Философские взгляды Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:53, реферат

Описание работы

. Сократ задавал свой действительно элементарный
вопрос (но только на первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал
на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все
того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал, и это
доходило до того, что собеседник, в конце концов, своим последним ответом
противоречил своему первому ответу.

Содержание

1. Введение. |2 |
|2. Сократовский поворот философствования от природы к человеку. |6 |
|3. Понятия морали, как главный предмет исследования Сократа (главное| |
|понятие - добродетель. ) |9 |
|4. Специфика сократского метода ведения диалога. |11 |
|5. Резюме. |16 |
|6. Эпилог.

Работа содержит 1 файл

филосовские взгляды Сократа.docx

— 47.34 Кб (Скачать)

непрерывная,  изо  дня  в  день  ведущаяся  пропагандическая    деятельность

Сократа.     Сократ  беседует  о  храбрости,  благоразумии,  справедливости,

скромности.   Он хотел бы видеть в  афинских  гражданах  людей  храбрых,  но

скромных,    не требовательных, благоразумных, справедливых в  отношениях  к

своим  друзьям, но отнюдь не к  врагам.  Гражданин  должен  верит  в  богов,

приносить   им жертвы и вообще исполнять все  религиозные  обряды,  надеяться

на милость   богов  и  не  позволять  себе  "дерзости"  изучать  мир,  небо,

планеты. Словом,   гражданин должен быть смирным, богобоязненным,  послушным

орудием в руках   "благородных господ".    Следует, наконец, упомянуть,  что

Сократ наметил  так  же  классификацию    государственных  форм,  исходя  из

основных  положений  своего    этико-политического  учения.  Государственные

формы, упоминаемые  Сократом,    таковы:  монархия,  тирания,  аристократия,

плутократия и демократия.

Монархия, с точки  зрения  Сократа,  тем  отличается  от  тирании,  что

опирается   на законные права, а  не  на  насильственный  захват  власти,  а

поэтому  и    обладает  моральным  значением,   отсутствующим   у   тирании.

Аристократию,  которая    определяется  как  власть   немногих   знающих   и

моральных людей, Сократ   предпочитает всем другим  государственным  формам,

в особенности направляя   острие своей критики  против  античной  демократии

как неприемлемой с  его   точки зрения безнравственной  формы  государственной

власти.

 

3. РЕЗЮМЕ

 

Сократ - противник  афинской демократии. На место  вопроса  о  космосе,

вопрос   о  человеке со всеми его связями  характерен  антропозитизм.  Сократ

претендовал  на   роль   просветителя.   Он   же   враг   изучения   природы

(вмешательства    в  дело  богов).  Задача  его   философии   -   обоснование

религиозно-нравственного    мировоззрения,  познание  природы  -   безбожное

дело. По  Сократу,  сомнение    ведет  к  самопознанию,  затем  к  пониманию

справедливости, права, закона, зла,   добра.  Он  же  сказал,  что  познание

человеческого духа - вот главное.    Сомнение  ведет  к  субъективному  духу

(человек), а затем  ведет к объективному   духу (бог). Опять же  по  Сократу,

особое значение имеет познание сущности   добродетели. Он поставил вопрос  о

диалектическом  методе  мышления.  Он  же    убедил,  что   истина   -   это

нравственность. А  истинная нравственность —  это   знание того, что  хорошо.

И  элитарность  знания  ведет  к   добродетели.   Он   дал     классификацию

государственных  форм:  монархия,  тирания,   аристократия,     плутократия,

демократия.   А   по   Сократу,   аристократия   -   это   наилучшая   форма

государственного  устройства.

 

4. ЭПИЛОГ

Сократ был цельным  человеком,  для  которого  собственная  жизнь  была

философской проблемой,  а  важнейшим  из  проблем  философии  был  вопрос  о

смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности,  от    всех

прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в  каком  бы  то  ни  было

расчленении самой философии.  Его мировоззрение было  столь же  цельным,

земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением  духовной  жизни  и

античного мира.

Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она  хорошо

потрудилась над  тем, чтобы  каталогизировать  одни  его  высказывания  как

этические,  другие  -  как  диалектические,  одни  -  как   идеалистические,

другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные,  другие  —

как  еретические.  Его  признавали  "своим"  самые  разные  идеологические

течения, ему в  вину ставились философские односторонности  и  однобокости,  в

которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы  идеологически

расчленяем философа нового  времени  на  различные  школы  и  направления,

Сократу, а тем  более к его предшественникам, неприменимы.

История хорошо поработала также над тем, чтобы все  мертворожденное  в

наследии  Сократа  довести  до  своих  крайних  пределов  окаменелости,  до

канонизированных  идолов  массового  сознания,  оттенив  тем  самым  живые  и

животворные родники  сократовской мысли - его иронию и  диалектику.

Список литературы:

 

1. "История философии"

Под редакцией Г.Ф. Александрова,  Б.Э.  Быховского,  М.Б.  Митина,  П.Ф.

Юдина.

Том I - Философия  античного и феодального общества.

2. "У колыбели  науки"

Волков Г. Москва 1971 г. 164 - 195 стр.


Информация о работе Философские взгляды Сократа