства его натуры слишком разнообразны и противоречивы: красота и величие сосуществуют с агрессивностью и злобой, ленью и завистью, коварством, хитростью и массой других грехов и пороков. В связи с этим возникает вопрос о возможности однозначно положительной оценки природы человека с нравственной точки зрения. Владимир Сергеевич подчёркивает наличие у человека таких, качеств, которые отсутствуют у всех других животных. Например, чувство стыда, которое "есть уже фактическое безусловное отличие человека от низшей природы". В отличие от человека ни одно животное не стыдится своих физиологических актов. Человек же стыдится, когда животное начало берет в нем верх над человеческим. Чувство стыда удивительно, потому что его невозможно объяснить какими бы то ни было биологическими или физиологическими причинами, пользой для особи или для рода. Оно имеет другое, более серьезное значение: оно свидетельствует о высшей по сравнению с животными, нравственной природе человека: если человек стыдится своей животности, следовательно, он существует как человек; если человек стыдится, следовательно, он существует не только физически, но и нравственно. Человек стыдится господства материальной природы в себе, он стыдится быть ей подчиненным, и тем самым он признает, относительно ее, свое достоинство и внутреннюю независимость, в силу чего он должен обладать материальной природой, а не наоборот.
Относительно низшей природы нравственный закон, обобщая непосредственное чувство стыдливости, повелевает нам всегда господствовать над всеми чувственными влечениями, допуская их только как подчиненный элемент в пределах разума; здесь нравственность уже не выражается (как в элементарном чувстве стыда) простым, инстинктивным отталкиванием враждебной стихии, или отступлением перед нею, а требует действительной борьбы с плотью.
Философ связывает чувство стыда с принципом аскетизма. Для человека характерно сознание своего нравственного достоинства, которое полусознательно и неустойчиво в простом чувстве стыда. Действием же разума оно возводится в принцип аскетизма. Философ полагает, что духовное начало человека противодействует материальной природе. Это противодействие выражается в стыде и развивается в аскетизм. Причиной его является не природа сама по себе, а влияние ее "низшей жизни", которая стремится к подчинению разумного существа человека и превращению его в "придаток слепого физического процесса".
Анализируя
размышления Владимира
Я
считаю, что чувство стыда является
одним из гарантов личной нравственности
человека. Ведь человек, обладающий таким
чувством, не будет делать даже попыток
убить, украсть, причинить иной вред другим
людям. Такой человек стыдится быть плохим,
он уже не только может не делать зла, он
теперь не может делать его и будет от
него отказываться. Он теперь будет творить
добро.
Список используемой литературы: