Философские воззрения Френсиса Бэкона

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: проследить формирование философии Нового времени на основе мировоззрения выдающихся мыслителей этого периода.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Формирование философии Нового времени…………………………………..4
2. Выдающийся философ Нового времени: Фрэнсис Бэкон…………………….7
Заключение………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы…………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

   В произведении «Великое Восстановление Наук» Бэкон впервые сформулировал  свою идею универсальной реформы  человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий. Бэкон писал: «Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы... нужно без колебания вступать и проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами стоит одна цель -- исследование истины». Если мы вспомним, как мало собственно научных истин было известно во времена Бэкона, то мы еще больше удивимся поразительной проницательности его ума.

   Своеобразие интеллектуального ига схоластики сказывалось не только в регламентации  свободы научной мысли религиозными догматами и предписаниями авторитетов, но и в отсутствии каких-либо строгих критериев для различения истины от вымысла. Схоластика была «книжной» наукой, то есть пользовалась сведениями, полученными из книг. Ощущался недостаток не столько в идеях, сколько в методе для получения новых открытий, в том твердом основании, на котором только и могло быть воздвигнуто здание критически выверенного и вместе с тем позитивного научного знания - в организации эффективного экспериментального исследования. Это обстоятельство было в полной мере осознано Бэконом и положено во главу угла как его критики, так и его метода.

   Его заслуга, в частности, состоит в  том, что он со всей определенностью  подчеркнул: научное знание проистекает  из опыта, не просто из непосредственных чувствительных данных, а именно из целенаправленного организованного опыта, эксперимента. Более того, наука не может строиться просто на непосредственных данных чувства.

   В трактате «О достоинстве и преумножении наук» мы находим интересный анализ научного опыта типа «охота Пана», где Бэкон разбирает различные способы постановки опытов и модификации экспериментирования, в частности изменение, распространение, перенос, инверсию, усиление и соединение экспериментов. Бэкон заключает рассмотрение научного эксперимента такими замечательными словами: «... не нужно падать духом и приходить в отчаяние, если эксперименты, которым отдано столько сил, не приводят к желаемому результату. Конечно, успех опыта значительно приятнее, но и неудача часто обогащает нас новыми знаниями. И нужно всегда помнить о том (мы повторяем это непрестанно), что к светоносным опытам следует стремиться еще настойчивее, чем к плодоносным». 

   Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно  было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. В древности все открытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод должен опираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которые должны систематизироваться в «естественной истории». В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте. Бэкон ставит перед собой задачу сформировать принцип научной индукции, «которая производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы».

   В случае индукции мы, вообще говоря, имеем  незавершенный опыт, и Бэкон понимает необходимость выработки таких  эффективных средств, которые позволили бы, говоря современным языком, осуществлять возможно более полный и глубокий анализ информации, заключающейся в посылках индуктивного вывода.

   Перечислим  некоторые особенности бэконовской  трактовки индукции, связывающие  собственно логическую часть учения Бэкона с его аналитической методологией и философской метафизикой.

   Во-первых, средства индукции предназначаются  для выявления форм «простых свойств», или «природ», как называет их Бэкон, на которые, вообще говоря, разлагаются  все конкретные физические тела.

   Во-вторых, задача бэконовской индукции - выявить  «форму», в перипатетической терминологии «формальную» причину, а отнюдь не «действующую»  или «материальную», которые, по его  мнению, частны и преходящи и поэтому  не могут быть неизменно и существенно  связаны с теми или иными простыми свойствами. 

   Он  мыслил индукцию не как средство узкоэмпирического  исследования, а как метод выработки  фундаментальных теоретических  понятий и аксиом естествознания, или, как он выражался, естественной философии.

   Итак, бэконовское учение об индукции тесно связано с его философской онтологией, с аналитической методологией, с учением о простых природах и формах, с концепцией разных видов причинной зависимости.

   Таким образом, мы с уверенностью можем  назвать Фрэнсиса Бэкона одним из родоначальников современной экспериментирующей науки. Но еще важнее, пожалуй, то, что пионер естественнонаучной методологии не относился к своему учению как к истине в последней инстанции. Он прямо и откровенно ставил его лицом к лицу с будущим. «Мы не утверждаем, однако, что к этому ничего нельзя прибавить, - писал Бэкон. - Наоборот, рассматривая ум не только в его собственной способности, но и в его связи с вещами, мы должны установить, что искусство открытия может расти вместе с открытиями».

   Бэкон решительно переосмысливает предмет и задачи науки. В отличие от античности, когда к природе относились созерцательно, становится задача обращения научного знания на пользу человечеству: «знания - сила», Бэкон ориентирует на поиск открытий не в книгах, как схоласты, а в процессе производства и ради него. Он обосновывает важность индуктивного метода (от единичных фактов к общим положениям).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Для философии Нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.

   Первым  философом, сознательно поставившим  перед собой задачу разработки научного метода на основе математического понимания природы, был Ф.Бэкон. Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент - суть главные условия рационального метода. Выдвижение опыта и данных чувств в качестве конституирующего основания познания есть философское открытие Фрэнсиса Бэкона, сформировавшее одну из основных доктрин философии этого периода - доктрину эмпиризма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Ахиезер А.С. Философская основа социокультурной теории и методологии//Вопросы философии. - 2000. - №9.

2. Каратини Р. Введение в философию/Под ред. В.П.Пазиловой; Пер. с фр. Г.С.Ливановой. М.: ЭКСМО, 2003.

3. Квасова И.И. Введение в философию. Учебное пособие. - М., 1999.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2001.

5. Философский словарь./Под ред. И.Г.Фролова - М.: Политиздат, 1991.

6. Философский энциклопедический словарь - М.: ИНФРА. - М., 1999.

Информация о работе Философские воззрения Френсиса Бэкона