Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Российский
государственный торгово-экономический
университет»
Челябинский
институт (филиал)
Кафедра
«Товароведения и экспертизы товаров»
Контрольная
работа по дисциплине
«Философия»
Тема: Философские взгляды Л.Фейербаха
(1804-1872 гг.)
Выполнила:
Студентка
з/о специальность:
100700.62
«Товароведение и экспертиза
товаров»
2
курса, ТзС-11т-03
Пуртова
Ю.В
Вариант
15
Дата
выполнения: 4.12.2012
Проверил:
Бражников
Д.А
Тюмень
2012
Оглавление
1.КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О
ФИЛОСОФЕ 3
2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ: 7
3. ОЦЕНКА КОНЦЕПЦИИ РАССМАТРИВАЕМОГО
ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ 15
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ: 17
1.КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
О ФИЛОСОФЕ
Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872)- немецкий
философ.
Родился
28 июля 1804 года в городе Ландсгуте,
в Баварии, в передовой и
антифеодально настроенной
семье известного и очень образованного
по тому времени криминалиста.
Первоначальное образование
Фейербах получил в местной
гимназии. В 1823г. он поступил
в Гельдельбергский университет,
где изучал теологию. В следующем
году, разочаровавшись в теологии,
он переехал в Берлин, где два
года слушал в университете
лекции Гегеля. Однако Фейербаха
уже в этот период не удовлетворял
абстрактный характер гегелевской
философии. Он начинает заниматься
изучением естественных наук.
С
1828г. Фейербах в качестве приват-доцента
Эрлангенского университета начинает
читать курс лекций по истории
философии, логике и метафизике.
Хотя и в этих лекциях
Фейербах продолжает оставаться
последователем Гегеля, но в то
же время он пытается изложить
логику «не как Гегель, не в
смысле абсолютной, высочайшей, последней
философии».
В
1830г. анонимно выходит сочинение
Фейербаха « Мысли о смерти
и бессмертии». Однако вскоре
стало известно, кто является
автором этого смелого
для того времени произведения.
Оно тот час же было конфисковано,
и началась травля его автора.
Основное содержание этой работы
шло вразрез с догматикой
ортодоксального христианства. Философ
отрицал личное бессмертие. Жизнь
отдельного человека, доказывал
он, временна, преходяща: человек
смертен. Вера в загробную
жизнь таит в себе большой
вред, так как она снижает
в глазах человека ценность
его реальной жизни. Необходимо,
«чтобы человечество единодушно,
всем сердцем сосредоточилось
на самом себе, на своем
мире и на своем настоящем».
«Мысли
о смерти и бессмертии»
завершили карьеру Фейербаха
на поприще официальной
академической философии. За
издание этой работы, содержавшей
отрицание идеи бессмертия души, Фейербах
был лишен права преподавания и жил на
средства от небольшой фарфоровой
фабрики, которая принадлежала его
жене. Сосредоточившись на научной
деятельности, жил уединенно, не принимая
участия в политических дебатах и общественной
жизни того времени. Все его попытки
получить кафедру в каком-либо из
германских университетов встретили
отпор со стороны казенных жрецов
науки. Однако Фейербах не прекращал
своих философских занятий. В 1833г. он
опубликовал книгу « История новой
философии от Бэкона до Спинозы», затем
большие монографии « О Лейбнице» (1837г.),
« о Пьере Бейле» (1838г.)
Историко-философские
труды доставили Фейербаху
некоторую известность. По предложению
журнала правогегельянцев он
пишет рецензии на « Историю
философии» Гегеля и « Философию
права» Шталя. В своем отзыве
на последнее сочинение Фейербах
резко критикует точку зрения
автора, выводившего все правовые
учреждения из принципов христианской
религии.
В
серии юмористических философских
афоризмов «Писатель и человек»
(1834г.) Фейербах снова возвращается
к проблеме смерти и бессмертия.
Отрицая индивидуальное бессмертие,
философ отстаивает идею
морального бессмертия. Человек
достигает его тем, что творит
непреходящее дело; писатель приобретает
бессмертие благодаря влиянию
своих сочинений.
Убедившись
в полной невозможности проявить
себя на официальном академическом
поприще, Фейербах в 1837г. переселился
в небольшую деревню Брукберг,
в Тюрингии. Здесь, вдали от
культурных центров Германии, он
жил почти безвыездно 25 лет.
Длительное уединение Фейербаха
явилось одной из причин
его отставания от уровня
науки того времени.
Природа
становится объектом его размышления:
он учится читать и понимать
ее. Из деревенской глуши Фейербах
стремится принять деятельное
участие в духовной жизни
страны и очень скоро он
становится активным сотрудником
органа младогегельянцев. В их
журнале он печатает ряд
своих произведений и через
него приобретает большое
влияние нас радикальные
круги немецкого общества. Цезура
всеми средствами препятствовала
появлению работ Фейербаха.
Запрещены были « О философии
и христианстве» ( 1839г.)и « Предварительные
тезисы к реформе философии»
(1842г.) Последнее произведение было
опубликовано за границей.
Началом
нового материалистического периода
в творчестве Фейербаха следует
считать 1839г. Именно в этом
году он окончательно порывает
с гегелевской философией
и становится материалистом. В
произведении « К критике
философии Гегеля» (1839г.) Фейербах
впервые целиком и навсегда
переходит на позиции материализма.
Знаменитая книга Фейербаха
« Сущность христианства» (1841г.)
была уже настоящим триумфом
материалистической философии.
После
« Сущности христианства» Фейербах
выпускает в свет целый ряд
других произведений: « « Основные
положения философии будущего»
(1843г.), « Сущность религии» ( 1845г.)
и др. В этих сочинениях он
дает строгое изложение и
обоснование своих материалистических
взглядов. Но труды Фейербаха,
вышедшие после революции 1848г.,
уже не оказывали такого
глубокого воздействия на
читателей, как его первые
материалистические сочинения.
Так, например, вышедшая в 1857г.
« теогония» не оставила почти
никакого следа.
Под
старость Фейербах жил в
большой нужде. Фарфоровую фабрику
в Брукберге, принадлежавшую
его жене Берте Лев, пришлось
закрыть. Потеряв состояние, Фейербах
с семьей переселился в
Рахенберг, недалеко от Нюрнберга.
В это время он усиленно
занимался социалистической литературой,
изучал « Капитал» К.Маркса и в 1
1870г. вступил в ряды немецкой
социал-демократической партии.
Умер
Фейербах 13 сентября 1872г. и похоронен
в Нюренберге. Депутат рейхстага
от социал-демократической партии
Антон Меммингер возложил
на могилу философа лавровый
венок от имени социалистов-
республиканцев земного шара, от
имени Международной ассоциации
рабочих, от имени социал-демократической
партии Германии, от имени
его друзей Вайяна, К.Маркса,
Иоганна Якоби, Бебеля и Либкнехта
и произнес надгробную речь. Обращаясь
к тысячам рабочих, принимавших
участие в похоронах Фейербаха,
оратор сказал: « Это вы, рабочие,
оспаривали друг у друга
честь понести к могиле своего
передового борца и товарища
по страданиям. И это вы навсегда
сохраните в памяти имя
Людвига Фейербаха и передадите
его своим детям и внукам…»
2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ:
а) Понимание
бытия
Одной
из крупнейших материалистических
концепций является концепция
Людвига Фейербаха.
Фейербах
строит свою философию на базе
противопоставления философии и
религии как фирм мировоззрения,
которые, как сам он считал,
несовместимы и противостоят
друг другу. В связи с этим
он пытается в материалистическом
духе переосмыслить сущность
христианства как одной из
форм религии. В результате
христианский Бог трактуется
им не как особого рода
существо или божественная сущность,
а как образ, отражающий в
сознании людей их собственную,
человеческую сущность. Он пишет,
что «божественная сущность - не
что иное, как человеческая сущность,
очищенная, освобожденная от
индивидуальных границ, т.е. от
действительного, телесного человека,
объективированная, т.е. рассматриваемая
и почитаемая, в качестве посторонней,
отдельной сущности».
Источник
религии, как отмечал Фейербах,
лежит в страхе и бессилии
человека перед природой, что
и порождает в его сознании
фантастические религиозные образы.
В результате Бог как творение
человеческого духа превращается
в сознании людей в творца,
от которого зависит человек.
Все это придает религии
античеловеческий характер, так
как она, с его точки зрения,
«парализует стремление человека
к лучшей жизни в реальном
мире и к преобразованию этого
мира, подменяет его покорным
и терпеливым ожиданием грядущего
сверхъестественного воздания».
В результате Фейербах создает
концепцию, фактически отрицающую
Бога, но выступающую как
некий вариант религии.
Критика
религии необходимым образом
подвела его к критике
идеалистического мировоззрения
в целом. Именно здесь появляется
тезис о возможности « перевертывания»
идеалистической философии и постановки
ее на материалистическую почву, который
позже применяет Маркс.
Мышление
вторично по отношению к
бытию, утверждает Фейербах, и
исходит из этого. Таким
образом, вся концепция философа
даже по форме выступает
как последовательное противопоставление
материалистических тезисов гегелевской
системе, или их «переворачивание».
Вопрос о бытии в его системе
не просто очередная постановка
философской проблемы. Он имеет
практическое значение « для
человека как определенного
вида бытия», следовательно, «философия
не должна находиться в противоречии
с действительным бытием, а
напротив, должна осмысливать
именно это жизненно важное
бытие».
Фейербах
считал, что новая философия рассматривает
бытие с точки зрения ощущаемого
объекта, «каково оно для нас»
« Бытие есть тайна созерцания,
ощущения, любви».
Фейербах
считал, что « и объективно, и
субъективно любовь служит критерием
бытия - критерием истинности
и действительности. Где нет любви,
там нет истинности».
б) Гноселогическая
позиция
В
гносеологическом плане концепция
реализуется как материалистический
сенсуализм. Материализм Фейербаха
носит антропологический характер.
В чем он состоит?
Взгляд
Фейербаха отличался от
механицизма, для него природа
- не механизм, а организм. В
центре философии, по Фейербаху,
должен быть человек как природное,
«родовое существо». «
Новая философия,- писал он
в произведении « Основные
положения философии будущего»,-
как философия человеческая,
по существу есть также
философия для человека…»
Фейербаховская
концепция познания строится
на материалистически обоснованном
положении об единстве субъекта
и объекта, человека и природы,
человека и человека. Философ
подчеркивает: « Познавательным принципом,
субъектом новой философии является
не Я, не абсолютный, т.е. абстрактный
дух, - словом, не разум, взятый в абстрактном
смысле, но действительное и цельное
человеческое существо».
Познает
человек, субъект познания
о нем, а не разум, как
таковой, безымянный разум. Человек
является мерой разума. Ложное
истолкование разума может
привести, как это случилось
у Канта, к признанию границ
разума в качестве его
абсолютного ограничения. Фейербах
настаивал на признании природы
в качестве базиса духа и
начала всякого познания, непосредственно
чувственную его основу усматривает
в единстве человека и природы,
субъекта и объекта. Это
единство человека-субъекта и
природы-объекта раскрывается
в конечном счете как
их вещественное единство.
Философ
придает большое значение
тому факту, что человек
не был продуктом какого-то
отдельного естественного процесса,
например, химического, а обязан
своим происхождением и существованием
взаимодействию всей природы
в целом.
Таким
образом, со своей телесной
стороны человек представляется
философу единым с бытием, ибо
он есть продукт этого бытия,
порождение природы и состоит
из тех факторов, которые
образуют условия его возникновения
и существования.