Философские школы древнего Китая: а) конфуцианство; б) даосизм; в) моизм; г) легизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Философия (греч. phileo -- люблю и sofia -- мудрость; буквально -- любовь к мудрости) -- форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
В отличие от иных форм мировоззренческого сознания, предшествующих философии, - мифологии и религиозного мировоззрения, -- философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ……………………..……5
2. СТАНОВЛЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСЛОФИИ……………….……...…..6
3. ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ…............9
3.1 Философия древнего даосизма…....................................................10
3.2 Философия древнего конфуцианства………………......................13
3.3 Воззрения школы легистов...............................................................15
3.4 Моизм…………………………………..……………………….…..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...….….......23

Работа содержит 1 файл

Философские школы древнего Китая.docx

— 43.66 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

 

 

            

 

 

 

                                             Кафедра «Региональная экономика  и

 управление»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

          по дисциплине «Философия»

Тема: Философские школы древнего Китая:

а) конфуцианство; б) даосизм; в) моизм; г) легизм.

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнил:                                                        

                          _______________                        студент гр. 3ГЗ-3                                                        

                                подпись                                        Пришивалко Е.А.

                                                                                Шифр: 3-10.01.090

 

 

                                                                                 Проверил:

                          _______________                             Истамгалин Р.С.

                                  подпись

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ……………………..……5

2. СТАНОВЛЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСЛОФИИ……………….……...…..6

3. ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ…............9

3.1 Философия древнего  даосизма…....................................................10

3.2 Философия древнего  конфуцианства………………......................13

3.3 Воззрения школы легистов...............................................................15

3.4 Моизм…………………………………..……………………….…..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...….….......23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Философия (греч. phileo -- люблю  и sofia -- мудрость; буквально -- любовь к  мудрости) -- форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

В отличие от иных форм мировоззренческого сознания, предшествующих философии, - мифологии и религиозного мировоззрения, -- философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.

Философия противопоставила антропоморфизму мифологии представление о мире как о сфере действия безличных объективных сил, а традиционности и непосредственности мифа -- сознательный поиск альтернативных вариантов подобных представлений, их взаимную критику и принятие этих вариантов на основе логической аргументации.

Это же стремление к выработке  целостной системы миропонимания  на основе интеллекта отличает философию  от религиозного сознания, с которым она в течение многих веков находилась в тесном, порой весьма противоречивом, сложном взаимодействии, и для которого характерно преимущественное внимание к эмоциональной сфере мировоззрения, к тревогам и надеждам человека, к поиску веры, к стремлению к личностному общению с абсолютом.

Философия, таким образом, выступает как рационально-теоретическая  форма мировоззрения. Напряженность  творческих поисков философской  мысли связана, прежде всего, со стремлением  теоретически осмыслить проблемы взаимоотношений человека и мира, “вписанности” человека в мир, выработать такое целостное понимание мира, которое давало бы возможность включить в него человека и при этом рассматривать человека с точки зрения универсума в целом, понять его место и предназначение в природном и социальном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ   КИТАЙСКОЙ   ФИЛОСОФИИ

Китайская философия сложилась  в 7-6 вв. до н.э. на рубеже эпох Чуньцю (8-5 вв. до н.э.) и Чжаньго (5-3 вв. до н.э.) во время правления династии Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Свое начало китайская философия ведет от учений Лао-цзы (6 в. до н.э.), Конфуция (551-479 гг. до н.э.) и «Книги перемен» (8-4 вв. до н.э.).

Вследствие отсутствия единого  критерия, периодизация китайской философии  осуществляется в историко-философской  науке по различным основаниям.

1) По порядку смены  правящих династий. Например, философия  периода Чуньцю - Чжаньго, философия периода двух династий Хань и т.д.

2) По европейской линейной  матрице со смещением хронологических вех. Выделяют четыре периода:

ѕ древний (11-3 вв. до н.э.);

ѕ средневековый (3 в. до н.э. - 19 в. н.э.);

ѕ новый (середина 19 в. - 4 мая 1919г.);

ѕ новейший (с 1919 г. по настоящее  время).

3) По основным направлениям, каждое из которых подразделяется  на периоды в зависимости от  изменения содержания. Например, раннее  конфуцианство, ортодоксальное конфуцианство, сунское неоконфуцианство, современное конфуцианство и т.д.

Относительно древнего периода  развития китайской философии у  исследователей нет принципиальных разногласий. По любым критериям  он устанавливается в рамках 7-3 вв. до н.э.

 

 

 

 

 

 

2. СТАНОВЛЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСЛОФИИ

Все школы и направления  китайской философии вырастают  из общей основы, которую можно назвать культурой Дао. В социально-историческом и теоретическом срезах становление китайской философии охватывает два периода: родовой и переходный от рода к государству с соответствующими типами родового и переходного мировоззрений. Культура Дао сложилась в первый период.

Дао понимается как сущность жизни. Геометрически Дао изображают в виде сферы с вписанным в нее кубом. Жизненные функции Дао поддерживаются вселенскими ритмами инь и ян. Ян воспринимается извне и генерируется внутри Дао сферой, инь - кубом. Организм Дао наполнен пустотой, в которой растворены идеальное, духовное и телесное качества. Пустота пронизана системой энергетических полей. Пять иньских полей располагаются по горизонтали, они взаимодействуют по кругу и в такой же последовательности поочередно заходят в центр. Пять янских полей располагаются вертикально и взаимодействуют по траектории в виде восьмерки и тоже в определенной последовательности входят в центр. Все энергетические поля являются парными аналогами друг друга. В центре - противоположные поля инь и ян сливаются в единство и образуют новый ритм цзы. Вместе с инь и ян он составляет генетическую триаду культуры Дао: инь-цзы-ян. В полном цикле сопряжения поля сплетают 25-частную спираль Дао.

С началом разрушения рода и зарождением государства культура Дао деформировалась. Элементы инь  и ян сходят со своих спиральных орбит, в центробежной направленности разрывают объем Дао, а в центростремительной сталкиваются в противоборстве. В результате Дао ввергается в хаос.

Движимый трагическими обстоятельствами хаоса человек сознательно берет на себя заботу о восстановлении гармонии культуры Дао. Это делают отдельные способные к тому личности. Они ставят себя на место центрального элемента цзы в системе архетипа у чан - у син, восстанавливают генетическую триаду инь-цзы-ян и реставрируют Дао. Их теоретическое творчество и проповедуемый ими образ жизни в каждом реставрируемом ими типе культуры Дао принимает статус философии. Такие люди получают имя цзы и потому все древнекитайские философы называются цзы: Лао-цзы, Кун-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Моцзы, Сюнь-цзы и другие.

Философы направляются в  центр дао как ставленники  природных и социальных верхов и  низов: от широкой Земли и народа (минь), от высокого Неба и правителя (цзюнь). Соответственно они реставрируют Дао на горизонтальной и вертикальной составляющих архетипа у чан/ у син. В китайской философии рождаются два основных направления - даосизм и конфуцианство, между которыми помещается призванное интегрировать их учение «Книги перемен».

Каждое из направлений  вырабатывает свой термин и понятие  философии. В конфуцианстве философия называются хаосюэ, что является аналогом греческого слова «философия». Дословно хаосюэ, как и в греческом языке, означает любовь к мудрости: хао - любить, сюэ - мудрость, учение.

В даосизме философия называется цзюэсюэ - отрицание мудрости: цзюэ - отрицать, сюэ - мудрость. Однако это  только отрицание иллюзорной человеческой самости и утверждение подлинной  всеобщей самости человека, входящей в даосизме в понятие цзыжань - естественность. В качестве любви  даоская цзюэ сопоставима с другим греческим словом, означающим любовь. Даоская философия цзюэсюэ, противоположная  конфуцианской хаосюэ, в греческой  транскрипции может быть названа  агапософия.

Учение «Книги перемен» вырабатывает свой термин и понятие философии, которые не изрекаются в слове, но выражаются символически в триграммах и гексаграммах.

Таким образом, китайская  философия вводит в мировую философскую культуру не один, а сразу три термина и соответственно три идеи философии.

Реставрация культуры Дао  конфуцианством, даосизмом начинается с духовной сущности. Этим определяются исходные характеристики древнекитайской философии:

1) В своих истоках и  эволюции китайская философия  есть философия дао (в аналогах инь и ян - это философия Дао и Дэ).

2) Китайская философия  начинается с решения духовно-нравственной  проблематики.

3) Китайская философия  сознает и именует себя в  специальных терминах, понятиях и идеях, стоит вровень с мировой философией и открывает путь историко-философской компаративистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Первую классификацию  философских школ представил Сыма Тань (2-1 вв. до н.э.) в трактате «Основные  указания о шести школах». Сыма Тань условно выделил шесть школ:

ѕ «натурфилософы» (инь-ян цзя);

ѕ «ученые конфуцианцы» (жу цзя);

ѕ «моисты» (мо цзя);

ѕ «школа имен» (мин цзя);

ѕ «законники» (фа цзя);

ѕ «даосисты» (дао дэ цзя).

Его сын, знаменитый историк  Сыма Цянь, включил трактат в свои «Записки историка».

Классификацию продолжил  Лю Синь (2 в. до н.э.). Она сохранилась  в повторении ее Бань Гу (32-92 гг. н.э.) в «Истории ранней династии Хань». К  названным выше Лю Синь добавил еще  четыре школы:

ѕ «дипломаты» (цзун хэн цзя);

ѕ «эклектики» (цза цзя);

ѕ «аграрники» (нун цзя);

ѕ «литераторы» (сяо шо цзя).

Последняя не имела самостоятельного значения и общее число школ, таким  образом, равнялось девяти.

С позиций историко-философской  науки классификации философских школ Сыма Таня и Лю Синя имеют выраженный библиографический характер и во многом условны. В них нет единого мировоззренческого основания: одни школы называются по имени основоположника (моисты - последователи философа Моцзя), другие - по профессии и составу (ученые-конфуцианцы), третьи - по основной категории или символу (даосисты - по Дао, законники - по категории фа - закона).

 

 

3.1 Философия древнего даосизма

Древний даосизм представлен  учениями Лао-цзы (6 в. до н.э.), Лец-зы (6 в. до н.э.), Ян Чжу (ок. 440-334 гг. до н.э.), Чжуанцзы (ок. 369- ок. 286 гг. до н.э.) в сочинениях, названных их же именами: «Лао-цзы» (впоследствии «Дао дэ цзин»), «Ян Чжу» (сочинение утрачено, сохранилась лишь одна глава в «Лец-зы»), «Лец-зы» и «Чжуан-цзы». Основоположником даосизма считается Лао-цзы.

Даосизм базируется на горизонтальной (иньской) составляющей архетипа у чан/ у син, мировоззренчески обращен на родовое прошлое, в котором усматривает природно-социальный идеал. Даоский идеал человека - совершенномудрый человек (шэн жэнь). Он выдвигается в центр Дао на место цзы в качестве духовного наставника Поднебесной. Совершенномудрый центрирует Поднебесную и во всех жизненных значениях превращает ее в единую семью и дом.

Лао-цзы отрицательно оценивает  тогдашнее настоящее и называет его хаосом. Причину хаоса он усматривает  в нарушении цивилизацией естественного миропорядка Дао, в результате чего человек утрачивает подлинную самость. В пределе космических истоков Дао есть вселенская пустота, пронизанная натяженностью сил инь и ян. Свою философскую задачу Лао-цзы видит в том, чтобы вывести Поднебесную из трагических границ цивилизации, вернуть ее по эволюционному духовному маршруту к вселенской пустоте и оттуда провести по пути естественной генерации без цивилизационных помех. Все это Лао-цзы описывает как инволюционно-эволюционный космогенез Дао.

Информация о работе Философские школы древнего Китая: а) конфуцианство; б) даосизм; в) моизм; г) легизм