Философские взгляды Л.Фейербаха (1804-1872 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Родился 28 июля 1804 года в городе Ландсгуте, в Баварии, в передовой и антифеодально настроенной семье известного и очень образованного по тому времени криминалиста.
Первоначальное образование Фейербах получил в местной гимназии. В 1823г. он поступил в Гельдельбергский университет, где изучал теологию. В следующем году, разочаровавшись в теологии, он переехал в Берлин, где два года слушал в университете лекции Гегеля. Однако Фейербаха уже в этот период не удовлетворял абстрактный характер гегелевской философии. Он начинает заниматься изучением естественных наук.

Содержание

1.КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФЕ 3
2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ: 7
3. ОЦЕНКА КОНЦЕПЦИИ РАССМАТРИВАЕМОГО ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ 15
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ: 17

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 36.73 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный торгово-экономический

университет»

Челябинский институт (филиал)

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Товароведения и экспертизы товаров»

Контрольная работа по дисциплине

«Философия»

Тема:  Философские взгляды Л.Фейербаха (1804-1872 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка з/о специальность:

100700.62 «Товароведение и экспертиза  товаров»

2 курса, ТзС-11т-03

Пуртова Ю.В

Вариант 15

Дата  выполнения: 4.12.2012

 

Проверил:

Бражников Д.А

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень  2012

 

 

Оглавление

 

1.КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФЕ 3

2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ: 7

3. ОЦЕНКА  КОНЦЕПЦИИ РАССМАТРИВАЕМОГО ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ 15

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ: 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ  О ФИЛОСОФЕ

 

Фейербах  Людвиг  Андреас (1804-1872)- немецкий  философ.

  Родился  28 июля 1804 года в городе Ландсгуте,  в Баварии, в передовой  и  антифеодально  настроенной   семье известного и очень образованного   по тому времени  криминалиста.

    Первоначальное образование   Фейербах получил  в местной  гимназии. В 1823г. он поступил  в Гельдельбергский университет,  где изучал  теологию. В следующем  году, разочаровавшись в теологии, он переехал в Берлин, где два  года слушал в университете  лекции  Гегеля. Однако Фейербаха   уже в этот период  не удовлетворял  абстрактный характер гегелевской   философии. Он начинает  заниматься  изучением  естественных  наук.

  С  1828г. Фейербах  в качестве  приват-доцента   Эрлангенского университета  начинает  читать  курс лекций  по истории  философии, логике и метафизике. Хотя  и в этих  лекциях   Фейербах  продолжает  оставаться  последователем Гегеля, но в то  же время он пытается  изложить  логику  «не как Гегель, не в  смысле  абсолютной, высочайшей, последней   философии».

  В  1830г. анонимно выходит сочинение   Фейербаха « Мысли о смерти  и бессмертии». Однако вскоре  стало  известно, кто является  автором  этого  смелого   для того времени произведения. Оно тот час же было конфисковано, и началась травля его автора. Основное содержание  этой работы  шло  вразрез  с  догматикой  ортодоксального христианства. Философ  отрицал  личное бессмертие. Жизнь  отдельного  человека, доказывал  он, временна, преходяща: человек  смертен. Вера  в  загробную  жизнь таит  в себе  большой  вред, так как она снижает   в глазах человека   ценность  его реальной жизни. Необходимо, «чтобы человечество единодушно, всем сердцем сосредоточилось  на самом  себе, на своем  мире и на  своем настоящем».

  «Мысли  о смерти и бессмертии»   завершили  карьеру  Фейербаха  на поприще  официальной   академической  философии.  За  издание этой работы, содержавшей отрицание  идеи бессмертия души, Фейербах  был лишен права преподавания и жил на средства   от небольшой фарфоровой  фабрики, которая  принадлежала его жене.  Сосредоточившись на научной деятельности, жил уединенно, не принимая   участия  в политических дебатах и общественной жизни того времени. Все его попытки  получить кафедру  в каком-либо  из германских  университетов   встретили отпор со стороны  казенных  жрецов науки. Однако Фейербах не прекращал  своих  философских занятий. В 1833г. он опубликовал книгу «  История новой философии от Бэкона до Спинозы», затем  большие  монографии « О Лейбнице» (1837г.), « о Пьере  Бейле» (1838г.)

  Историко-философские  труды доставили  Фейербаху   некоторую известность. По предложению  журнала правогегельянцев  он  пишет  рецензии на « Историю  философии» Гегеля и « Философию   права» Шталя. В своем отзыве  на последнее  сочинение Фейербах  резко критикует  точку зрения  автора, выводившего  все правовые  учреждения  из принципов  христианской  религии.

  В  серии юмористических  философских   афоризмов  «Писатель и человек» (1834г.) Фейербах  снова возвращается  к проблеме  смерти и бессмертия. Отрицая  индивидуальное  бессмертие, философ  отстаивает  идею  морального бессмертия. Человек  достигает его  тем, что творит  непреходящее  дело; писатель  приобретает  бессмертие благодаря  влиянию  своих   сочинений.

  Убедившись  в полной невозможности  проявить  себя  на официальном  академическом  поприще, Фейербах  в 1837г.  переселился   в небольшую  деревню  Брукберг, в Тюрингии. Здесь, вдали от  культурных центров Германии, он  жил  почти безвыездно 25 лет.  Длительное уединение  Фейербаха  явилось  одной из  причин  его отставания  от уровня     науки того времени.

 

  Природа  становится объектом его  размышления:  он учится  читать и понимать  ее. Из деревенской глуши Фейербах  стремится  принять  деятельное  участие  в духовной  жизни  страны и очень скоро он  становится  активным  сотрудником   органа  младогегельянцев. В их  журнале  он печатает  ряд  своих  произведений и через  него  приобретает  большое  влияние  нас радикальные   круги немецкого общества. Цезура  всеми средствами  препятствовала  появлению  работ  Фейербаха.  Запрещены были « О философии  и христианстве» ( 1839г.)и « Предварительные   тезисы  к реформе философии» (1842г.) Последнее произведение было  опубликовано  за границей.

  Началом  нового  материалистического периода   в творчестве  Фейербаха  следует  считать 1839г. Именно  в этом  году  он окончательно  порывает  с гегелевской  философией  и становится материалистом. В  произведении « К критике   философии Гегеля» (1839г.) Фейербах  впервые   целиком  и навсегда  переходит  на позиции  материализма. Знаменитая книга  Фейербаха  « Сущность  христианства» (1841г.) была уже настоящим триумфом  материалистической  философии.

  После  « Сущности  христианства» Фейербах  выпускает в свет  целый ряд   других произведений: « « Основные  положения  философии  будущего»  (1843г.), « Сущность  религии» ( 1845г.) и др. В этих сочинениях он  дает  строгое изложение  и  обоснование  своих материалистических  взглядов. Но труды  Фейербаха,  вышедшие  после революции 1848г.,  уже не оказывали  такого  глубокого  воздействия  на  читателей, как его первые  материалистические  сочинения.  Так, например, вышедшая в 1857г.  « теогония» не оставила  почти  никакого следа.

  Под  старость  Фейербах  жил  в  большой нужде. Фарфоровую фабрику   в Брукберге, принадлежавшую  его жене Берте Лев, пришлось  закрыть. Потеряв состояние, Фейербах  с семьей переселился  в  Рахенберг, недалеко  от  Нюрнберга.  В это время  он усиленно  занимался  социалистической литературой, изучал  « Капитал»  К.Маркса и в 1 1870г.  вступил в ряды  немецкой  социал-демократической  партии.

 Умер  Фейербах 13 сентября 1872г. и похоронен   в Нюренберге. Депутат  рейхстага   от социал-демократической  партии  Антон  Меммингер возложил  на могилу  философа лавровый   венок от имени  социалистов-  республиканцев  земного шара, от  имени  Международной  ассоциации  рабочих, от имени  социал-демократической   партии Германии, от имени   его  друзей  Вайяна, К.Маркса, Иоганна Якоби, Бебеля и Либкнехта  и произнес  надгробную речь. Обращаясь   к тысячам  рабочих, принимавших   участие в похоронах  Фейербаха,  оратор сказал: « Это вы, рабочие,  оспаривали друг у друга   честь понести к могиле  своего  передового  борца и товарища  по  страданиям. И это вы  навсегда  сохраните  в памяти  имя   Людвига  Фейербаха  и передадите  его своим  детям  и внукам…»

  
2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ:

 

а) Понимание  бытия

  Одной  из крупнейших материалистических  концепций  является  концепция   Людвига Фейербаха.

  Фейербах  строит свою философию на базе  противопоставления  философии и  религии как фирм мировоззрения,  которые, как сам он считал, несовместимы и противостоят  друг другу. В связи с этим  он пытается   в материалистическом  духе переосмыслить  сущность  христианства  как одной  из  форм религии. В результате  христианский Бог трактуется    им не как  особого  рода  существо или божественная сущность, а как образ, отражающий  в  сознании людей  их собственную,  человеческую сущность. Он пишет,  что «божественная сущность - не  что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная  от  индивидуальных границ, т.е. от  действительного, телесного человека, объективированная, т.е. рассматриваемая   и почитаемая, в качестве  посторонней,  отдельной сущности».

  Источник  религии, как отмечал Фейербах, лежит в страхе  и бессилии  человека перед  природой, что  и порождает  в его  сознании  фантастические  религиозные образы. В результате Бог  как творение  человеческого  духа превращается  в сознании людей в творца, от которого зависит   человек.  Все это придает  религии  античеловеческий характер, так  как  она, с его точки зрения, «парализует    стремление человека  к лучшей   жизни в реальном   мире и к преобразованию  этого  мира, подменяет  его покорным  и терпеливым ожиданием  грядущего   сверхъестественного  воздания».  В результате Фейербах  создает   концепцию, фактически отрицающую  Бога, но выступающую    как  некий вариант религии.

  Критика  религии необходимым  образом  подвела его  к критике   идеалистического мировоззрения  в целом. Именно здесь  появляется  тезис о  возможности « перевертывания»  идеалистической философии и постановки ее на  материалистическую почву, который позже  применяет Маркс.

  Мышление  вторично  по отношению  к  бытию, утверждает Фейербах, и  исходит  из этого. Таким  образом, вся концепция  философа  даже по форме  выступает  как последовательное  противопоставление  материалистических тезисов гегелевской   системе, или их «переворачивание».  Вопрос  о бытии в его системе   не просто очередная  постановка  философской проблемы.  Он имеет  практическое  значение « для   человека как  определенного  вида бытия», следовательно, «философия  не должна находиться  в противоречии  с действительным  бытием, а   напротив, должна осмысливать   именно  это жизненно  важное  бытие».

  Фейербах  считал, что новая философия рассматривает  бытие  с точки зрения  ощущаемого  объекта, «каково оно для нас»  « Бытие есть  тайна созерцания, ощущения, любви».

  Фейербах  считал, что « и объективно, и  субъективно любовь служит критерием   бытия - критерием истинности  и действительности. Где нет любви,  там нет истинности».

б) Гноселогическая  позиция

  В  гносеологическом плане  концепция  реализуется   как материалистический  сенсуализм. Материализм  Фейербаха   носит  антропологический характер. В чем он состоит?

  Взгляд  Фейербаха  отличался  от  механицизма, для  него  природа  -  не механизм, а организм. В  центре  философии, по Фейербаху,  должен быть человек как природное,  «родовое    существо». «  Новая  философия,- писал он  в произведении  « Основные  положения  философии будущего»,- как философия   человеческая, по существу  есть также   философия  для человека…»

  Фейербаховская  концепция  познания  строится  на   материалистически обоснованном  положении об единстве  субъекта  и объекта, человека  и природы,  человека и человека. Философ   подчеркивает: «  Познавательным принципом, субъектом новой философии  является не Я, не  абсолютный, т.е. абстрактный дух, - словом, не разум, взятый  в абстрактном смысле, но  действительное  и цельное   человеческое  существо».

  Познает  человек, субъект  познания   о нем, а  не разум, как  таковой, безымянный  разум. Человек  является  мерой  разума. Ложное  истолкование  разума может   привести, как это случилось   у Канта, к   признанию границ  разума  в качестве  его   абсолютного ограничения. Фейербах  настаивал на признании природы   в качестве  базиса  духа  и  начала  всякого   познания, непосредственно   чувственную его  основу  усматривает   в единстве  человека и природы,  субъекта  и объекта. Это   единство человека-субъекта и  природы-объекта  раскрывается  в конечном  счете  как   их вещественное единство.

  Философ   придает  большое значение  тому факту, что человек   не был продуктом  какого-то  отдельного естественного процесса, например, химического, а обязан  своим  происхождением и существованием  взаимодействию  всей природы  в целом.

  Таким  образом, со своей  телесной  стороны  человек  представляется  философу единым  с бытием, ибо   он есть  продукт  этого бытия,  порождение  природы  и состоит   из тех  факторов, которые   образуют  условия  его возникновения   и существования.

Информация о работе Философские взгляды Л.Фейербаха (1804-1872 гг.)