Философские взгляды Бенедикта Спинозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:10, реферат

Описание работы

Видным теоретиком естественного права был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.). Жизнь и деятельность Спинозы протекали в условиях резкого обострения нападок кальвинистского духовенства на республиканское правительство, попыток дворянства установить монархию. Спиноза был современником революции в Голландии. Острые противоречия эпохи нашли выражение в его учении. Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы. Законы природы он характеризовал как «решения Бога, открытые естественным светом», т.е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это «сила и могущество действия» самой природы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2
1.Естественное право в понимании Спинозы …………………………….. …3
1.1.Суть естественного права……………………………………… …………. ..3
1.2.Человек и право …………………………………………… ………… . ..4
1.3.Договорная теория государства …………………………… ……………..7
2.Понимание государства ……………………………………………………. ...9
2.1.Верховная власть ………………………………………… ………………9
2.2.Полномочия государства ………………………………………………….12
3. Формы государства …………………………………………………………15
3.1. Проблемы форм государства ……………………………………………..15
3.2. Монархия ………………………………………………………………….16
3.3. Аристократия …………………………………………………...................17
4. Демократия …………………………………………………………………..18
Заключение ……………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

жжж.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

         Отличие демократии от аристократии, согласно Спинозе, состоит в следующем: если в аристократии правители (т.е. патриции) избираются советом (тоже патрициями), то в демократии правители определяются самим законом. Так что может случиться, отмечает Спиноза, что верховный совет в аристократии будет многочисленнее, чем верховный совет в демократии, если последней закон, определяющий круг правителей, будет содержать много ограничений (возрастных, имущественных и иных цензов). Правящие в демократии, таким образом, не выбираются (ни узким крутом правителей-выборщиков, как в аристократии, ни народом в целом), но признаются таковыми и призываются к управлению государством прямо основным законом этой формы правления, изначально установленным народом.    

         Наиболее  широкой в трактовке Спинозы  является та форма демократии, «где все без исключения подчинены  одним только отечественным законам  и, кроме того, своенравны и живут безупречно, обладают правом голоса в верховном совете и правом поступления на государственную службу». Это, согласно пояснениям Спинозы, означает, что из числа лиц, допускаемых законом к управлению государством такой формы, исключаются иностранцы, женщины, рабы, дети и несовершеннолетние, а также те, кто подвергся бесчестию (вследствие преступления или позорного образа жизни). Демократическое государство, по оценке Спинозы, «наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не нa другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет». Поэтому все  в демократии,   как прежде  в   естественном   состоянии, пребывают равными.  
     

                                           Заключение     

         В историю  политической и  правовой мысли Спиноза вошел  как  прогрессивный  мыслитель-гуманист, критик теологических  политико-правовых идей, один из творцов  светской доктрины государства и  права. Концепция Спинозы – первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.    

         Политико-правовое учение Спинозы было также определенным шагом к постижению сущности государства  и права. Его стремление освободить теорию политики от морализирования, привнесения в нее субъективных оценок предопределило отождествление силы и права, “мощи” и законов природы. Применительно к политике такое отождествление в концепции Спинозы стало средством обоснования “границ государственной власти”, прогрессивных политико-правовых программных требований.     

         Представление о силе как основе права было определенным выходом за рамки  чисто  рационалистических схем, ориентировало  теоретический  поиск основ и законов развития права и государства на отношения, лежащие за пределами договоров, соглашений, волеизъявлений отдельных и многих лиц, намечало путь углубления исканий в теории права и государства.  
      

         Список  использованной литературы 

         1. История политических и правовых  учений: Учебник/ Под ред. О.Э.  Лейста. – М.: Юридическая литература, 2007.

         2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов под общей редакцией В.С.Нерсиянца - М.: Норма-Инфоб. 2004

         3. История политических и правовых  учений: Учебник/ Под ред Лазарева  В.В. – М. : Высшее образование, 2008

         4. История политических и правовых  учений. Учебник для вузов под редакцией И. Ю. Козлихина, А. В. Полякова – М.: СПбГУ, 2007 

                  5. В. И. Хропанюк "Теория государства и права", М. 1993.  
 

Информация о работе Философские взгляды Бенедикта Спинозы