Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:39, контрольная работа
Философия (греч. phileo -- люблю и sofia -- мудрость; буквально -- любовь к мудрости) -- форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
В отличие от иных форм мировоззренческого сознания, предшествующих философии, - мифологии и религиозного мировоззрения, -- философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ……………………..……5
2. СТАНОВЛЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСЛОФИИ……………….……...…..6
3. ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ…............9
3.1 Философия древнего даосизма…....................................................10
3.2 Философия древнего конфуцианства………………......................13
3.3 Воззрения школы легистов...............................................................15
3.4 Моизм…………………………………..……………………….…..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...….….......23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
управление»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
Тема: Философские школы древнего Китая:
а) конфуцианство; б) даосизм; в) моизм; г) легизм.
_______________
студент гр. 3ГЗ-3
_______________
Уфа 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ……………………..……5
2. СТАНОВЛЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСЛОФИИ……………….……...…..6
3. ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ…............9
3.1 Философия древнего
даосизма….....................
3.2 Философия древнего
конфуцианства………………...........
3.3 Воззрения школы легистов......
3.4 Моизм…………………………………..……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...….…......
ВВЕДЕНИЕ
Философия (греч. phileo -- люблю и sofia -- мудрость; буквально -- любовь к мудрости) -- форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
В отличие от иных форм мировоззренческого сознания, предшествующих философии, - мифологии и религиозного мировоззрения, -- философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.
Философия противопоставила
антропоморфизму мифологии
Это же стремление к выработке
целостной системы
Философия, таким образом,
выступает как рационально-
1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Китайская философия сложилась в 7-6 вв. до н.э. на рубеже эпох Чуньцю (8-5 вв. до н.э.) и Чжаньго (5-3 вв. до н.э.) во время правления династии Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Свое начало китайская философия ведет от учений Лао-цзы (6 в. до н.э.), Конфуция (551-479 гг. до н.э.) и «Книги перемен» (8-4 вв. до н.э.).
Вследствие отсутствия единого критерия, периодизация китайской философии осуществляется в историко-философской науке по различным основаниям.
1) По порядку смены правящих династий. Например, философия периода Чуньцю - Чжаньго, философия периода двух династий Хань и т.д.
2) По европейской линейной
матрице со смещением
ѕ древний (11-3 вв. до н.э.);
ѕ средневековый (3 в. до н.э. - 19 в. н.э.);
ѕ новый (середина 19 в. - 4 мая 1919г.);
ѕ новейший (с 1919 г. по настоящее время).
3) По основным направлениям,
каждое из которых
Относительно древнего периода развития китайской философии у исследователей нет принципиальных разногласий. По любым критериям он устанавливается в рамках 7-3 вв. до н.э.
2. СТАНОВЛЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСЛОФИИ
Все школы и направления китайской философии вырастают из общей основы, которую можно назвать культурой Дао. В социально-историческом и теоретическом срезах становление китайской философии охватывает два периода: родовой и переходный от рода к государству с соответствующими типами родового и переходного мировоззрений. Культура Дао сложилась в первый период.
Дао понимается как сущность жизни. Геометрически Дао изображают в виде сферы с вписанным в нее кубом. Жизненные функции Дао поддерживаются вселенскими ритмами инь и ян. Ян воспринимается извне и генерируется внутри Дао сферой, инь - кубом. Организм Дао наполнен пустотой, в которой растворены идеальное, духовное и телесное качества. Пустота пронизана системой энергетических полей. Пять иньских полей располагаются по горизонтали, они взаимодействуют по кругу и в такой же последовательности поочередно заходят в центр. Пять янских полей располагаются вертикально и взаимодействуют по траектории в виде восьмерки и тоже в определенной последовательности входят в центр. Все энергетические поля являются парными аналогами друг друга. В центре - противоположные поля инь и ян сливаются в единство и образуют новый ритм цзы. Вместе с инь и ян он составляет генетическую триаду культуры Дао: инь-цзы-ян. В полном цикле сопряжения поля сплетают 25-частную спираль Дао.
С началом разрушения рода
и зарождением государства
Движимый трагическими обстоятельствами хаоса человек сознательно берет на себя заботу о восстановлении гармонии культуры Дао. Это делают отдельные способные к тому личности. Они ставят себя на место центрального элемента цзы в системе архетипа у чан - у син, восстанавливают генетическую триаду инь-цзы-ян и реставрируют Дао. Их теоретическое творчество и проповедуемый ими образ жизни в каждом реставрируемом ими типе культуры Дао принимает статус философии. Такие люди получают имя цзы и потому все древнекитайские философы называются цзы: Лао-цзы, Кун-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Моцзы, Сюнь-цзы и другие.
Философы направляются в центр дао как ставленники природных и социальных верхов и низов: от широкой Земли и народа (минь), от высокого Неба и правителя (цзюнь). Соответственно они реставрируют Дао на горизонтальной и вертикальной составляющих архетипа у чан/ у син. В китайской философии рождаются два основных направления - даосизм и конфуцианство, между которыми помещается призванное интегрировать их учение «Книги перемен».
Каждое из направлений вырабатывает свой термин и понятие философии. В конфуцианстве философия называются хаосюэ, что является аналогом греческого слова «философия». Дословно хаосюэ, как и в греческом языке, означает любовь к мудрости: хао - любить, сюэ - мудрость, учение.
В даосизме философия называется
цзюэсюэ - отрицание мудрости: цзюэ
- отрицать, сюэ - мудрость. Однако это
только отрицание иллюзорной человеческой
самости и утверждение
Учение «Книги перемен» вырабатывает свой термин и понятие философии, которые не изрекаются в слове, но выражаются символически в триграммах и гексаграммах.
Таким образом, китайская философия вводит в мировую философскую культуру не один, а сразу три термина и соответственно три идеи философии.
Реставрация культуры Дао конфуцианством, даосизмом начинается с духовной сущности. Этим определяются исходные характеристики древнекитайской философии:
1) В своих истоках и эволюции китайская философия есть философия дао (в аналогах инь и ян - это философия Дао и Дэ).
2) Китайская философия
начинается с решения духовно-
3) Китайская философия сознает и именует себя в специальных терминах, понятиях и идеях, стоит вровень с мировой философией и открывает путь историко-философской компаративистики.
3. ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Первую классификацию философских школ представил Сыма Тань (2-1 вв. до н.э.) в трактате «Основные указания о шести школах». Сыма Тань условно выделил шесть школ:
ѕ «натурфилософы» (инь-ян цзя);
ѕ «ученые конфуцианцы» (жу цзя);
ѕ «моисты» (мо цзя);
ѕ «школа имен» (мин цзя);
ѕ «законники» (фа цзя);
ѕ «даосисты» (дао дэ цзя).
Его сын, знаменитый историк Сыма Цянь, включил трактат в свои «Записки историка».
Классификацию продолжил Лю Синь (2 в. до н.э.). Она сохранилась в повторении ее Бань Гу (32-92 гг. н.э.) в «Истории ранней династии Хань». К названным выше Лю Синь добавил еще четыре школы:
ѕ «дипломаты» (цзун хэн цзя);
ѕ «эклектики» (цза цзя);
ѕ «аграрники» (нун цзя);
ѕ «литераторы» (сяо шо цзя).
Последняя не имела самостоятельного значения и общее число школ, таким образом, равнялось девяти.
С позиций историко-философской
науки классификации
3.1 Философия древнего даосизма
Древний даосизм представлен учениями Лао-цзы (6 в. до н.э.), Лец-зы (6 в. до н.э.), Ян Чжу (ок. 440-334 гг. до н.э.), Чжуанцзы (ок. 369- ок. 286 гг. до н.э.) в сочинениях, названных их же именами: «Лао-цзы» (впоследствии «Дао дэ цзин»), «Ян Чжу» (сочинение утрачено, сохранилась лишь одна глава в «Лец-зы»), «Лец-зы» и «Чжуан-цзы». Основоположником даосизма считается Лао-цзы.
Даосизм базируется на горизонтальной (иньской) составляющей архетипа у чан/ у син, мировоззренчески обращен на родовое прошлое, в котором усматривает природно-социальный идеал. Даоский идеал человека - совершенномудрый человек (шэн жэнь). Он выдвигается в центр Дао на место цзы в качестве духовного наставника Поднебесной. Совершенномудрый центрирует Поднебесную и во всех жизненных значениях превращает ее в единую семью и дом.
Лао-цзы отрицательно оценивает тогдашнее настоящее и называет его хаосом. Причину хаоса он усматривает в нарушении цивилизацией естественного миропорядка Дао, в результате чего человек утрачивает подлинную самость. В пределе космических истоков Дао есть вселенская пустота, пронизанная натяженностью сил инь и ян. Свою философскую задачу Лао-цзы видит в том, чтобы вывести Поднебесную из трагических границ цивилизации, вернуть ее по эволюционному духовному маршруту к вселенской пустоте и оттуда провести по пути естественной генерации без цивилизационных помех. Все это Лао-цзы описывает как инволюционно-эволюционный космогенез Дао.