Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:46, контрольная работа
Цель данной работы: проследить формирование философии Нового времени на основе мировоззрения выдающихся мыслителей этого периода.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Формирование философии Нового времени…………………………………..4
2. Выдающийся философ Нового времени: Фрэнсис Бэкон…………………….7
Заключение………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы…………………………………………….14
В
произведении «Великое Восстановление
Наук» Бэкон впервые
Своеобразие
интеллектуального ига
Его заслуга, в частности, состоит в том, что он со всей определенностью подчеркнул: научное знание проистекает из опыта, не просто из непосредственных чувствительных данных, а именно из целенаправленного организованного опыта, эксперимента. Более того, наука не может строиться просто на непосредственных данных чувства.
В
трактате «О достоинстве и преумножении
наук» мы находим интересный анализ
научного опыта типа «охота Пана», где
Бэкон разбирает различные способы постановки
опытов и модификации экспериментирования,
в частности изменение, распространение,
перенос, инверсию, усиление и соединение
экспериментов. Бэкон заключает рассмотрение
научного эксперимента такими замечательными
словами: «... не нужно падать духом и приходить
в отчаяние, если эксперименты, которым
отдано столько сил, не приводят к желаемому
результату. Конечно, успех опыта значительно
приятнее, но и неудача часто обогащает
нас новыми знаниями. И нужно всегда помнить
о том (мы повторяем это непрестанно), что
к светоносным опытам следует стремиться
еще настойчивее, чем к плодоносным».
Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. В древности все открытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод должен опираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которые должны систематизироваться в «естественной истории». В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте. Бэкон ставит перед собой задачу сформировать принцип научной индукции, «которая производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы».
В случае индукции мы, вообще говоря, имеем незавершенный опыт, и Бэкон понимает необходимость выработки таких эффективных средств, которые позволили бы, говоря современным языком, осуществлять возможно более полный и глубокий анализ информации, заключающейся в посылках индуктивного вывода.
Перечислим
некоторые особенности
Во-первых, средства индукции предназначаются для выявления форм «простых свойств», или «природ», как называет их Бэкон, на которые, вообще говоря, разлагаются все конкретные физические тела.
Во-вторых,
задача бэконовской индукции - выявить
«форму», в перипатетической терминологии
«формальную» причину, а отнюдь не «действующую»
или «материальную», которые, по его
мнению, частны и преходящи и поэтому
не могут быть неизменно и существенно
связаны с теми или иными простыми свойствами.
Он мыслил индукцию не как средство узкоэмпирического исследования, а как метод выработки фундаментальных теоретических понятий и аксиом естествознания, или, как он выражался, естественной философии.
Итак, бэконовское учение об индукции тесно связано с его философской онтологией, с аналитической методологией, с учением о простых природах и формах, с концепцией разных видов причинной зависимости.
Таким образом, мы с уверенностью можем назвать Фрэнсиса Бэкона одним из родоначальников современной экспериментирующей науки. Но еще важнее, пожалуй, то, что пионер естественнонаучной методологии не относился к своему учению как к истине в последней инстанции. Он прямо и откровенно ставил его лицом к лицу с будущим. «Мы не утверждаем, однако, что к этому ничего нельзя прибавить, - писал Бэкон. - Наоборот, рассматривая ум не только в его собственной способности, но и в его связи с вещами, мы должны установить, что искусство открытия может расти вместе с открытиями».
Бэкон
решительно переосмысливает предмет и
задачи науки. В отличие от античности,
когда к природе относились созерцательно,
становится задача обращения научного
знания на пользу человечеству: «знания
- сила», Бэкон ориентирует на поиск открытий
не в книгах, как схоласты, а в процессе
производства и ради него. Он обосновывает
важность индуктивного метода (от единичных
фактов к общим положениям).
Заключение
Для философии Нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.
Первым
философом, сознательно поставившим
перед собой задачу разработки научного
метода на основе математического понимания
природы, был Ф.Бэкон. Естествознание -
истинная наука, а физика, опирающаяся
на чувственный опыт - важнейшая часть
естествознания. Индукция, анализ, сравнение,
наблюдение, эксперимент - суть главные
условия рационального метода. Выдвижение
опыта и данных чувств в качестве конституирующего
основания познания есть философское
открытие Фрэнсиса Бэкона, сформировавшее
одну из основных доктрин философии этого
периода - доктрину эмпиризма.
Список использованной литературы
1. Ахиезер А.С. Философская основа социокультурной теории и методологии//Вопросы философии. - 2000. - №9.
2. Каратини Р. Введение в философию/Под ред. В.П.Пазиловой; Пер. с фр. Г.С.Ливановой. М.: ЭКСМО, 2003.
3. Квасова И.И. Введение в философию. Учебное пособие. - М., 1999.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2001.
5. Философский словарь./Под ред. И.Г.Фролова - М.: Политиздат, 1991.
6. Философский энциклопедический словарь - М.: ИНФРА. - М., 1999.