Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 11:21, реферат
Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.
Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно - переживание человеком своего “бытия-в-мире”.
При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.
1.Введение -------------------------------------------------------------------------стр1-2
2.Философский экзистенциализм. Общая характеристика экзистенциализма.
--------------------------------------------------------------------------------------стр3-6
3. Немецкий экзсистенциализм (К.Ясперс, М.Хайдеггер)-----------------стр6-11
4. Экзистенциалистическая философия во Франции (Ж.П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель)-------------------------------------------------------------------------стр11-20
5. Заключение---------------------------------------------------------------------стр20-24
6. Список литературы---------------------------------------------------------------стр25
Философский труд венчает то, с чего он начинался. Нам нужно расстаться с эпохой. В очистительном бунте наконец-то рождается подлинный человек. «Тетива натянута, лук скрипит. Напряжение все сильней - и прямая жесткая стрела уже готова устремиться в свободный полет».
Таким был своеобразный, до предела социологизированный и идеологозированный экзистенциализм Камю, развившего в ХХ в. Многие идеи иррационализма, волюнтаризма и нигилизма своего известного предшественника, ставшего изгоем цивилизации, философа-бунтаря Фридриха Ницше.
Основателем французского католического экзистенциализма был Габриэль МАРСЕЛЬ.
Его философия носит
ярко выраженный религиозный характер.
Марсель, считая невозможным и неприемлемым
научное обоснование религии, отвергает
рациональные доказательства бытия бога
и утверждает, что бог принадлежит особому
миру "существования", недоступному
для объективнойнауки.
Бог, по Марселю, существует, но не обладает
объективной реальностью, не принадлежит
миру "вещей"; он "непредставляем",
"неопределим", его нельзя мыслить:
"мыслить веру - значит уже не верить".
Таким образом, апология христианства
Марселя резко отличается от традиционного
от католицизма схоластического метода.
В отличие от "мира объективности",
в сфере "существования"
исчезает граница между
Для экзистенциализма Марселя характерно
противопоставление ДВУХ
ПОНЯТИЙ - проблемы и таинства. Первое
характеризует "мир объективности",
второе -сферу "существования".
"ПРОБЛЕМА, - гласит определение
Марселя, - есть нечто встреченное и преграждающее
мой путь. Она всецело передо мной".
В этом случае я рассматриваю нечто со
стороны, подхожу к нему объективно, как
к находящемуся вне и независимо от меня.
Проблема находится в сфере логического.
ТАИНСТВО - это понятие, которое Марселем
противопоставляется понятию "проблема".
Таинство не противопоставляет субъект
объекту, "Я" - "не-Я", познающего
- познаваемому. Оно включает, вовлекает
меня самого, мое существование, сливает
воедино "Я" и "не-Я", выводит
за границы созерцательности, стирает
грань между "вне меня" и "во мне".
Тем самым оно преодолевает объективный,
логический подход.
Итак, в сфере "существования" мир
перестает быть "проблемой" и становится
"таинством". Объективность всячески
исключается из понимания отношений, связей,
зависимостей.
В сфере "существования" у Марселя
принципиальное место занимает "интерсубъективность",
а не объективность. "Объективная реальность"
уступает место "второму лицу". "Присутствие"
становится одной из основных категорий.
Причинная связь вместе с другими формами
объективных взаимозависимостей теряет
онтологическое значение. На их место
приходят любовь, привязанность, вера,
верность, ответственность, уважение,
послушание, доступность. "Быть - это
быть любимым" - характерная для этой
онтологии формула. Причем это распространяется
не только на отношения между людьми, и
вообще живыми существами, но на все отношения
вообще.
Онтология Марселя не
является натуралистичной. Явления природы
мало интересуют Марселя. Его онтология
резко антинатуралистична. Но коль скоро
в ней заходит речь об отношении к природным
вещам, оно устанавливается по образу
и подобию интерсубъективной эмоциональности.
Объективное познание природы не ведет,
по Марселю, к истине. "Как может, - риторически
вопрошает он, - то, что мы называем реальность,
или, если кому угодно природой, дать ответ
человеку в его поисках истины?"
Удивление, восхищение, причастность
- основные характеристики "бытия-в-мире".
Именно здесь один из основных переходов
от "антропологии" к теологии: явления
природы как творения не ведут в царство
"безличного", а служат для человека
одним из источников восхищения их творцом.
Философия Марселя, по сути дела, не антропоцентрична.
Любовь к людям покоится на любви к богу
и отношении к другим как "детям божьим";
братство людей - это братство во Христе.
Философия Марселя по сути теоцентирчна. Мир в целом для Марселя - не более чем связующее звено коммуникации с его творцом, как и другие "Ты", приобщающие "Я" к абсолютному "Ты".
Теперь обратим
внимание на различение категорий "быть"
и "иметь", которые широко используются
в экзистенциалистских
"ИМЕТЬ" - это отношение к вещи,
к объекту, к тому, что может быть отделено,
отчуждено от меня, к чему я могу быть непричастным.
"Быть тем или иным", напротив, неотделимо
от меня.
В этом отличие того,
что я имею, от того, что я есть.
Марсель вводит здесь построение, аналогичное
разделению "неподлинного" и "подлинного"
существования у Хайдеггера.
Категория "БЫТЬ" и связанная
с ней идея воплощения раскрывают у Марселя
проникновение в "таинства" бытия-в-мире.
Идея воплощения переносится Марселем
на всю природу, которая превращается
в воплощение абсолютного"Я".
Итак, экзистенциализм выступает против
субъект-объектных, вещных, предметных
отношений как не раскрывающих сути бытия.
Марсель рассматривает обобщение и абстрагирование
как величайшее философское зло. Он зовет
отрешиться он абстрактного мышления
и повернуть к конкретному, единичному,
индивидуальному - от "сущего" к отдельным
существам во всем их своеобразии, со всеми
их отличительными особенностями.
НАУКА, по мнению экзистенциалистов,
обладая механизмом универсализации,
всюду внедряет "дух абстракции",
в котором все конкретное, "личностное"
уничтожается, заменяется "безликим",
"общезначимым".
"Никогда не следует забывать, - пишет
Марсель, - что если превосходство науки
состоит в том, что она для всех, то этому
превосходству сопутствует тяжкое метафизическое
возмездие; наука для всех только потому,
что она ни для кого в отдельности".
Марсель критикует "индустриальное общество", считая практическим эквивалентом "духа астракции" функционализацию, обезличение, "омассовление" человека, "распыление" личности в обществе. Марсель рассматривает технический прогресс, организованность, планирование, коллективизм как возрастающую угрозу антииндивидуалистических сил, направленных к гибельному растворению личности в обществе.
Мировоззренческие взгляды экзистенциалистов получили разную оценку со стороны других западных философских школ, в центре которых - изучение человека. В 70-е - 80-е годы влияние экзистенциализма как самостоятельного философского течения стало заметно ослабевать, уступая место другим направлениям западной социальной мыслью.
Заключение.
В 60-70-е годы прошлого века экзистенциализм, став одним из самых популярных направлений западной философии, приобретал множество последователей и сторонников по всему миру. Особенно восприимчивой к его идеям оказалась художественная интеллигенция и студенческая молодежь. Важное значение для человечества конца двадцатого века имели предупреждения экзистенциализма против безоглядной веры в науку и технику, против недобросовестности приспосабливающегося к экономическим и социальным реалиям сознания (т.е. против конформизма). Экзистенциализм по-новому и весьма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей. фашистские режимы, опирающиеся на низменные и животные инстинкты людей. Одиночество, индивидуализм, утрата чувства сопричастности происходящему, неприкаянность - вот главные черты менталитета той эпохи. Именно в это время сформировался экзистенциализм - одно из Это было время осмысления пережитых потерь и разочарований, время предчувствия новых, еще более страшных потрясений, время кардинальных переоценок прежних идеалов и формирования новых. Если атмосфера начала ХХ века еще оставляла место для изысканных чувств, проникнутых светлой печалью, за которыми кроется надежда на лучшее, то война 1914-1918 годов показала человечеству реальность конца цивилизации. Словно из глубин первобытного сознания наружу вырвались самые темные стороны человеческой натуры: жестокость, стремление к превосходству, уничтожению. Были отброшены христианские ценности, культивировавшиеся на протяжении многих тысячелетий. В Германии, Италии и Испании зарождались и стремительно шли к власти самых иррациональных и пессимистичных философских течений, в котором, как в зеркале, отразилось общее мироощущение людей той эпохи.
Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом.
Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности.
Центральным понятием учения является экзистенция -- человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.
Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный мир" личности.
Жизненный мир - это не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности, субъективности. Одна из главных установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека. Имеет значение только его существование. Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и религия, хотя большинство представителей этой философии не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы.
Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о "пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная "пограничная ситуация" - это ситуация перед лицом смерти, "ничто", "быть или не быть" - в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром трансценденции - Бога - в религиозной разновидности экзистенциализма.
Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Для религиозного экзистенциализма главный момент выбора "за" или "против" Бога. "За" - значит, путь веры, любви, смирения. В результате человека ждет бесконечное блаженство. "Против" - означает отречение от Бога, чреватое божественной карой. В секулярной разновидности экзистенциализма главный момент выбора связан с формой самореализации личности. Это самореализация определяется фактом случайности человеческого бытия, его заброшенностью в этот мир. Заброшенность означает, что человек никем не создан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая, и ему не на что опереться.
Способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования - его свободы. Человек - это свобода. Экзистенциалисты подчеркивают, что человек свободен совершенно независимо от реальных возможностей осуществления его целей. Свобода человека сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать, делать выбор. Речь идет не о выборе возможностей для действия, а выражении своего отношения к данной ситуации. Таким образом, свобода в экзистенциализме - это прежде всего свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида. Следует признать сильную сторону в постановке проблемы свободы в экзистенциализме. Она заключается в стремлении подчеркнуть, что деятельность людей направляется прежде всего не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в тех или иных обстоятельствах мысленно реагирует не одинаково. От каждого человека зависит очень многое и не надо в случае отрицательного развития событий ссылаться на обстоятельства. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, в каждый конкретно-исторический момент существует не одна, а несколько. В наличии реальных возможностей развития события не менее важно и то, что люди свободны в выборе средств, для достижения поставленных целей. А цели и средства, воплощенные в действия, уже создают определенную ситуацию, которая сама начинает оказывать влияние. Слабость экзистенциалистского подхода состоит в неумении или нежелании увязать субъективные цели и намерения людей, субъективную позицию с внешними историческими детерминантами, с тем фактом, что каждый человек, рождаясь на свет, застает готовыми, сложившимися определенный уровень материальной и духовной культуры, систему социальных институтов... Он включен в это и ему приходится действовать в тех рамках, которые они диктуют. Со свободой теснейшим образом связана и ответственность человека. Без свободы нет и ответственности.
Если человек не
свободен, если человек в своих
действиях постоянно
Учение экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. С уходом из жизни основных представителей этого течения влияние экзистенциализма ослабло. Но его основные идеи были освоены другими направлениями современной философии.