Философские взгляды С.Л. Франка и Л.П. Карсавина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

В российской мысли последних десятилетий проявился повышенный интерес к философии истории. Это не случайно. Трудности экономического и политического развития, с которыми постоянно сталкивается наша страна в сравнении со странами Запада, периодически потрясавшие ее революционные восстания и кризисы, вызывают попытки заново понять и осмыслить своеобразие исторического пути страны, дать новую, более взвешенную и объективную интерпретацию истории.

Содержание

Введение
Семен Людвигович Франк. Жизненный путь и формирование взглядов.
Понятия «общество» и «общественное» в социальной философии С. Л. Франка.
Взгляды на общество в политической философии С. Л. Франка
Лев Платонович Карсавин. Биография.
Карсавин - как сторонник теологической, богословской теории ценности.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

история русской философии.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Ты все  один: что будет, и что было, И  есть, и то, что может быть. Тебе Сияет все, как на небе светило, И движется, покорствуя Судьбе.

Безмерная в Тебе сокрыта сила. Являешься  в согласье и борьбе Ты, свет всецелый, свет без тьмы в себе. И тьма извне  Тебя не охватила

Ты беспределен: нет небытия.

Могу  ли в тьме кромешной быть и я?

Свой  Ты предел - всецело погибая.

Небытный, Ты в Себе живешь как я, Дабы во мне  воскресла жизнь Твоя. Ты - мой  Творец, Твоя навек судьба - я.

         Рассматривая себя в русле русской философии  всеединства, Карсавин вносит в эту  философию ряд важных особенностей. Это относится, во-первых, к конкретизации всеединства триединством. И во-вторых, к пониманию всеединства-триединства как диалектическому становлению личности.

         Абсолютное осмысляется  Карсавиным как Триединство в  связи с "православной религиозной  метафизикой". Принцип триединства не только увязывает Абсолютное с Пресвятой Троицей (такая связь подчеркивалась еще у отцов церкви), но стремится выявить структуру развития, его движение в тройственном ритме: первоединство - саморазъединение-самовоссоединение2. Если моделью "стяженного всеединства" может служить литературная форма "венка сонетов", то временное развертывание всеединства через триединство наглядно представляется стихотворной формой "терцин", к которой также обратился Карсавин в последний лагерный период своего творчества. "Терцины" (ими написана "Божественная комедия" Данте) как бы предполагают реализацию всеединства во времени: рифмовка первой строфы aba переходит в рифмовку второй ЪсЪ, вторая - в рифмовку третьей cdc, третья - в рифмовку четвертой ded и т.д. Вот пример карсавинских "терцин":

В сомнении коснею у порога Небытия ( - начала и  конца). - Нет без меня познанья, нет  и Бога:

Без Твари  бьпь не может и Творца, Как быть не может твари совершенной Без  Твоего тернового венца.

Но нет  меня без этой жизни бренной, Без адских мук, без неба и земли, Без разделенной злобою вселенной,

Без мерзких  гадов и ничтожной тли. Твоя Любовь меня усовершила В себе. Но разве  мы с Тобой могли

Забыть, не бывши сделать то, что было?. .

         Подчеркивая историческое развертывание всеединства через триединство, Карсавин усматривает основание развивающегося всеединства в личности: "Весь мир - всеединая личность в том смысле, что он - теофания [богоявление], т.е. Триипостасное Божество, чрез Ипостась Логоса причаствуемое тварным субстратом"; "Всеединая личность Логоса - идеал и существо тварного личного бытия. Но в твари мы должны учитывать ее несовершенство". Таким образом, Личность выступает как триединство в Пресвятой Троице. Но и человеческая личность "раскрывается как самоединство, саморазъединение ж самовоссоединение".

         Несовершенство твари  выражается в том, что она в  виде вещей и животных обладает лишь потенциальным и зачаточным личностным бытием. Вместе с тем индивидуальная человеческая личность не завершает  процесс личностного развития. Помимо индивидуальной личности Карсавин вводит понятие "социальной личности" и "симфонической личности". "Социальная группа" мыслится им как "некоторое целое", как "организм". Это и отдельные социальные группы или классы людей, нации, поместные церкви, культурные образования и т.д. Однако "социальная личность" может выражаться в индивидуальных личностях с разной степенью полноты. Несовершенство твари - это "ее разъединенность". Но помимо "несовершенной личности" существует "ее идеальный образ". "Симфоническая личность" - это совершенная социальная личность. С богословской точки зрения "симфоническая личность" - "полное и совершенное отображение Божьего Триединства". Говоря аксиологическим языком, "симфоническая личность" - это социальная личность в ее ценностном значении. Отсюда и образно-музыкальный термин "симфоническая".

         В своем учении о "симфонической личности" Карсавин развивает идею соборности Хомякова. Представление развития всеединства  как развитие личности и всеединого человечества, при котором "высшая личность рождает как свой момент низшую", позволяет Карсавину освободиться от символа Софии. Лишь в стилизованном под древнее произведение сочинении "София земная и горняя" (1922) Карсавин воспевал "Софию Предвечную" и писал: "Кто же Она как творенье свое? - Конечно, Слово и Ум, Ее самопостиженье. Слово же есть Человек, Человек - Соборность, Соборность - София". В трактате же "О личности" (1929) Карсавин "возрожденную тварную Софию", не отличающуюся от "Девы Марии", называет ангелом "всего оцерковленного человечества". Карсавинское понятие "симфонической личности" вобрало в себя, следовательно, символическую мифологему Софии.

         Карсавинская метафизика всеединства-триединства, соединенная  в середине 20-х гг. с идеологией евразийства, была неоднозначно воспринята русскими философами. Не сомневаясь в громадной историко-философской эрудиции и культуре философских размышлений Карсавина, в его воззрениях усматривали те или иные недостатки, несовместимые со взглядами критикующих. Так, Н.О. Лосский отмечал "пантеистический характер системы Карсавина" и видел его обнаружение в том, что "в ней отношение между Богом и космическим процессом является в некотором роде игрой Бога с самим собой". Н.А. Бердяев в 1939 г. критиковал Карсавина с точки зрения своей персоналистической философии (т.е. философии, провозглашающий приоритет свободы, творчества и ценности индивидуальной личности - персоны). "Совершенно непонятно, - писал он, - что, например, Карсавин отрицает существование человеческой личности и признает лишь существование Божественной личности (ипостаси). Он строит учение о симфонической личности, осуществляющей божественное триединство. Учение о симфонической личности глубоко противоположно персонализму и означает метафизическое обоснование рабства человека".

          Философия всеединства-триединства Л. Карсавина гонениями 40-х гг. и лагерной кончиной религиозного мыслителя была окрашена трагической судьбой. В этом аспекте обретает и новое звучание "глубинное ядро его философии, идея жизни-чрез-смерть". Мученическая смерть Карсавина и долгое замалчивание его творчества на родине в определенной степени способствовали пробудившемуся в 90-е гг. интересу к религиозно-философским трудам Карсавина, которые и за рубежом многие годы не переиздавались 
 
 
 

  Заключение

         В заключение хотелось бы отметить, что для С. Л. Франка был характерен всесторонний, целостный и диалектический подход к анализу социально-политических явлений и процессов. Он изучал их и как социолог, и как философ, и как религиозный мыслитель, постоянно фиксируя дуализм и внутреннюю противоречивость общественной жизни.

         Общество есть, согласно Франку, единое существо, самобытная, внутренне целостная реальность, особый, духовно связанный организм. Это не механическая сумма изолированных субъектов, это единство неких общих человеческих начал и сил, действующих в единичных людях и через их посредство сказывающихся в реальности их совместной жизни. Опираясь на свою теорию знания и на свое учение о душе человека, он показывает, что сознания различных индивидуумов не обособлены, а всегда до некоторой степени слитны и что общение индивидуальных сознаний есть «первичное свойство всякого сознания». Индивидуальное сознание не первично, оно лишь постепенно дифференцируется из сознания вообще, никогда не отрываясь от целого, так что индивид в подлинном и самом глубоком смысле слова производен от общества, как целого.

         Общественным идеалом, по мнению философа, является соборность, представляющая собой особую форму  социальной организации, свидетельствующую  о том, что за эмпирической связью людей стоит «идея-святыня», которой они служат, и которая является животворной силой, сплачивающей людей в подлинную целостность.

         С. Л. Франк вошел в историю социально-политической мысли как «либерал-консерватор» и государственник, стремящийся раскрыть метафизические начала политических процессов, увидеть их религиозно-этическую глубину. В настоящее время в нашей стране происходит процесс создания идеологической парадигмы и выработки национальной идеи на основе доминирования христианских ценностей. Поэтому обращение к философии С.Л. Франка является обоснованным, так как он освоил огромный этико-философский пласт христианской религии, истолковав некоторые аспекты ее с позиции рационалистического гуманизма.

         Л. П. Красавин недостаточно изучен. Первоначально его внимание привлекает история (средневековье – сосредоточие всех мистических тайн). Приходит к точке зрения метафизике всеединства. Л.П. Карсавин видит возможное возрождение России через православие, церковь и религиозность «русской души», а интеллигенция должна являться, по его мнению, носительницей духовности и нравственности, основанной на традициях русской культуры и православии.

         Все имеет 3 фазы. Бог  тоже имеет: Истину, Любовь и Всеблагость. Любовь противоположна Истине. В любви: Самоутверждение (стремление к власти, к обладанию); самопожертвование, воскрешение. Возвращение к себе, но на другом уровне.

         Личность тоже триединство: Единство (Дух), Множество (Телесность) и сама личность (соединение духа и  тела). Бог сотворяет возможность  личности. Полноценная личность. Полноценная личность, когда в ней божественное содержание. Состояние личности сейчас – это то, что человек сам захотел. Человек получил то, что просил – полусмерть и полужизнь. Что же такое зло, если Бог все видит? Зло – это неполнота проявления сущности. Бог, проявляясь, не может иметь адекватного выражения. У зла также нет никакой собственной сущности. Это ситуация отсутствия добра, которую человек называет злом. Бороться со злом невозможно. Не противтесь злу, ибо его нет. Сотворяйте добро. Красавин – моралист. Специфика человека в том, что он состоит из нескольких частей личности. Между ними нет зависимости. Свободная жизнь тела означает, что помимо разума есть движение к Богу. Можно определить 3 варианта взаимоотношения тела и духа: 1. Душа не дает телесным движениям существования. Душа думает о себе выше, чем обо всем остальном. Это гордыня. Неполноценное явление. 2. Душа рабствует перед телом. Тоже неполноценное явление. 3. Состремление души и тела, их двуединство. Вещи – потенциальные личности. Животные – зачаточные личности. Полноценной личностью можно назвать человека, который может сознательно управлять собой. В человеке симфонически соединены 2 начала: Тело и Дух. Природа – всеединая симфоническая личность. Иерархическое множество личностей разного порядка. Слов "личность" – связанность, стягиванность. То, что стягивает – семья, племя, народ, нация, человечество, культура. Удел человека – в соучастии в божественном творении. Как только личность содействует принципу любви, она существует в соответствии с Богом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список литературы 

1. Зеньковский  В.В. История русской философии. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

2. Франк  С.Л. Введение в философию. - СПб., 1993.

3. Франк  С Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992.

4. Франк  С. Л. Непостижимое // Сочинения. - М., 1990.

5. Франк  С.Л. Нравственный идеал и действительность //Непрочитанное : статьи, письма, воспоминания. - М., 2001.

6. Франк  С. Л. Очерк методологии общественных  наук. // Сочинения. - М., 1990.

7. Франк  С.Л. Проблема власти.//Философия  и жизнь. Этюды и наброски  по философии культуры. - СПб., 1910. 8. Франк С. Л. Реальность и  человек. - М.: Республика, 1997.

9. Франк  С.Л. Свет во тьме. - М.: Факториал, 1999.

10. Франк  С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.

11. Франк  С. Л. Философия и жизнь. Этюды  и наброски философии культуры. - СПб., 1910.

12. Франк  С.Л. Философские предпосылки  деспотизма./Опыт русского либерализма. - М.

13. Карсавин Л.  П. О личности//Религиозно - философские  сочинения. - М.: «Ренессанс», 1992.-с.3-35.

14. Карсавин Л.  П. Философские истории. АО  Комплекс С.-Петербург,1993.-351с.

15. Карсавин Л.  П. Восток, Запад и русская идея//Русская  идея: сборник произведений русских  мыслителей. - М.: Айрис - пресс, 2002.-с.289-352.

16.  Карсавин Л. П. Пролегомены к учению о личности//Русская философия: конец XIX - начало XX века: Антология. - СП б: Издательство С.- Петербургского Университета, 1993.-с.370-380.

Информация о работе Философские взгляды С.Л. Франка и Л.П. Карсавина