Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:48, контрольная работа
В российской мысли последних десятилетий проявился повышенный интерес к философии истории. Это не случайно. Трудности экономического и политического развития, с которыми постоянно сталкивается наша страна в сравнении со странами Запада, периодически потрясавшие ее революционные восстания и кризисы, вызывают попытки заново понять и осмыслить своеобразие исторического пути страны, дать новую, более взвешенную и объективную интерпретацию истории.
Введение
Семен Людвигович Франк. Жизненный путь и формирование взглядов.
Понятия «общество» и «общественное» в социальной философии С. Л. Франка.
Взгляды на общество в политической философии С. Л. Франка
Лев Платонович Карсавин. Биография.
Карсавин - как сторонник теологической, богословской теории ценности.
Заключение.
Список литературы.
Ты все один: что будет, и что было, И есть, и то, что может быть. Тебе Сияет все, как на небе светило, И движется, покорствуя Судьбе.
Безмерная в Тебе сокрыта сила. Являешься в согласье и борьбе Ты, свет всецелый, свет без тьмы в себе. И тьма извне Тебя не охватила
Ты беспределен: нет небытия.
Могу ли в тьме кромешной быть и я?
Свой Ты предел - всецело погибая.
Небытный, Ты в Себе живешь как я, Дабы во мне воскресла жизнь Твоя. Ты - мой Творец, Твоя навек судьба - я.
Рассматривая себя в русле русской философии всеединства, Карсавин вносит в эту философию ряд важных особенностей. Это относится, во-первых, к конкретизации всеединства триединством. И во-вторых, к пониманию всеединства-триединства как диалектическому становлению личности.
Абсолютное
В сомнении коснею у порога Небытия ( - начала и конца). - Нет без меня познанья, нет и Бога:
Без Твари бьпь не может и Творца, Как быть не может твари совершенной Без Твоего тернового венца.
Но нет меня без этой жизни бренной, Без адских мук, без неба и земли, Без разделенной злобою вселенной,
Без мерзких гадов и ничтожной тли. Твоя Любовь меня усовершила В себе. Но разве мы с Тобой могли
Забыть, не бывши сделать то, что было?. .
Подчеркивая историческое развертывание всеединства через триединство, Карсавин усматривает основание развивающегося всеединства в личности: "Весь мир - всеединая личность в том смысле, что он - теофания [богоявление], т.е. Триипостасное Божество, чрез Ипостась Логоса причаствуемое тварным субстратом"; "Всеединая личность Логоса - идеал и существо тварного личного бытия. Но в твари мы должны учитывать ее несовершенство". Таким образом, Личность выступает как триединство в Пресвятой Троице. Но и человеческая личность "раскрывается как самоединство, саморазъединение ж самовоссоединение".
Несовершенство твари выражается в том, что она в виде вещей и животных обладает лишь потенциальным и зачаточным личностным бытием. Вместе с тем индивидуальная человеческая личность не завершает процесс личностного развития. Помимо индивидуальной личности Карсавин вводит понятие "социальной личности" и "симфонической личности". "Социальная группа" мыслится им как "некоторое целое", как "организм". Это и отдельные социальные группы или классы людей, нации, поместные церкви, культурные образования и т.д. Однако "социальная личность" может выражаться в индивидуальных личностях с разной степенью полноты. Несовершенство твари - это "ее разъединенность". Но помимо "несовершенной личности" существует "ее идеальный образ". "Симфоническая личность" - это совершенная социальная личность. С богословской точки зрения "симфоническая личность" - "полное и совершенное отображение Божьего Триединства". Говоря аксиологическим языком, "симфоническая личность" - это социальная личность в ее ценностном значении. Отсюда и образно-музыкальный термин "симфоническая".
В своем учении о "симфонической личности" Карсавин развивает идею соборности Хомякова. Представление развития всеединства как развитие личности и всеединого человечества, при котором "высшая личность рождает как свой момент низшую", позволяет Карсавину освободиться от символа Софии. Лишь в стилизованном под древнее произведение сочинении "София земная и горняя" (1922) Карсавин воспевал "Софию Предвечную" и писал: "Кто же Она как творенье свое? - Конечно, Слово и Ум, Ее самопостиженье. Слово же есть Человек, Человек - Соборность, Соборность - София". В трактате же "О личности" (1929) Карсавин "возрожденную тварную Софию", не отличающуюся от "Девы Марии", называет ангелом "всего оцерковленного человечества". Карсавинское понятие "симфонической личности" вобрало в себя, следовательно, символическую мифологему Софии.
Карсавинская
Философия всеединства-триединства
Л. Карсавина гонениями 40-х гг. и лагерной
кончиной религиозного мыслителя была
окрашена трагической судьбой. В этом
аспекте обретает и новое звучание "глубинное
ядро его философии, идея жизни-чрез-смерть".
Мученическая смерть Карсавина и долгое
замалчивание его творчества на родине
в определенной степени способствовали
пробудившемуся в 90-е гг. интересу к религиозно-философским
трудам Карсавина, которые и за рубежом
многие годы не переиздавались
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что для С. Л. Франка был характерен всесторонний, целостный и диалектический подход к анализу социально-политических явлений и процессов. Он изучал их и как социолог, и как философ, и как религиозный мыслитель, постоянно фиксируя дуализм и внутреннюю противоречивость общественной жизни.
Общество есть, согласно Франку, единое существо, самобытная, внутренне целостная реальность, особый, духовно связанный организм. Это не механическая сумма изолированных субъектов, это единство неких общих человеческих начал и сил, действующих в единичных людях и через их посредство сказывающихся в реальности их совместной жизни. Опираясь на свою теорию знания и на свое учение о душе человека, он показывает, что сознания различных индивидуумов не обособлены, а всегда до некоторой степени слитны и что общение индивидуальных сознаний есть «первичное свойство всякого сознания». Индивидуальное сознание не первично, оно лишь постепенно дифференцируется из сознания вообще, никогда не отрываясь от целого, так что индивид в подлинном и самом глубоком смысле слова производен от общества, как целого.
Общественным идеалом, по мнению философа, является соборность, представляющая собой особую форму социальной организации, свидетельствующую о том, что за эмпирической связью людей стоит «идея-святыня», которой они служат, и которая является животворной силой, сплачивающей людей в подлинную целостность.
С. Л. Франк вошел в историю социально-политической мысли как «либерал-консерватор» и государственник, стремящийся раскрыть метафизические начала политических процессов, увидеть их религиозно-этическую глубину. В настоящее время в нашей стране происходит процесс создания идеологической парадигмы и выработки национальной идеи на основе доминирования христианских ценностей. Поэтому обращение к философии С.Л. Франка является обоснованным, так как он освоил огромный этико-философский пласт христианской религии, истолковав некоторые аспекты ее с позиции рационалистического гуманизма.
Л. П. Красавин недостаточно изучен. Первоначально его внимание привлекает история (средневековье – сосредоточие всех мистических тайн). Приходит к точке зрения метафизике всеединства. Л.П. Карсавин видит возможное возрождение России через православие, церковь и религиозность «русской души», а интеллигенция должна являться, по его мнению, носительницей духовности и нравственности, основанной на традициях русской культуры и православии.
Все имеет 3 фазы. Бог тоже имеет: Истину, Любовь и Всеблагость. Любовь противоположна Истине. В любви: Самоутверждение (стремление к власти, к обладанию); самопожертвование, воскрешение. Возвращение к себе, но на другом уровне.
Личность тоже триединство:
Единство (Дух), Множество (Телесность)
и сама личность (соединение духа и
тела). Бог сотворяет возможность
личности. Полноценная личность. Полноценная
личность, когда в ней божественное содержание.
Состояние личности сейчас – это то, что
человек сам захотел. Человек получил
то, что просил – полусмерть и полужизнь.
Что же такое зло, если Бог все видит? Зло
– это неполнота проявления сущности.
Бог, проявляясь, не может иметь адекватного
выражения. У зла также нет никакой собственной
сущности. Это ситуация отсутствия добра,
которую человек называет злом. Бороться
со злом невозможно. Не противтесь злу,
ибо его нет. Сотворяйте добро. Красавин
– моралист. Специфика человека в том,
что он состоит из нескольких частей личности.
Между ними нет зависимости. Свободная
жизнь тела означает, что помимо разума
есть движение к Богу. Можно определить
3 варианта взаимоотношения тела и духа:
1. Душа не дает телесным движениям существования.
Душа думает о себе выше, чем обо всем остальном.
Это гордыня. Неполноценное явление. 2.
Душа рабствует перед телом. Тоже неполноценное
явление. 3. Состремление души и тела, их
двуединство. Вещи – потенциальные личности.
Животные – зачаточные личности. Полноценной
личностью можно назвать человека, который
может сознательно управлять собой. В
человеке симфонически соединены 2 начала:
Тело и Дух. Природа – всеединая симфоническая
личность. Иерархическое множество личностей
разного порядка. Слов "личность"
– связанность, стягиванность. То, что
стягивает – семья, племя, народ, нация,
человечество, культура. Удел человека
– в соучастии в божественном творении.
Как только личность содействует принципу
любви, она существует в соответствии
с Богом.
Список литературы
1. Зеньковский
В.В. История русской
2. Франк С.Л. Введение в философию. - СПб., 1993.
3. Франк С Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992.
4. Франк С. Л. Непостижимое // Сочинения. - М., 1990.
5. Франк
С.Л. Нравственный идеал и
6. Франк
С. Л. Очерк методологии
7. Франк
С.Л. Проблема власти.//
9. Франк С.Л. Свет во тьме. - М.: Факториал, 1999.
10. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.
11. Франк
С. Л. Философия и жизнь.
12. Франк
С.Л. Философские предпосылки
деспотизма./Опыт русского
13. Карсавин Л. П. О личности//Религиозно - философские сочинения. - М.: «Ренессанс», 1992.-с.3-35.
14. Карсавин Л.
П. Философские истории. АО
Комплекс С.-Петербург,1993.-
15. Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея//Русская идея: сборник произведений русских мыслителей. - М.: Айрис - пресс, 2002.-с.289-352.
16. Карсавин Л. П. Пролегомены к учению о личности//Русская философия: конец XIX - начало XX века: Антология. - СП б: Издательство С.- Петербургского Университета, 1993.-с.370-380.
Информация о работе Философские взгляды С.Л. Франка и Л.П. Карсавина