Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 15:12, контрольная работа
Характеристика и основные особенности способов толкования истины. Основные положения формулирования истины Аристотелем. Понятие абсолютной и относительной истины, их основные критерии.
Проблема истины в философии. Критерии истины.
Большинство
проблем философской теории познания
так или иначе концентрируются
вокруг проблемы истины, конкретизируют
и дополняют ее. Часто истину отождествляют
с сущностью. Истина является также
важнейшим мировоззренческим
Проблема истины достаточно сложна. Вспомним
атомистическую концепцию Демокрита:
«Все тела состоят из атомов, атомы неделимы».
Она была бесспорной на протяжении почти
двух с половиной тысячелетий. Теперь
она предстает не как истина, а как заблуждение.
Но, скорее всего, таким же заблуждением
является значительная часть существующих
ныне научных теорий, которые могут быть
опровергнуты с течением времени. В силу
подобных коллизий в истории философии
сложились несколько пониманий, способов
толкования истины.
1. Онтологическая.
«Истина — это то, что есть».
Демонстрацией подобного
2. Гносеологическое.
«Истина — это соответствие
знаний действительности». Это
классическая гносеологическая
концепция. Однако и в этом
случае возникает много
3. Позитивистская.
«Истина — это опытная
4. Прагматическая.
«Истина — это полезность
5. Конвенциональная
(основоположник — Ж. А.
Скорее всего понятие истины объединяет
в себе все эти подходы: это и то, что есть
на самом деле, и соответствие нашего знания
тому, что есть на самом деле, но в тоже
время это и определенное соглашение,
договор о принятии данной истины.
Истина одновременно:
Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.
Ложь — намеренное искажение верного.
В познавательной
деятельности людей большое значение
имеет вера, уверенность, убеждение.
В процессе познания субъект не отдаляется
от мира, а становится ему ближе,
объединяется с ним. Поэтому познавательные
отношения — это не отношения
безличности и безразличия, а
отношения заинтересованности. Поэтому
в самом познавательном процессе
присутствуют моменты волевого выбора
убеждения и веры.
По сути дела вера — отправная точка всякого
познания и его цель. Она помогает преодолеть
разрыв между знанием и незнанием. В процессе
познания человек всегда становится перед
выбором — между более убедительным и
менее убедительным объяснением. Поэтому
необходима вера в свои возможности —
для мобилизации духовных сил при недостатке
информации или отсутствии точных доказательств.
И если предметом убеждения является логически
обоснованное и опытно подтвержденное
знание, то вера имеет в качестве предмета
гипотетические положения.
Понимание — состояние сознания фиксируемое
субъектом, как уверенность в правильности
воссозданных представлений и содержания
воздействия .
Понимание другой личности заключается
в воспроизведении свойственной ей системы
смыслов. Понимание реализуется, прежде
всего, через диалог.
Понимание предполагает как отождествление
себя с другими, так и сохранение своего
«я».
Интерпретация — вариант изложения
понимания. Художественная литература
предоставляет нам возможность филологической
интерпретации.
Соотношение:
Знание — понимание — интерпретация.
Знание — все знают это стихотворение.
Понимание — каждый по-своему. И
в результате понимания дают свою
интерпретацию.
Но интерпретации могут подвергаться
исторические события и факты, теории
и теоретические концепции, нормы поведения
и поступки и т. д.
Основные концепции истины, понятие объективной,
абсолютной и относительной истины
Впервые философское понятие истины введено
Парменидом как противопоставление мнению.
Основным критерием истины признавалось
тождество мышления и бытия. Наиболее
разработанной теорией истины в античной
философии выступала концепция Платона,
согласно которой истина есть сверхэмпирическая
идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное
свойство остальных «идей». Причастность
человеческой души миру идей связывает
душу с истиной. В средневековой философии
Августин, опиравшийся на взгляды Платона,
проповедовал учение о врождённости истинных
понятий и суждений (в XVII в. эта концепция
развивалась Р.Декартом). Начиная с XIII
в. была распространена теория Фомы Аквинского,
придерживавшегося учения Аристотеля
и развивавшего это учение с позиции гармонического
единства познающего разума и верующего
(христианского) мышления. До сих пор наиболее
распространенной концепцией истины является
корреспондентская или классическая концепция
истины. Её основные положения сформулированы
Аристотелем, главное из них сводится
к формуле:- истина есть соответствие вещи
и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei et intellectus).
В классическом смысле истина — это адекватная
информация об объекте, получаемая посредством
чувственного и интеллектуального изучения
либо принятия сообщения об объекте и
характеризуемая с позиции достоверности.
Более упрощенная трактовка совпадает
с таким тезисом:- истина есть адекватное
отображение действительности в сознании.
Понимание истины как соответствия знаний
и вещей было свойственно в античности
Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая
концепция истины признавалась Фомой
Аквинским, Г. Гегелем, К. Марксом и другими
мыслителями. В частности, французские
философы-сенсуалисты (например, Э. Кондильяк)
определяли истину, постулируя её в своих
формулах в принципе как адекватное отображение
действительности и тем самым присоединяясь
к приверженцам корреспондентской теории.
Общая ориентация на классические воззрения
присуща также и некоторым философам XX
в. (А. Тарский, К. Поппер и др.). В классической
концепции действительность трактуется,
главным образом, как объективная реальность,
существующая независимо от нашего сознания.
Действительность включает в себя не только
воспринимаемый мир, но и субъективную,
духовную сферу. Особым образом здесь
следует сказать о познании; его результат
(истина), а также сам объект познания понимаются
неразрывно связанными с предметно-чувственной
деятельностью человека. Позднее к этому
прибавилось понимание истины не только
как статичного явления, но и как динамичного
образования или процесса. Некоторые сторонники
классической концепции трактовали истину
более возвышенно, но также и более неопределенно.
Они понимали истину как свойство субъекта,
совпадающее с его согласием с собой, комплексом
априорных форм чувственности и мышления
(И. Кант) или даже в виде вечного, вневременного,
неизменного и безусловного свойства
идеальных объектов (Платон, Августин).
Сторонники таких воззрений составляли
достаточно многочисленную группу философов.
Они видели истину в идеале, в некотором
недостижимом пределе. Это понимание долгое
время господствовало, имея таких последователей
как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И.
Фихте и другие мыслители. В границах ещё
одного направления, эмпиризма, истина
понималась как соответствие мышления
ощущениям субъекта (Д. Юм в XVIII в., Б. Рассел
в ХХ в.), либо в качестве совпадения идей
и поступков со стремлениями личности
(У. Джемс, Х. Файхингер). Р. Авенариус и
Э. Мах понимали истину как согласованность
ощущений. М. Шлик и О.Нейрат рассматривали
истинность как последовательную связь
предложений науки и чувственного опыта.
Конвенционалисты (например, А. Пуанкаре)
утверждали, что дефиниция истины и её
содержание носят условно-договорный
характер. С конца XIX — середины XX вв. в
философии усиливается иррационалистический
подход к пониманию истины. Ф. Ницше связывал
истину с идеями вечного возвращения и
переоценки ценностей. Ж.-П. Сартр считал,
что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты
в целом противопоставляли объективной
истине представление о личной истине,
в границах которой интуитивно раскрывается
бытие в его подлинности. Согласно наиболее
распространенным воззрениям в западной
философии середины XX в. истина есть особый
идеальный объект (Ж. Маритен, Н. Гартман
и др.). Такое понимание истины неразрывно
связано с пониманием бытия как трансцендентного,
сверхчувственного и рационально до конца
не постижимого феномена. Одним из важных
итогов философских исследований выступает
различие между абсолютной и относительной
истиной. Абсолютная истина — это полное,
исчерпывающее знание о мире как о сложно
организованной системе. Относительная
истина — это неполное, но в некоторых
отношениях верное знание о том же самом
объекте. Также необходимо выделить тезис
о конкретности истины. Конкретность истины
есть зависимость знания от связей и взаимодействий,
присущих тем или иным явлениям, от условий,
места и времени, в которых знания существуют
и развиваются. В содержание этого тезиса
входит идея, которая была востребована
в сравнительно позднее время при достижении
понимания мира как динамичного целого,
изменяющейся материальной системы.В
некотором смысле доводя эту точку зрения
до логического завершения, теоретики
постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез) изображали
познание в качестве обреченного на неудачу
процесса вечной «погони» за истиной как
иллюзией или «симулякром».
Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истине философия предложить не смогла, т.к. философские системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории, претендующие на название "абсолютная истина", отрицают сами себя (кстати, в диалектическом развитии), что в приводит к нигилизму. Последний в общих чертах сводится к утверждению, что "всякая истина относительна", которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.
Относительная
истина — философское понятие, отражающее
утверждение, что абсолютная истина (или
истина в последней инстанции) труднодостижима.
Согласно этой теории, можно только приближаться
к абсолютной истине, и по мере этого приближения
создаются новые представления, а старые
отбрасываются. Теории, утверждающие существование
абсолютной истины, часто называют метафизикой,
относительной истины — релятивизмом.
Понятие относительной истины используется
в учении о диалектике. Разновидностью
относительной истины является правда.
Относительная истина всегда отражает
текущий уровень нашего знания о природе
явлений. Например, утверждение «Земля
вертится» — абсолютная истина, а утверждение
о том, что вращение Земли происходит с
такой-то скоростью, — относительная истина,
которая зависит от методов и точности
измерения этой скорости.
Объективная истина — это такое содержание
наших знаний, которое не зависит от субъекта
по содержанию (по форме всегда зависит,
поэтому истина субъективна по форме).
Признания объективности истины и познаваемости
мира равнозначны и не имеют ничего общего
с относительным понятием иррационалистической
философии.
Критерии
истины
Основным критерием истины в познании
выступает практика, т.е. материальная,
чувственно-предметная деятельность людей.
Этот критерий обладает по меньшей мере
двумя достоинствами:
1) апеллируя
к материальному началу, он выводит
нас за пределы чисто
2) позволяет
обосновать предельную для
Однако
этот принцип отнюдь не претендует
на установление «окончательной истины
в последней инстанции». Это скорее
— правило целесообразного
• согласованность
или формально-логическая непротиворечивость
знания, обеспечиваемая дедуктивным
способом развертывания теории;
• простота — хорошей считается та концепция,
которая объясняет максимально широкий
круг явлений, опираясь на минимальное
количество исходных принципов;
• внутреннее изящество, гармоничность,
красота и даже остроумие предлагаемых
гипотез и др.