Философские взгляды М.В.Ломоносова

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 13:00, реферат

Описание работы

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) вошел в историю русской культуры как мыслитель, обогативший своими трудами физику, химию, геологию, астрономию, биологию, космогонию, историю, теорию языка и литературы, этнографию и другие области знаний. Он одним из первых в России увидел необходимость сближения, взаимодействия науки и философии, о чем свидетельствует вся его творческая деятельность. В условиях российской действительности того времени его миссия воителя просвещения, выдающегося мыслителя, научного лидера европейского масштаба оказалась тяжелой, а порой и драматичной.

Работа содержит 1 файл

Ломоносов.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

Применяя  свою атомистику к различным отраслям знаний, Ломоносов делал смелые научно-философские  выводы, которые прочно вошли в  фундамент современной науки. Так, ему принадлежит оригинальная трактовка закона сохранения вещества и движения. Он дал обоснование вышеуказанному выводу путем проведения ряда химических опытов, в том числе опыта по проверке выводов английского химика Р. Бойля с прокаливанием свинца в запаянной реторте, подтвердил его множеством примеров из химии, физики и механики, дал ему теоретическое истолкование. Поэтому нельзя не признать заслугу Ломоносова в открытии этой важной закономерности природы, имеющей универсально-регулирующую функцию.

Опираясь  на свое учение о "нечувствительных частицах", Ломоносов последовательно-реалистически рассматривал проблему так называемых первичных и вторичных качеств. Все качества материальных тел - первичны (реальны), считал он, поскольку они обусловлены движением указанных частиц. Отдельных от предмета качеств не существует. У каждой реальности много различных качеств, и это зависит от "сторон" предмета, явления и от того, что сами они могут изменяться. И именно в "союзе вещей", т. е. в связях и взаимодействиях, проявляются их качества. По утверждению Ломоносова, количество и качество существуют вместе. Хотя в количественно-качественных определениях, как подчеркивал при этом ученый, примат принадлежит качеству, изменение которого надлежит связывать с прибавлением или убавлением вещества. Все указанные процессы Ломоносов понимал в основном как постепенные по своему характеру, хотя в рамках этой постепенности признавал возможным переход от одной формы движения к другой. Глубинную основу качественных химических изменений вещества он усматривал в движении частиц, сочетания которых и образуют конкретные тела, подчиняясь определенным законам природы.

     Факты, явления, считал Ломоносов, становятся предметом наблюдения, изучения и  должны рассматриваться исходя из их натуры, реальных причин их существования. Мистические приемы средневековой и поздней схоластики, от которых еще не были свободны умы многих ученых XVIII в., изобличались им как "дым века прошедшего". Исходными для него были природа и ее "основоположения". В познании закономерностей, причин явлений должны принимать участие как органы чувств, так и разум.

Природу ощущений Ломоносов объяснял, используя  свою атомистику. На основе движения и  сцепления ("совмещения") частиц возникают, по его мнению, не только свойства материальных тел, но и сами ощущения как результат взаимодействия корпускул и элементов в организме человека. Органы чувств, по Ломоносову, лишь приближают человека к природе. Сущность же ее познается только тогда, когда чувства и разум, опыт и теория идут в ногу, связаны друг с другом в едином акте познания. "Из наблюдений установлять теорию, - писал он, - чрез теорию исправлять наблюдения - есть лучший всех способ к изысканию правды".

Уже "наблюдение", таким образом, включалось Ломоносовым  в "путь познания", большую роль он отводил эксперименту, равно как и различным логическим операциям. Познание, считал он, должно не только идти от простого к сложному, но и учитывать все изменения, происходящие и происходившие в изучаемом явлении, будь то самая простая вещь или сложное геологическое образование. Поэтому в познавательном процессе необходимо учитывать результаты предшествующих поисков истины, характеризуемых как "историческое познание". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1.Бурмистенко И. Философские взгляды Ломоносова // Под знаменем марксизма. -1938. - № 9;

2. Кедров Б. М. О философском значении естественно -научных открытий М. В. Ломоносова // Вопросы Философии. – 1951. - № 5;

3. Морозов  А. М. В. Ломоносов. - Л., 1952;

4.Меншуткин  Б. Н. Труды М. В. Ломоносова  по физике и химии. - М.- Л., 1936;

Информация о работе Философские взгляды М.В.Ломоносова